evgechesnokov (evgechesnokov) wrote,
evgechesnokov
evgechesnokov

Category:

Авиамоторная улица

16 августа 2017 года
Фотопроект «Город на память». 351. Авиамоторная улица

Само название - Авиамоторная - намекает на индустриальную специфику улицы и её окрестностей, а появилось оно в 1933 году после создания здесь Центрального института авиационного моторостроения. Прежнее название - Первая улица Всехсвятской Слободы - в советские годы стало совсем неактуальным. До середины ХХ века Авиамоторная завершалась на пересечении с шоссе Энтузиастов, но в 1950 году была продлена через Дангауэровку в большую промышленную зону и сейчас её длина составляет три с половиной километра.

00. Авиамоторная ул. д63с1. Мельников. 08.08.17.02..jpg

Авиамоторная в те времена была улицей будущего - мощная научно-производственная база давала стране передовые технологии, несколько крупных вузов готовили кадры для советской науки, в Дангауэровской слободе построили образцовый посёлок для рабочих. Градостроители не забыли и про досуг жителей, здесь есть стадион, кинотеатры, клуб, скверы. Научный потенциал Авиамоторной сохранился до наших дней, а окрестные фабрики и заводы закрываются один за другим, превращаясь в бизнес-центры или строительные площадки под новую застройку.

Смотрите старые фотографии. Авиамоторная улица, 1. Школа № 424. 2000 год: https://pastvu.com/p/212793

02. Авиамоторная улица. д1. 10.08.17.01..jpg
Авиамоторная улица, 1 - на месте довоенного конструктивистского школьного здания построено современное (2006)

03. Авиамоторная улица. д2. 10.08.17.01..jpg
Авиамоторная улица, 2. Проходная Центрального института авиационного моторостроения имени П.И.Баранова. Институт был основан в 1930 году и с тех пор причастен к созданию всех отечественных авиадвигателей. Уже в первые годы здесь был сконструирован М-34 – самый мощный авиадвигатель СССР того периода, позволивший экипажам Громова и Чкалова совершить серию героических перелетов, в том числе в США через Северный полюс. В ходе Великой Отечественной войны разработки ЦИАМ позволили добиться качественного превосходства советской авиации над немецкой. При участии специалистов института создавались двигатели для реактивной авиации, в том числе признанный шедевром инженерной мысли НК-12.

04. Солдатская ул. д17. кино Спутник. 10.08.17.02..jpg
В месте, где Солдатская улица плавно переходит в Авиамоторную, находится кинотеатр «Спутник», открывшийся в 1958 году. Здание построено по типовому проекту, после недавнего ремонта главный зал рассчитан на 238 мест. «Спутник» (Солдатская улица, 15) входит в сеть кинотеатров «Московское кино», помимо киносеансов здесь проходят концерты, творческие встречи, дискуссионные клубы, мастер-классы, в 2015 году открылась театральная площадка СЦЕНА|СПУТНИК.

Смотрите старые фотографии. Панорама Лефортово. 1980-1981 гг.: https://pastvu.com/p/418256 Самое начало Авиамоторной улицы. На снимке на переднем плане кинотеатр «Спутник» (вид сзади, из этих дверей зрители выходили после сеанса), ЦИАН, Лефортовская военная тюрьма (построена в 1881 году, после революции перешла в ведение советской пенитенциарной системы), здания МЭИ на Энергетической и Красноказарменной улицах, а на горизонте за шоссе Энтузиастов - промышленная зона. Где-то там вдали заканчивается Авиамоторная улица.

06. Солдатская улица. д17. кафе. 10.08.17.01...jpg
Солдатская улица, 17 - ещё немного ретро: типовое кафе «Минутка» 1988 года постройки позднее было переименовано в кафе «Улыбка»

08. Авиамоторная улица. д7. школа 720. 10.08.17.01..jpg
Авиамоторная улица, 7 - школьное здание

07. 2я Синичкина улица. 10.08.17.01...jpg
Позитив на 2-й Синичкиной улице

09. Юрьевский переулок. бизнес центр. 10.08.17.01...jpg
Авиамоторная здесь закладывает вираж (если вспомнить слэнг пилотов) и сворачивает направо вдоль железнодорожных путей в сторону шоссе Энтузиастов. Чуть в стороне остаётся бизнес-центр в Юрьевском переулке, в советские годы известный как завод «Спецтара».

Смотрите старые фотографии. Завод «Спецтара». 1960-1966 гг.: https://pastvu.com/p/386421 Считается, что предприятие занималось изготовлением деревянной ящичной тары, впрочем, звёзды на воротах намекают, что под незатейливым названием могло маскироваться и некое оборонное производство.

10. Авиамоторная улица. д35. 10.08.17.01..jpg
В 1956-1958 годах по нечётной стороне улицы выросли несколько нетипичных для Москвы зданий. Это одноподъездные жилые дома серии МГ-1, которые можно встретить и в других районах, но широкого распространения эта серия не получила.

11. Авиамоторная улица. д6. 10.08.17.02..jpg
Авиамоторная улица, 6 - Всероссийский НИИ нефтяной промышленности (ВНИИНП), история которого отсчитывается с создания в 1933 году Центрального института авиационных топлив и масел. С тех пор специалисты института решают инженерные проблемы нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Институтская крыша утыкана трубами, словно диковинными грибами.

Смотрите старые фотографии. Авиамоторная улица, 8. Корпуса Московского электротехнического института связи, построенные до войны. 1965-1967 гг.: https://pastvu.com/p/426202 Здесь размещалось студенческое общежитие № 1, а после 1969 года научно-исследовательский сектор и военная кафедра МЭИС. Институт был основан ещё в 1921 году на базе Электротехникума народной связи и сыграл большую роль в развитии телеграфной, телефонной и радиосвязи в СССР.

Вот лишь несколько примеров использования разработок МЭИС, которые стали полезны и доступны любому человеку. На выставке научно-технического творчества в 1953 году уже демонстрировался магнитофон и даже телерадиомагнитола, собранные руками студентов. Для организации «службы точного времени» на телефонной сети была создана аппаратура «Говорящие часы». В шестидесятые годы для Московского телецентра была разработана уникальная для того времени аппаратура «электронной рирпроекции», позволившая совмещать на экране телевизора изображения с двух камер - диктора и любого другого сюжета. Первые авторские свидетельства на сжатие видеосигналов по такому популярному ныне цифровому методу, как MPEG-4 были получены в восьмидесятых годах учёными этого вуза.

13. Авиамоторная улица. д8. 10.08.17.01..jpg

14. Авиамоторная улица. д8. 10.08.17.02..jpg

15. Авиамоторная улица. д8А. МТУСИ. 08.04.17.01..jpg
Аудиторный корпус (Авиамоторная улица, 8А) - самое старое здание вуза построено в 1931-1936 годах и выполнено в стиле конструктивизма с объемом полукруглой формы, образующим главный фасад, от которого отходят три луча. Здесь находятся ректорат, основные кафедры и факультеты, управляющие и экономические отделы университета. Имеется спортивный зал, актовый зал, несколько кафе и столовых. Левое крыло соединено переходной галереей по третьему этажу с библиотечным («Б») корпусом, правое - с лабораторным («Л») и корпусом кафедры передатчиков («П»). Современное название вуза - Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ).

Смотрите старые фотографии. МЭИС. Лаборатория антенн. 1965-1969 гг.: https://pastvu.com/p/426212

Памятник Сталину во дворе МЭИС. 1951 год: https://pastvu.com/p/100914


18. Улица Лапина. памятник МЭИС. 08.04.17.01...jpg
Памятник погибшим связистам

19А. Авиамоторная улица. д10. 10.08.17.01...jpg
Авиамоторная улица, 10. Калининский райком КПСС располагался в невыразительном административном здании, построенном в 1930-е годы, и с приходом новых властей его дни были сочтены. Теперь на его месте выстроен бизнес-центр «Авиа Plaza». А районная администрация (в наши дни это - Префектура Юго-Восточного административного округа г. Москвы), как встарь, находится на этом же перекрёстке, занимает один из корпусов бизнес-центра.

Смотрите старые фотографии. Сквер имени Калинина. 1948 год: https://pastvu.com/p/49655 Сквер сохранился, но первоначальная чёткая планировка не читается, деревья стали большими, появились новые постройки. Наибольшие изменения коснулись Лефортовского рынка - он закрыт и на его месте в 2017 году развернулось строительство транспортно-пересадочного узла ТПУ «Авиамоторная». Под землёй будет новая станция метрополитена, а над ней - 75-метровый билдинг с торговым центром, паркингом и апартаментами.

20. Авиамоторная. Сквер Калинина. 28.07.17.01...jpg

21. Авиамоторная. Сквер Калинина. 28.07.17.02..jpg

22. Авиамоторная улица. д41. 12.08.17.01..jpg
Авиамоторная улица, 41 - торговый комплекс возле сквера

24. Метро Авиамоторная. 10.08.17.01...jpg

Станция метро «Авиамоторная» открылась 30 декабря 1979 года. Оформление подземного зала посвящено строителям авиационных двигателей (скульпторы - Дж.Бодниек, Х.Рысин, художник - А.Мосийчук). Торцевая стена покрыта белым полированным мрамором и украшена металлической скульптурной композицией - восходящие потоки воздуха поднимают к небу женщину, парящую среди самолётов. Свод станции украшен декоративным куполом из анодированных под золото четырёхугольных пирамид - чеканные панно образуют подвесной потолок, на каждом панно изображены созвездия и солнечные лучи.

17 февраля 1982 года на «Авиамоторной» произошла авария: в результате поломки механизма работающего на спуск эскалатора пропало сцепление тележек лестницы с двигателем и эскалатор под тяжестью людей стал двигаться вниз с увеличенной скоростью. Пассажиры не могли устоять на ногах, не успевали сойти на платформу и в этой давке погибли 8 человек и 30 получили травмы. Дежурный по эскалатору пытался остановить машину, но ни рабочий, ни аварийный тормоз не помогли. Причиной трагедии стали конструктивные недоработки и ошибка мастера, который регулировал тормоза. После этой трагедии были проверены все эскалаторы серии ЭТ - усилены ступени, модернизированы тормоза, заменены приводные валы.

25. Метро Авиамоторная. 10.08.17.02..jpg

23. Метро Авиамоторная. 10.08.17.03..jpg

Смотрите старые фотографии. Перекрёсток Авиамоторной улицы и шоссе Энтузиастов. 1947-1948 год: https://pastvu.com/p/7556

27. Авиамоторная улица. д18. 08.04.17.01..jpg

27. Авиамоторная ул. д18. 08.08.17. 01..jpg

Авиамоторная улица поглотила Центральный проезд Дангауэровского городка и потянулась дальше, в самую гущу промышленных предприятий. Дангауэровка - это жилые кварталы на улицах Авиамоторная, Пруд Ключики, Кабельные, построенные различными ведомствами для своих рабочих. Здания объединяет общий архитектурный стиль и период постройки - с 1929 по 1935 годы. Подробности в сюжете: http://www.yamoskva.com/node/65547

28. Дангауэровка. 08.08.17.19..jpg

29. Дангауэровка. Авиамоторная. 20. 08.08.17.01..jpg

30. Дангауэровка. Авиамоторная. д22. 08.04.17.03..jpg

31. Дангауэровка. Авиамоторная. 49. 08.08.17.01..jpg

32А. Дангауэровка. Авиамоторная. 49. 08.08.17.07..jpg

32Б. Дангауэровка. 08.08.17.10. Ленин..jpg
Памятник Ленину во дворе Дангауэровки

32В. Авиамоторная. сквер 65 лет Победе. 08.08.17.02..jpg
Монумент, символизирующий единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны.

32Г. Авиамоторная ул. д26. школа. 08.08.17. 01..jpg
Довоенная школа в Дангауэровке (сейчас его занимает Межотраслевой научно-исследовательский институт «Интеграл»)

33. Авиамоторная ул. д30Ак1. Ковчег. 08.08.17.10..jpg
Авиамоторная улица, 30А корпус 1 - школа № 1321 «Ковчег» при Центре лечебной педагогики. Краеведческие или мемориальные уголки при школах - явление распространённое, но энтузиасты из Дангауэровки создали настоящий Музей кочевой культуры со множеством удивительных экспонатов, привезённых из разных стран мира. Это подлинные жилища кочевых племён, вездеход геологов, танк Т-26 и другие раритеты. А ещё здесь есть конюшня с левадой и живые козы.

34. Авиамоторная ул. д30Ак1. Ковчег. 08.08.17.33..jpg

35. Авиамоторная ул. д30Ак1. Ковчег. 08.08.17.03.Т26..jpg

36. Авиамоторная ул. д30Ак1. Ковчег. 08.08.17.06..jpg

39. Авиамоторная ул. д30Ак1. Ковчег. 08.08.17.30..jpg

40. Авиамоторная ул. д30Ак1. Ковчег. 08.08.17.29..jpg

38. Авиамоторная ул. д30Ак1. Ковчег. 08.08.17.25..jpg

41. Авиамоторная ул. д30Ак1. Ковчег. 08.08.17.28..jpg

37. Авиамоторная ул. д30Ак1. Ковчег. 08.08.17.24..jpg

43. Шоссе Энтузиастов. д28. Компрессор. 12.08.17.04..jpg

Дангауэровка получила название по имени фабриканта А.Дангауэра, основавшего здесь в 1873 году котельный завод. После революции предприятие стало специализироваться на выпуске промышленного холодильного оборудования и в 1931 году было переименовано в «Компрессор». На шоссе Энтузиастов по заказу профсоюза металлистов для рабочих был построен клуб «Пролетарий» (1929, архитектор В.Владимиров), известный позднее как Дом культуры завода «Компрессор». Здание состоит из соединённых галереей двух объёмов - корпуса для занятий в кружках и зрительного зала на 834 места. Помещения сдаются в аренду, первоначальные интерьеры дома культуры не сохранились. Во дворе среди елей спрятался памятник Владимиру Ленину.

45. Шоссе Энтузиастов. д28. Ленин. 10.08.17.03..jpg

46. 2я ул Энтузиастов. д5к45. Компрессор. 12.08.17.03..jpg
Московский завод холодильного машиностроения «Компрессор» практически прекратил существование и предлагает в аренду складские, производственные и офисные помещения. На воротах сохранился герб СССР устаревшего образца с одиннадцатью лентами (в каком году в состав Союза входили 11 республик?), а рядышком старинный фонарь, вероятно, времён господина Дангауэра.

47. 2я ул Энтузиастов. д5к45. Компрессор. 12.08.17.04..jpg

48. 2я ул Энтузиастов. д5к45. Компрессор. 12.08.17.07..jpg

52. Авиамоторная ул. д30. 08.08.17. 01..jpg
Авиамоторная, 30 - жилой дом (1940)

51. Авиамоторная ул. д30. 08.08.17. 06..jpg

53. Авиамоторная ул. д40. Ярыгин. 08.08.17. 02..jpg
Авиамоторная улица, 40 - Дворец борьбы имени Ивана Ярыгина — предназначен для проведения тренировок сборов и соревнований по вольной и греко-римской борьбе. На этом месте планировали возвести бассейн, в девяностые годы стройку забросили и уже в наши дни здесь вырос новый спортивный комплекс.

54. Авиамоторная ул. д40. Ярыгин. 08.08.17. 01..jpg

Смотрите старые фотографии. 8-й таксомоторный парк. 1973-1980 гг.: https://pastvu.com/p/72791

55. Авиамоторная ул. д44с2. таксопарк. 08.08.17. 01..jpg
Авиамоторная улица, 44 - 8-й таксомоторный парк был переведён на Авиамоторную в 1955 году на бывшую территорию автобазы Министерства авиационной промышленности СССР.

57. Авиамоторная ул. д51. 08.08.17. 01..jpg
Авиамоторная улица, 51 - жилой дом (1940) и бюст академика Виктора Кузнецова - одного из создателей ракетно-ядерного щита СССР.

59А. Авиамоторная ул. сквер д51. 08.08.17. 01..jpg

Смотрите старые фотографии. Гараж Госплана СССР. 1936-1940 гг.: https://pastvu.com/p/81772

Авиамоторная улица, 63 строение 1 - гараж для Госплана СССР (1936, архитектор К.Мельников совместно с В.Курочкиным) выглядит как половина типичного автомобиля тридцатых годов: большое круглое окно столовой - правая фара, каннелюры административного здания - решётка радиатора. Изначально над фарой возвышалась печная труба, со временем демонтированная. Собственно гараж находился левее - одноэтажное здание, перекрытое стальными фермами.

Гараж Госплана - последнее по времени постройки из сохранившихся архитектурных сооружений Мельникова и является памятником архитектуры советского авангарда. Все годы здание использовалось по первоначальному назначению - как гараж для различных организаций и сегодня в нём находятся автомобильные мастерские. Оценить стиль постройки лучше зимой, когда густая листва деревьев не закрывает панораму.

61. Авиамоторная ул. д63с1. Мельников. 08.08.17.04..jpg

62. Авиамоторная ул. д63с1. Мельников. 08.08.17.05..jpg

63. Авиамоторная ул. д63с1. Мельников. 08.08.17.06..jpg

64. Авиамоторная ул. д73. 08.08.17. 01..jpg
Авиамоторная улица, 73 - типография и склады на территории прежде относившейся к Министерству обороны. После вывода военного ведомства у входа остался мемориальный знак в память о погибших на Великой Отечественной войне с надписью «Никто не забыт, ничто не забыто».

65. Авиамоторная ул. д73. монумент. 08.08.17. 02..jpg

66А. Пруд Ключики. 28.07.17.03..jpg

66Б. Пруд Ключики. 28.07.17.00..jpg

66В. Авиамоторная. учения МЧС. 28.07.17.11..jpg

Огнеборцы особенно внимательны к промышленной зоне, изобилующей пожароопасными объектами, и периодически проводят на заводской территории пожарно-спасательные учения. По легенде этих учений, в административном здании произошло возгорание, люди отрезаны огнём от выхода и требуется их эвакуация. Для ликвидации пожара и спасения людей на условное место происшествия прибыли автоцистерна и пожарная автолестница, а также машина «скорой помощи». Поставленная задача была выполнена.

67. Авиамоторная. учения МЧС. 28.07.17.01...jpg

68. Авиамоторная. учения МЧС. 28.07.17.03..jpg

69. Авиамоторная. учения МЧС. 28.07.17.08..jpg

70. Авиамоторная. учения МЧС. 28.07.17.10..jpg

71. Авиамоторная ул. д30Ак1. Ковчег. 08.08.17.08..jpg

Типичные представители фауны Авиамоторной улицы - коза и котик.

72. Авиамоторная улица. котик. 10.08.17.01..jpg

Tags: Авиамоторная улица, Город на память, Дангауэровка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Проспект Академика Сахарова и Центросоюз

    9 июня 2021 года Фотопроект «Город на память». 661. Проспект Академика Сахарова и Центросоюз За Садовым кольцом трасса от Каланчёвки до…

  • Проспект Академика Сахарова и улица Маши Порываевой

    8 июня 2021 года Фотопроект «Город на память». 660. Проспект Академика Сахарова и улица Маши Порываевой Магистраль от Каланчёвки до Сретенского…

  • Нагатинская пойма. Остров мечты

    2 июня 2021 года Фотопроект «Город на память». 659Б. Нагатинская пойма Тем временем 120 гектаров коммерчески не используемой столичной земли…

  • Нагатинская пойма. Затон Новинки

    2 июня 2021 года Фотопроект «Город на память». 659А. Нагатинская пойма В 1968 году завершились гидротехнические работы по прокладке Нагатинского…

  • Нагатинский затон. Судостроительная улица

    30 мая 2021 года Фотопроект «Город на память». 658. Нагатинский затон. Судостроительная улица В 1936 году был введён в эксплуатацию Московский…

  • Нагатинский затон

    29 мая 2021 года Фотопроект «Город на память». 657. Нагатинский затон В древности Москва-река была куда более извилистой, чем сейчас, но в ХХ…

  • Нагатино и Новинки

    25 мая 2021 года Фотопроект «Город на память». 656. Нагатино и Новинки Поселение Нагатино впервые упоминалось в духовной грамоте Ивана Калиты в…

  • Музей военной формы

    19 мая 2021 года Фотопроект «Город на память». 655. Музей военной формы Музей военной формы принял первых посетителей в 2017 году в…

  • Бумажный проезд и комбинат «Правда»

    17 мая 2021 года Фотопроект «Город на память». 654. Бумажный проезд и комбинат «Правда» До революции этот проезд на Ямском поле назывался…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment