evgechesnokov (evgechesnokov) wrote,
evgechesnokov
evgechesnokov

Categories:

Краснопрудная улица

9 августа 2016 года
Фотопроект «Город на память». 270. Краснопрудная улица

Трудно поверить, но сотню с небольшим лет назад по соседству с нынешней Комсомольской площадью можно было кататься на лодках и ловить рыбу в одном из самых больших московских прудов. Пруд называли Красным, то есть красивым. Строительство вокзалов и сопутствующей им промзоны роковым образом сказалось на судьбе водоёма, его засыпали, построив склады угля и леса. Среди достопримечательностей современной Краснопрудной улицы - солидные сталинки и старейшее электродепо Московского метрополитена - «Северное».

00. Электродепо Северное. 05.08.16.09..jpg

01. Ярославский вокзал. 08.08.16.03.Ленин..jpg

02. Ярославский вокзал. 31.03.07..JPG

Окна дома № 1 по Краснопрудной улице выходят на площадь Ярославского вокзала. Прежде это пространство занимали ларьки, теперь парковка.

02Б. Ярославский вокзал. 08.08.16.02.Ленин..jpg

03. Комсомольская пл. Такси. 11.10.12.26...jpg

А история самого Ярославского вокзала уходит вглубь веков. На этом месте с конца XVII века находился Новый полевой артиллерийский двор - завод и склад пушек и снарядов, которые в 1812 году взорвались, перепугав половину Москвы. Первый небольшой вокзал Московско-Троицкой железной дороги был построен в 1862 году, а последовавшие реконструкции в исполнении сначала Льва Кекушева, а затем Фёдора Шехтеля превратили вокзал в одно из красивейших московских зданий.

Смотрите старые фотографии. Ярославский вокзал. 1913 год: https://pastvu.com/p/307552

04. Ярославский вокзал. 11.10.12.11...jpg

05. Ярославский вокзал. 11.10.12.16...jpg

06. Ярославский вокзал. 11.10.12.08...jpg

07. Ярославский вокзал. 11.10.12.10...jpg

19. Ярославский вокзал. 20.07.13.05..jpg

20. Ярославский вокзал. 20.07.13.06..jpg

22. Встреча Алексея Навального. 20.07.13.02..jpg

Смотрите старые фотографии. Ярославский вокзал. Памятник Ленину. 1959 год: https://pastvu.com/p/92104 В 1967 году этот памятник заменили на другой вариант.

08Б. Ярославский вокзал. 20.08.08..JPG

Смотрите старые фотографии. Краснопрудная улица, № 1. 1967-1968 гг.: https://pastvu.com/p/101435 Фотография студентов-стройотрядовцев из семейного альбома тоже может представлять краеведческий интерес. На заднем плане старая застройка Краснопрудной улицы, она была снесена под строительство универмага «Московский», открывшегося в 1983 году.

Большой магазин оказался полезен прежде всего транзитным пассажирам, которые могли по-быстрому отовариться возле вокзала и не тратить время на поездку в центр. Ассортимент товаров в «Московском» был вполне приличный, так что универмаг пользовался популярностью и у москвичей. Когда «выбрасывали» дефицит, например, кроссовки, очередь измерялась часами ожидания с призрачной надеждой на покупку. Сейчас это рядовой торговый центр без очередей, каких понастроено множество.

12. Универмаг Московский. 08.08.16.01..jpg

13. Универмаг Московский. 09.08.16.01...jpg

15. Комсомольская пл. 16.06.08.ш..jpg

Жильцам домов на Краснопрудной не повезло в 1990-е годы, когда «три вокзала» превратились в сборище бездомных, воров, проституток, приезжих рабочих-шабашников и прочей криминальной и околокриминальной публики. Подъезды и дворы стали местом выпивки-закуски и одновременно туалетом для маргиналов. А скорая помощь наведывалась, чтобы забрать тело очередного пассажира, познакомившегося с клофелинщицей. Со временем дворы перегородили решётками и поставили посты охраны. Уже при Собянине власти всерьёз занялись вокзалами, резко сократив сомнительный контингент.

17. Ярославский вокзал. 31.03.07.ш..jpg

18. Комсомольская. Столовая. 10.05.07..JPG

22. Встреча Алексея Навального. 20.07.13.32..jpg
Это 2013 год. Прибытие Алексея Навального, кандидата на пост мэра Москвы

А откуда появилось название улицы - Краснопрудная?

Смотрите старые фотографии. Красный пруд. 1887-1893 гг.: https://pastvu.com/p/13131

У пруда располагалось большое село Красное, которое впервые упоминается в 1423 году в завещании великого князя Василия I, отдавшего во владение сыну Василию «селце у города у Москвы над Великим прудом». Тогда пруд назывался Великим — его площадь практически была равна размеру московского Кремля. Потом он стал называться так же, как и село, — Красным, то есть красивым. У пруда в Троицын и Духов дни происходили любимые народом так называемые «русальные гулянья». Вот как они описывались: «...сходятся там мужие, жены и девицы на ночное плещевание и бесчисленный говор, и на бесовские песни, и на плясание и на скакание и егда нощь мимо ходит, тогда к реце идут с воплем и кричанием, аки беси, и умываются водою бережно». Работы по уничтожению пруда растянулись почти на десятилетие и продолжались с 1901 по 1910 год. Возникшие на его месте привокзальные складские постройки в советское время уступили место парадным сталинкам.

24. Краснопрудная ул. д3. 05.08.16.01..jpg
Краснопрудная улица, № 3-5 - кирпичный жилой дом 1947 года постройки. К нему примыкает жилой дом № 7-9 - построен в несколько очередей в 1930-1950-х годах по проекту архитектора Волошина.

25. Краснопрудная ул. д.3. 08.08.16.01..jpg

26. Краснопрудная ул. д.3. 08.08.16.02..jpg

29. Краснопрудная ул. д3. 05.08.16.05..jpg

28. Краснопрудная ул. д3. 05.08.16.07..jpg

28. Краснопрудная ул. д3. 09.08.16.01..jpg

30. Краснопрудная ул. д3. 05.08.16.09..jpg

31. Краснопрудная ул. д11. 05.08.16.01..jpg
Краснопрудная улица, № 11

32. Электродепо Северное. 05.08.16.01...jpg

За жилыми многоэтажками спрятались постройки электродепо «Северное» ТЧ-1, введённого в эксплуатацию в апреле 1935 года. Ещё до официального открытия электродепо начало получать с завода вагоны типа А. Позднее соединительный путь на станцию Москва-Пассажирская, по которому перегоняли вагоны, был разобран. 15 октября 1934 года отсюда на обкатку на участок «Комсомольская»-«Сокольники» вышел первый состав из моторного вагона № 1 и прицепного № 1001. Депо «Северное» обслуживает Сокольническую линию, подвижной состав состоит из 245 номерных вагонов типа 81-717.5М, 81-714.5М, 81-717.5А и 81-714.5А. В инфраструктуру комплекса входят отстойно-ремонтный корпус, мотодепо, электромеханическая служба, спецавтобаза, котельная, завод по ремонту эскалаторов, управление пожарной охраны метрополитена и другие объекты.

Смотрите старые фотографии. Электродепо. 1935-1940 гг.: https://pastvu.com/p/35568

33. Электродепо Северное. 05.08.16.02..jpg

34. Электродепо Северное. 05.08.16.03..jpg

35. Метро. Красная стрела. 05.08.16.01..jpg

Смотрите старые фотографии. 1936-1937 гг.: https://pastvu.com/p/35569

38. Электродепо Северное. 05.08.16.05..jpg

39. Электродепо Северное. 05.08.16.08..jpg

40. Электродепо Северное. 05.08.16.10..jpg

43. Электродепо Северное. 05.08.16.14..jpg

41. Электродепо Северное. 05.08.16.13..jpg

42. Электродепо Северное. 05.08.16.12..jpg

44. Электродепо Северное. 05.08.16.15..jpg

45. Электродепо Северное. 05.08.16.20..jpg

46. Электродепо Северное. 05.08.16.18..jpg

47. Электродепо Северное. 05.08.16.16..jpg

48. Электродепо Северное. 05.08.16.21..jpg

49. Электродепо Северное. 05.08.16.22..jpg

50. Метродепо Северное. 08.08.16.01...jpg
Старый гейт - место соединения путей метро и железной дороги. Через эти ворота в депо поступали поезда с Мытищинского вагоностроительного завода. Со временем эту соединительную ветку разобрали и новые поезда приходят в метро через ТЧ-2 «Сокол».

51. Метро Красносельская. 10.06.16.02..jpg
Наземный вестибюль станции метро «Красносельская», открытой 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена «Сокольники» - «Парк культуры» с ответвлением «Охотный ряд» - «Смоленская». Проектом был предусмотрен второй выход - на Гаврикову улицу, однако по причине небольшого пассажиропотока он так и не был открыт.

Смотрите старые фотографии. Под Краснопрудной улицей проходит линия метрополитена, строившаяся открытым способом. 1933 год: https://pastvu.com/p/285788 Снимок строительства перегона «Красносельская» - «Комсомольская» сделан на пересечении с Верхней Красносельской улицей, на заднем плане - старая застройка, снесённая при возведении жилых домов для железнодорожников.

53. Краснопрудная ул. д13. 10.06.16.01..jpg
Краснопрудная улица, № 13 - разноуровневый жилой дом 1983 года постройки, предназначался для сотрудников МВД СССР. Прежде на его месте стояли обветшавшие рабочие дома.

Смотрите старые фотографии. 1973-1974 гг.: https://pastvu.com/p/335718

55. Краснопрудная ул. 12с1. 05.08.16.01..jpg
Краснопрудная улица, № 12с1

Смотрите старые фотографии. Краснопрудная улица, № 16с1. Краснопрудная электрическая подстанция городских железных дорог. 1913 год: https://pastvu.com/p/2560

К сооружению здания по проекту архитекторов М.Геппенера и А.Мейснера приступили в 1903 году, а спустя пару лет началось полномасштабное движение трамвая по Вокзальной линии от Тверской заставы до Боевской богадельни. Сейчас здесь размещается служба энергохозяйства ГУП «Мосгортранс» и тяговая подстанция трамвая.

57. Краснопрудная ул. д.16с1. 08.08.16.01..jpg

59. Краснопрудная ул. 16с1 и 18с1. 05.08.16.01..jpg
Краснопрудная улица, № 18с1 - высотка Информационно-вычислительного центра Московской железной дороги

60. Краснопрудная ул. метро. 08.08.16.01..jpg
Краснопрудная улица, № 19 - жилой дом (1878 год, перестроен архитектором П.Чижиковым)

62А. Краснопрудная ул. д.20. 08.08.16.01..jpg
Краснопрудная улица, № 20

Смотрите старые фотографии. 1950-1952 гг.: https://pastvu.com/p/32982 - Управление Московской железной дороги

62Б. Краснопрудная ул. д20. 09.08.16.01..jpg

63. Краснопрудная ул. д.22 24. 08.08.16.01..jpg
Краснопрудная улица, № 22-24 - «Дом ударников-железнодорожников» («Дом ударника НКПС») построен по программе кооперативного жилищного строительства в 1933-1937 годах по проекту архитектора З.Розенфельда

64. Краснопрудная ул. 21.09.12.02.дом22- 24..jpg

63. Краснопрудная ул. д.22 24. 08.08.16..jpg

66. Краснопрудная ул. д.26. 08.08.16.01..jpg
Краснопрудная улица, № 26 - ещё один жилой дом Наркомата путей сообщения, 1937 год, архитекторы Игорь Рожин, Александр Хряков

67. Краснопрудная ул. д.30 34. 08.08.16.07..jpg

67. Краснопрудная ул. д.26. 08.08.16.02..jpg

68. Краснопрудная ул. 09.08.16.01..jpg

69. Краснопрудная ул. д.30 34. 08.08.16.01..jpg
Краснопрудная улица, № 30-34 - жилой дом Министерства путей сообщения, построен в 1952-1956 годах по проекту архитекторов В.Сычева и М.Бубнова

70. Краснопрудная ул. д.30 34. 08.08.16.03..jpg

71. Краснопрудная ул. д.30 34. 08.08.16.04..jpg

74. Краснопрудная ул 26. люк. 08.08.16.01..jpg

75. Краснопрудная ул 26. люк. 08.08.16.04..jpg

76. Краснопрудная ул. 09.08.16.01.люк..jpg

77. Краснопрудная ул. дворы. 08.08.16.05..jpg

За солидными фасадами прячутся неказистые дворы

78. Краснопрудная ул. дворы. 08.08.16.01..jpg

72. 2й Новый переулок. 08.08.16.03..jpg

73. Краснопрудная ул. Почтамт. 09.08.16.01..jpg

Мозаичное панно на здании почтамта, такое же, как на Стромынке.

73. 2й Новый переулок. 08.08.16.01..jpg

80. Краснопрудная ул. д.36с1. 08.08.16.01..jpg
Краснопрудная улица, № 36с1

81. Краснопрудная ул. дворы. 08.08.16.06..jpg

Tags: Город на память, Краснопрудная улица
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • МКАД. 76-80 км. Левобережный - Химкинский лес

    20 октября 2021 года Фотопроект «Город на память». 695. МКАД. 76-80 км. Левобережный - Химкинский лес В 1930 году при активном участии Надежды…

  • МКАД. 75-78 км. Химки - Левобережный

    19 октября 2021 года Фотопроект «Город на память». 694. МКАД. 75-78 км. Химки - Левобережный В отличие от деревянной химкинской застройки,…

  • МКАД. 75-78 км. Химки

    18 октября 2021 года Фотопроект «Город на память». 693. МКАД. 75-78 км. Химки На картах XIX века деревня Химки отмечена не на привычной нам…

  • МКАД. 70-75 км. Братцево - Химки

    15 октября 2021 года Фотопроект «Город на память». 692. МКАД. 70-75 км. Братцево - Химки Южная часть усадебного парка Братцево граничила с…

  • МКАД. 70 км. Усадьба Братцево

    13 октября 2021 года Фотопроект «Город на память». 691. МКАД. 70 км. Усадьба Братцево Деревня (а позже село) Братцево на реке Братовке известна…

  • МКАД. 69-71 км. Митино - Путилково

    6 октября 2021 года Фотопроект «Город на память». 690. МКАД. 69-71 км. Митино - Путилково Ландшафтный парк «Митино» разбит в 2003 году и…

  • МКАД. 68-69 км. Спас - Митино

    5 октября 2021 года Фотопроект «Город на память». 689. МКАД. 68-69 км. Спас - Митино Известное с незапамятных времён село Спас протянулось…

  • МКАД. 63-67 км. Павшинская пойма

    3 октября 2021 года Фотопроект «Город на память». 688. МКАД. 63-67 км. Павшинская пойма В 2009 году станция «Мякинино» стала первой станцией…

  • МКАД. 63-67 км. Мякинино. «Крокус-Экспо»

    30 сентября 2021 года Фотопроект «Город на память». 687. МКАД. 63-67 км. Мякинино. «Крокус-Экспо» В современном административном делении…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments