evgechesnokov (evgechesnokov) wrote,
evgechesnokov
evgechesnokov

Category:

Казанский вокзал и Новорязанская улица

1 апреля 2017 года
Фотопроект «Город на память». 314. Казанский вокзал и Новорязанская улица

Новорязанская улица проложена в 1887 году на месте спрятанного в трубу ручья Ольховец. Находящийся поблизости Казанский вокзал в те времена назывался Рязанским, отсюда возникло и название улицы. Большинство построек - и дореволюционных, и советского периода - так или иначе связаны с транспортниками: от Казанского вокзала до дома культуры «Автомобилист» и первого стадиона железнодорожников.

00. Казанский  вокзал. 21.06.08..JPG

Первое здание Рязанского вокзала было деревянным и открылось в 1862 году, но уже спустя пару лет архитектор М.Левестам возвёл каменное здание, которое оказалось тесным и неудобным для пассажиров. Перестройки не привели к существенным улучшениям, а в связи с открытием Московско-Казанской железной дороги и увеличением пассажиропотока потребовалось новое здание.

Смотрите старые фотографии. Рязанский вокзал. Вид с Каланчёвской площади. 1900 год: https://pastvu.com/p/380651

В конкурсе проектов победил Алексей Щусев, который и был утверждён в 1913 году как главный архитектор строительства нового вокзала. Для реализации проекта, символично названного «Ворота на Восток», были выделены значительные средства и привлечены лучшие художники Николай Рерих, Александр Бенуа, Борис Кустодиев, Евгений Лансере и другие. До революции закончилась закладка фундаментов, строились котельная, багажное отделение, главный вход с башней. В 1919 году здание было сдано в эксплуатацию в упрощённом виде и лишь перед Великой Отечественной войной завершён последний этап строительства.

Смотрите старые фотографии. Казанский вокзал. 1946-1950 гг.: https://pastvu.com/p/89289 На переднем плане видны полуторки с деревянными лавками в кузове и надписью «такси» на борту.

04. Казанский  вокзал. 21.06.08.6.JPG

05. Казанский вокзал. 06.07.13.08..jpg

09. Казанский вокзал. 24.06.08.02.JPG

Главная башня вокзала стилизована под башню Сююмбике Казанского кремля, а венчает её шпиль с драконом Зилантом, который изображался на древнем гербе Казани. На фасаде здания установлены часы со знаками зодиака на циферблате. В интерьере наиболее выразителен зал ресторана, которому был придан вид трапезной палаты времён московского барокко, в его оформлении присутствуют беслоснежные с позолотой детали, живописные вставки, лепнина, встроенные в простенки зеркала.

08. Казанский вокзал. 06.07.13.07..jpg

07. Казанский вокзал. 06.07.13.05..jpg

06. Казанский вокзал. 06.07.13.02..jpg

10. Казанский вокзал. 19.11.10.02...jpg

11. Казанский вокзал. 29.12.14.01...jpg

12. Казанский вокзал. 29.12.14.02..jpg

13. Казанский вокзал. 29.12.15.01..jpg

14. Казанский вокзал. 20.01.08..jpg

15. Казанский вокзал. 29.12.14.03..jpg

16. Казанский вокзал. 29.12.14.10..jpg

17. Казанский вокзал. 29.12.14.09..jpg

18. Казанский вокзал. 29.12.14.04..jpg

19. Казанский вокзал. 29.12.15.09..jpg

20. Казанский. Ёлка. 29.12.15.21..jpg
Благотворительный новогодний спектакль на Казанском вокзале

25. Смог. Казанский. 07.08.10.01...jpg

24. Казанский. Носильщик. 02.03.08..jpg

24. Казанский вокзал. 24.06.08.01.JPG

23Б. Казанский вокзал. 31.07.08..JPG

24. Казанский  вокзал. 21.06.08.1.JPG

Смотрите старые фотографии. Весенний базар возле Казанского вокзала. Вид со стороны Рязанского проезда. 1939 год: https://pastvu.com/p/498619

23А. Казанский вокзал. 15.03.17.01..jpg
Современный вид с новыми корпусами

Кажется, реконструкция Казанского вокзала никогда не прекращалась и никогда не закончится. В 1950-х годах был построен подземный зал пригородного сообщения, соединённый с вестибюлем станции метро «Комсомольская»-радиальная, а начиная с 1970-х и до 1997 года здесь проводились работы по перепланировке помещений для увеличения пропускной способности вокзала. Реконструкция достигла апогея при Лужкове, когда появились новые корпуса на Рязанском проезде и Новорязанской улице, включая Царскую башню, возведённую по чертежам Щусева, а также дебаркадер над перронами. В 2012 году на платформе было сооружено двухэтажное здание для служб пригородного сообщения.

Смотрите старые фотографии. Начало Новорязанской улицы. 1985-1995 гг.: https://pastvu.com/p/87010 В левой части фото видно глухое здание «холодного склада», построенного в 1913 году.

Казанский вокзал. 1945-1955 гг.: https://pastvu.com/p/52981 А эта замечательная фотография снята со стороны Новорязанской улицы, но чуть подальше. Виден вход в метро и памятник Ленину, который был демонтирован при строительстве новых вокзальных зданий и хранится на складе багажного отделения.


29. Казанский. Создателям ржд. 24.08.16.01...jpg

Памятник создателям железных дорог России. Скульптор Салават Щербаков изваял фигуры Ефима и Мирона Черепановых, Павла Мельникова, Сергея Витте, Михаила Хилкова, Франца Антона фон Герстнера и бюст императора Николая I. Скульптурная композиция открылась в канун Дня железнодорожника в 2013 году.

30. Вокзалы. Казанский. Пригородный перрон.JPG

Перроны и багажное отделение

31. Казанский вокзал. 14.08.16.03..jpg

32. Казанский вокзал. 31.03.17.02..jpg

В 1936 году был основан Главный центр магистральных перевозок почты. 17 декабря 1964 года состоялась пробная посадка вертолёта Ми-4П на крышу нового здания почтамта. Предполагалось, что вертолёты с почтой будут регулярно курсировать между почтамтом и аэропортами. «Вертодром» на крыше был рассчитан на две машины, в надстройке оборудованы командно-диспетчерский пункт, комнаты для экспедиторов и экипажей. Несмотря на успешно проведённый эксперимент, инициатива доставки корреспонденции по воздуху не получила дальнейшего развития. Сейчас здание относится к ФГУП «Почта России».

Смотрите старые фотографии. Посадка Ми-4П на крышу почтамта. 1964 год: https://pastvu.com/p/334291 В левой части снимка видно бывшее веерное депо, обслуживавшее малогабаритные паровозы.

33. Новорязанская ул. д17. 24.08.16.01..jpg
Веерное депо - единственное здание, сохранившееся от первого проекта вокзала, построено в 1890-х годах. Оно было рассчитано на малогабаритные паровозы и для гигантов ХХ века, таких как ИС или П36 не годилось.

34. Новорязанская ул. д2. 15.03.17.02..jpg
Новорязанская улица, № 2 - доходный дом Бровкина, построен в 1895 году

35. Новорязанская ул. 31.03.17.01..jpg
Новорязанская улица, № 8А - довоенное здание построено для Главного химического управления РККА, позднее в нём размещался проектный институт

37. Новорязанская ул. д12. 15.03.17.01..jpg
Новорязанская улица, № 12 - бывший Дом Правления Московско-Рязанской железной дороги построен в 1904 году по проекту архитектора Н.Якунина. За ним во дворе - колледж лёгкой промышленности, бывшая школа № 634 (Новорязанская улица, № 14).

38. Новорязанская ул. д16. 15.03.17.01..jpg
Новорязанская улица, № 16 - жилой дом 1927 года

Смотрите старые фотографии. Рязанский парк городских железных дорог. 1911 год: https://pastvu.com/p/2406 Новорязанская улица, № 23 - ансамбль зданий Рязанского трамвайного парка (1910-1911, мастерская гражданского инженера М.Поливанова).

42. Новорязанская ул. д23с1. 15.03.17.01..jpg
Кирпичное здание без окон - это бывший «вагонный сарай». Трамвайный парк сдан в эксплуатацию в 1911 году, но уже в 1937 году закрылся, подвижной состав был переведён в Ростокино (Трамвайное депо имени Баумана), а территорию занял 2-й Троллейбусный парк.

40. 2й троллейбус. парк. 05.05.13.01..jpg

41. Новорязанская ул. д23с2. 15.03.17.01..jpg

Смотрите старые фотографии. Троллейбусный парк № 2. 1956 год: https://pastvu.com/p/8634 На фото раритетные троллейбусы ТБЭС-ВСХВ и ТБУ-1.

В 1964 году на экраны вышел кинофильм «Первый троллейбус», в котором снялись молодые актёры Ирина Губанова, Александр Демьяненко, Олег Даль, Георгий Вицин, Михаил Кононов. Съёмки этой лирической мелодрамы проходили в Москве и Одессе, причём троллейбусы выходят на маршрут с Новорязанской улицы, потом в кадре появляется Северянинский путепровод, а дальнейшая поездка продолжается по одесским улицам.

44. Новорязанская ул. 13.05.07..JPG

Новорязанская улица, № 18 - Молочный завод № 1 имени Горького, после реконструкции известный как бизнес-центр «Стендаль»

45. Новорязанская ул. д18с3. 15.03.17.01..jpg

46. Новорязанская ул. д20с1. 15.03.17.01..jpg
Новорязанская улица пересекается с 1-м Басманным переулком

47. Новорязанская ул. д22. 15.03.17.02..jpg
Новорязанская улица, № 22 - доходный дом (1914, архитектор И.Герман)

49. Новорязанская. Пустырь. 01.04.07..JPG
Новорязанская улица, № 24 - на месте пустыря построен бизнес-центр

52. Новорязанская ул. д24. 15.03.17.02..jpg

53В. Новорязанская ул. д26с1. 15.03.17.01..jpg
Новорязанская улица, № 26 строение 1 - дом культуры «Автомобилист» 1936 года превратился в «Loft Factory»

53А. Новорязанская ул. д25с1. 14.08.16.01..jpg
Новорязанская улица, № 25 строение 1

53Б. Новорязанская ул. д25с1. 24.08.16.02..jpg

54. Новорязанская ул. 27. 24.08.16.03.автопарк..jpg

Подковообразное здание на Новорязанской улице, № 27 построено по проекту Константина Мельникова и Владимира Шухова в 1926-1929 годах как гараж для грузовых автомобилей на 104 машиноместа. Грузовики въезжали в гараж с Новорязанской улицы через торцы здания, а выезжали сделав полукруг внутри гаража. В середине дуги размещались мастерские.

В 1948 году гараж перепрофилировали под 4-й автобусный парк, который в разные годы обслуживал 45 маршрутов. На волне вывода промпредприятий из центра города была произведена «оптимизация»: в 2014 году парк перебрался в Новокосино. Дальнейшая судьба памятника архитектуры русского авангарда неизвестна.

Смотрите старые фотографии. 1956 год: https://pastvu.com/p/53726 Кадр из кинофильма «Человек родился»

56. Новорязанская ул. 27. 24.08.16.09.автопарк..jpg

57. Новорязанская ул. 27. 24.08.16.12.автопарк..jpg

58. Новорязанская ул. 27. 24.08.16.11.автопарк..jpg

59. Новорязанская ул. 27. 24.08.16.10.автопарк..jpg

Смотрите старые фотографии. Гараж соседствовал с самым первым стадионом столичных железнодорожников. Стадион «Локомотив». 1952-1956 гг.: https://pastvu.com/p/40756 Добровольное спортивное общество «Локомотив» было создано в 1936 году, а его предшественниками были «Клуб имени Октябрьской революции» (основан в 1922) и «Казанка» (при паровозном депо Москва-пассажирская Казанской железной дороги, основан в 1931). Команда «КОР» принимала соперников на стадионе между Новорязанской и Ольховской улицами.

Стадион «Локомотив». 1962-1970 гг.: https://pastvu.com/p/88087


Распад Союза вызвал экономический коллапс - без госплана предприятия оказались предоставлены сами себе и в новых реалиях были вынуждены отказаться от поддержки «социалки», своих спортивных объектов, домов культуры, пионерских лагерей. Стадион «Локомотив» оказался заброшен и надолго превратился в пустырь. Странно, что на этом месте не вырос очередной бизнес-центр или жилой квартал. Лишь в 2016 году состоялась реконструкция стадиона и теперь это футбольное поле Спортивной школы олимпийского резерва № 27 «Сокол» Москомспорта.

64. Новорязанская ул. стадион. 24.08.16.05..jpg

63. Новорязанская ул. стадион. 24.08.16.02..jpg

62. Новорязанская ул. д29с1. 15.03.17.01..jpg

66. Новорязанская ул. стадион. 24.08.16.01..jpg

68. Новорязанская. стадион Сокол. 15.03.17.02..jpg

Смотрите старые фотографии. 1957 год: https://pastvu.com/p/93109 Обсудить итоги футбольного матча болельщики могли в саду, который назывался Детский парк имени Милютина. Сейчас от этого парка с эстрадой, памятником юному Володе Ульянову и детской свиньёй-качалкой остался небольшой сквер.

70. Новорязанская ул. д30. 15.03.17.01..jpg

Новорязанская улица завершается у Елоховской площади жилыми домами № 30 (1937), № 31с5 (1932), № 31с6 (1933), № 32 (1963), № 36 (1941), № 38с1 (1928).

71. Новорязанская ул. д31. 24.08.16.01..jpg

Смотрите старые фотографии. Новорязанская улица, № 36. 1948-1952 гг.: https://pastvu.com/p/401205

73. Новорязанская ул. д36. 15.03.17.01..jpg

74. Новорязанская ул. д38с2. 15.03.17.01..jpg
Новорязанская улица, № 38 строение 2 - заброшенное здание

75. Новорязанская ул. д38с2. 15.03.17.02..jpg

Tags: Город на память, Казанский вокзал, Новорязанская улица
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • МКАД. 76-80 км. Левобережный - Химкинский лес

    20 октября 2021 года Фотопроект «Город на память». 695. МКАД. 76-80 км. Левобережный - Химкинский лес В 1930 году при активном участии Надежды…

  • МКАД. 75-78 км. Химки - Левобережный

    19 октября 2021 года Фотопроект «Город на память». 694. МКАД. 75-78 км. Химки - Левобережный В отличие от деревянной химкинской застройки,…

  • МКАД. 75-78 км. Химки

    18 октября 2021 года Фотопроект «Город на память». 693. МКАД. 75-78 км. Химки На картах XIX века деревня Химки отмечена не на привычной нам…

  • МКАД. 70-75 км. Братцево - Химки

    15 октября 2021 года Фотопроект «Город на память». 692. МКАД. 70-75 км. Братцево - Химки Южная часть усадебного парка Братцево граничила с…

  • МКАД. 70 км. Усадьба Братцево

    13 октября 2021 года Фотопроект «Город на память». 691. МКАД. 70 км. Усадьба Братцево Деревня (а позже село) Братцево на реке Братовке известна…

  • МКАД. 69-71 км. Митино - Путилково

    6 октября 2021 года Фотопроект «Город на память». 690. МКАД. 69-71 км. Митино - Путилково Ландшафтный парк «Митино» разбит в 2003 году и…

  • МКАД. 68-69 км. Спас - Митино

    5 октября 2021 года Фотопроект «Город на память». 689. МКАД. 68-69 км. Спас - Митино Известное с незапамятных времён село Спас протянулось…

  • МКАД. 63-67 км. Павшинская пойма

    3 октября 2021 года Фотопроект «Город на память». 688. МКАД. 63-67 км. Павшинская пойма В 2009 году станция «Мякинино» стала первой станцией…

  • МКАД. 63-67 км. Мякинино. «Крокус-Экспо»

    30 сентября 2021 года Фотопроект «Город на память». 687. МКАД. 63-67 км. Мякинино. «Крокус-Экспо» В современном административном делении…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments