evgechesnokov (evgechesnokov) wrote,
evgechesnokov
evgechesnokov

Categories:

Золоторожский Вал

15 июля 2016 года
Фотопроект «Город на память». 261. Золоторожский Вал

Когда-то в окрестностях Спасо-Андроникова монастыря протекал впадающий в Яузу ручей Золотой Рожок, потом ручей спрятали в коллектор, но его название в изобилии сохранилось в московской топонимике: Золоторожская набережная, Золоторожская улица, Золоторожский Вал, Верхний Золоторожский переулок, Средний Золоторожский переулок и Золоторожский проезд. Со второй половины ХІХ века местность стали осваивать промышленники, строились фабрики и заводы, была проложена железная дорога. Сегодня тут многое изменилось.

00. Серп и молот. Арт парк. 12.07.16.09..jpg

01. метро Площадь Ильича. 03.07.16.01..jpg

Начать прогулку по Золоторожскому Валу удобнее у Рогожской заставы, от станции метро «Площадь Ильича». Хотя сама улица в этом месте заканчивается, нумерация домов идёт со стороны Лефортово.

01. Золоторожский вал. д40. 03.07.16.01..jpg

02. Площадь Ильича. 12.03.15.01...jpg

В сквере на площади Ильича ценителей старины встречает артефакт из прошлого - каменный верстовой столб 1783 года с высеченной надписью «От Москвы 2 версты». Первые деревянные верстовые столбы появились в Москве ещё в середине XVII века, а в 1764 году вышел указ Екатерины Великой о том, чтобы по всем казённым почтовым трактам вместо деревянных установили каменные дорожные знаки.

05. Рогожская застава. Ильич. 09.04.08.2.JPG

По соседству реликвия советского времени - бронзовый на гранитном постаменте памятник Владимиру Ленину, установленный в 1967 году (скульптор Г.Йокубонис, архитектор В.Чеканаускас).

04. Рогожская Застава. Ленин. 12.07.16.02..jpg

Золоторожский Вал (до 1922 года - Золоторожский Камер-Коллежский вал) делится на две неравные части, прерываясь линией железной дороги. Здесь находится платформа «Серп и молот» Нижегородского направления Московской железной дороги, есть подземный пешеходный переход и мостик через пути, а вот автомобильного переезда через пути не предусмотрено. А дальше улица тянется вдоль корпусов завода «Серп и молот».

Смотрите старые фотографии. Платформа «Серп и молот». 1947-1950 гг.: https://pastvu.com/p/50176 Мост над путями есть и сейчас, но только для прохода обилеченных пассажиров электричек.

09. Серп и молот. платформа. 12.07.16.02..jpg

10. Серп и молот. платформа. 12.07.16.01..jpg
Ностальгическая зелёная электричка

Смотрите старые фотографии. Вблизи железнодорожной платформы находился универмаг Мосторга в Рогожско-Симоновском районе (1928, архитектор В.Владимиров). 1987 год: https://pastvu.com/p/103344 И года не пройдёт, как универмаг начнут сносить и позднее на этом месте построят совсем другой магазин.

08. Золоторожский вал. д42. 03.07.16.01..jpg

08. Рогожская Застава. д1. 12.07.16.01..jpg
Закруглённое здание показалось похожим на какое-нибудь депо времён строительства первых железных дорог, но говорят, что это новодел.

12. Золоторожский вал. д34с1. 03.07.16.01..jpg
Золоторожский Вал, № 34.

Смотрите старые фотографии. 1953 год: https://pastvu.com/p/43997 Кирпичные дома слева на фото сохранены в первозданном виде, ну а справа раскинулась необъятная территория завода «Серп и молот», готовящаяся стать элитным жилым кварталом.

13. Золоторожский вал. д34с6. 03.07.16.01..jpg

14. Серп и молот. завод. 12.07.16.03..jpg

Металлургический завод Гужона основан в 1883 году. Юлий Гужон, француз по происхождению, был одним из влиятельных промышленников и экономистов того времени. К началу Первой Мировой войны завод выпускал 80 000 тонн стали ежегодно и считался основным оборонным предприятием Москвы. Заводчик управлял жёстко, с рабочими не церемонился, на уступки не шёл и однажды во время забастовки уволил сразу 1200 человек. Не удивительно, что сразу после Октябрьской революции Гужон бросился в бега, но был убит в Ялте и вовсе не красногвардейцами, а офицерами Добровольческой армии.

Национализированный завод в 1922 году получил название «Серп и молот», восстановился после разрухи и вскоре по производству стали вышел на довоенный уровень. В 1931 году завод включён во вновь организованное объединение «Спецсталь». В последующие три года была создана техническая база с современным для того времени оборудованием и освоена новая технология производства продукции из качественной стали. На территории построены корпуса фасонно-литейного, калибровочного и лентопрокатного цехов, установлены первые электропечи, волочильные станы, термические и травильные агрегаты.

Во время Великой Отечественной войны завод выпускал оружейную продукцию для фронта. За доблестный труд в годы первых пятилеток и выполнение военных заказов «Серп и молот» был награждён в 1939 году орденом Ленина и в 1945 году орденом Трудового Красного Знамени.

В 1949 году впервые в мире здесь разработали технологию применения кислорода для интенсификации мартеновского производства стали, за что группе ученых и работников завода была присуждена Сталинская премия СССР первой степени. Впоследствии эта технология получила широкое распространение как на отечественных, так и на зарубежных металлургических заводах.

В 1950 году Сталинская премия была присуждена сталеварам завода, добившимся резкого сокращения продолжительности мартеновской плавки и удлинения кампании между ремонтами печей. В этот же период энергетики завода внедрили на печах испарительное охлаждение элементов, котлы-утилизаторы и систему автоматического управления тепловым режимом плавки. В 1963 году началось частичное переоборудование мартеновского цеха в электросталеплавильный. Были пущены и освоены установки электрошлакового переплава (ЭШЛ).

В 1970-х годах «Серп и молот» прошёл полную реконструкцию, в ходе которой завод переведён на изготовление высококачественной продукции из высоколегированных и нержавеющих марок стали. При этом были предусмотрены комплексная механизация и автоматизация всех производственных операций и применение наиболее прогрессивных технологических процессов. В 1976 году плавка на мартеновских печах была остановлена, завод полностью перешёл на электропечи.

В 1983 году за большие успехи в выполнении заданий по выпуску высококачественной продукции, улучшению технико-экономических показателей на основе реконструкции и технического перевооружения завода коллектив был награждён орденом Октябрьской Революции. В состав завода входили электрофасонно-литейный цех, сортопрокатный цех, листопрокатный цех, цех холодной прокатки нержавеющей ленты, сталепроволочный цех, цех горячей прокатки полос и листов, калибровочный цех, механический цех, цех ремонта металлургического оборудования, цех ремонта металлургический печей, ремонтно-механический цех, электрический цех, цех товаров народного потребления, центральная заводская лаборатория. В ассортимент выпускаемой продукции входили трубы, сталь и изделия из стали, проволока, металлические листы и ленты.

Вряд ли кто-то тогда мог предвидеть скорый распад Союза и последующий за ним экономический спад. В 1990-х годах завод ещё держался, хотя объём выпускаемой продукции был сокращён. В 2007 году был законсервирован калибровочный цех, спустя год сортопрокатный стан 320/250 был перенесён в город Ярцево, а вскоре закрылись сортопрокатный и сталепроволочный цеха. В апреле 2011 года выплавка стали на заводе была прекращена и корпуса начали готовить к сносу. В сентябре 2013-го был объявлен международный конкурс на архитектурно-градостроительную концепцию территории завода «Серп и Молот», на которой планируется возвести жилой микрорайон, а также офисные здания.

В ноябре 2015 года компании Донстрой было предоставлено разрешение на застройку участка, занимаемого заводом «Серп и Молот» жилыми домами, офисной недвижимостью и сопутствующей инфраструктурой. Прославленный завод завершил свою историю, уступая место жилым кварталам.

15. Серп и молот. завод. 12.07.16.04..jpg

16. Серп и молот. завод. 03.07.16.08..jpg

17. Серп и молот. завод. 03.07.16.02..jpg

19. Серп и молот. завод. 03.07.16.01..jpg

20. Серп и молот. завод. 12.07.16.07..jpg

18. Серп и молот. завод. 03.07.16.05..jpg

21. Серп и молот. завод. 12.07.16.11..jpg

18. Серп и молот. завод. 12.07.16.08..jpg

22. Серп и молот. завод. 12.07.16.02..jpg

23. Серп и молот. завод. 12.07.16.01..jpg

Смотрите старые фотографии. Проходная завода «Серп и Молот». 1969 год: https://pastvu.com/p/47699 На фото слева виден шлагбаум железнодорожного переезда, пути ведут в сторону завода «Кристалл».

25. Серп и молот. жд. 12.07.16.02..jpg

26. Серп и молот. жд. 12.07.16.01...jpg

28. Серп и молот. Арт парк. 12.07.16.03..jpg

Как сообщает официальный сайт Москвы https://www.mos.ru/, «27 июня 2016 года на территории завода «Серп и Молот» открылся Арт-парк «Символ». В экспозицию вошли 15 скульптур, инсталляций и арт-объектов молодых российских художников и групп. Их создали специально для этого проекта и посвятили истории завода. Открытие прошло в рамках V Московской международной биеннале молодого искусства. Территория завода занимает около 60 гектаров. Сейчас здесь строится микрорайон с жильём и социальной инфраструктурой. Здесь появятся общественно-деловой центр, Дом культуры и музыки, детские сады, две школы, поликлиники для взрослых и детей. 30 процентов территории озеленят и благоустроят».

27. Серп и молот. Арт парк. 12.07.16.02..jpg

Почти во всех работах авторы использовали то, что было под рукой, на заводской территории. Это и скульптурная композиция «Сталевары», по прихоти дизайнера помещённая в лабиринт, и стальная пластина, напоминающая плитку шоколада, а в лабораторные пробирки были собраны металлическая пыль, стружка, крошка. Эту инсталляцию автор назвал «Прах к праху», намекая, что даже великие идеи не вечны.

29. Серп и молот. Арт парк. 03.07.16.04..jpg

30. Серп и молот. Арт парк. 12.07.16.11..jpg

31. Серп и молот. Арт парк. 12.07.16.05..jpg

32. Серп и молот. Арт парк. 03.07.16.01..jpg

33. Серп и молот. Арт парк. 03.07.16.10..jpg

34. Серп и молот. Арт парк. 03.07.16.09..jpg

35. Серп и молот. Арт парк. 12.07.16.07..jpg

36. Серп и молот. завод. 12.07.16.05..jpg

36. Серп и молот. Арт парк. 03.07.16.13..jpg

37. Серп и молот. паровозы. 03.07.16.04..jpg

В Арт-парке установлены маневровый паровоз 9П и маневровый тепловоз ТГМ1, в своё время трудившиеся на заводе.

38. Серп и молот. паровозы. 03.07.16.06..jpg

39. Серп и молот. паровозы. 03.07.16.08..jpg

40. Серп и молот. люк. 03.07.16.01..jpg

41. Таможенный проезд. д3с1. 03.07.16.01..jpg
Таможенный проезд, № 3с1

Смотрите старые фотографии. Диспансер при заводе «Серп и молот». 1931 год: https://pastvu.com/p/13741 Поликлиника была построена в 1924 году на средства завода «Серп и молот» под лечебный профилакторий для рабочих завода.

46. ДК Серп и молот. 03.07.16.02..jpg

На крутом склоне холма у стен Спасо-Андроникова монастыря в 1929-1931 годах был построен Дом культуры завода «Серп и Молот» (архитектор Игнатий Милинис). Памятник русского авангарда не пережил лихие девяностые и пребывает в разрухе и запустении. Попытка открыть здесь клуб «DяgileV» по каким-то причинам не увенчалась успехом. Кстати, в 1980-е годы дом культуры был одной из популярных московских рок-площадок, но для выполнения современных концертных требований наверняка пришлось бы провести масштабную перепланировку здания.

Смотрите старые фотографии. Дом культуры завода «Серп и Молот». 1932 год: https://pastvu.com/p/396359

1947-1950 гг.: https://pastvu.com/p/50186 Вид с насыпи железной дороги.

Интерьер фойе. 1932 год: https://pastvu.com/p/396361


45. ДК Серп и молот. 03.07.16.03..jpg

Вот что сообщает сайт общественного движения Архнадзор http://www.archnadzor.ru/2008/06/01/serp-i-molot/: «В 1950-е годы была проведена реконструкция клуба: рустовка и разбивка пилястрами гладких фасадных плоскостей, характерных для времени конструктивизма, установка на главной лестнице вазонов, лепной декор зрительного зала, заменено перекрытие объема зрелищной части клуба двускатной кровлей, окна зрительного зала были заложены. В 1970-е годы было застроено пространство под переходом из зрелищной части в кружковую зону. В середине 1990-х годов клуб утратил первоначальное назначение. Помещения стали сдаваться в аренду различным организациям, объём спортзала, перекрытого сводчатой кровлей на арочных конструкциях, был разобран. Здание было заявлено на госохрану и ожидало научной реставрации».

Сейчас территория со всех сторон огорожена забором, но препятствия не останавливают любителей полазить по заброшенным местам. На сайте http://urban3p.ru/object13083/gallery/ можно найти сотню фотоснимков, сделанных снаружи и внутри.

47. ДК Серп и молот. 03.07.16.04..jpg

48. ДК Серп и молот. 03.07.16.05..jpg

50. Золоторожский вал. д6. 03.07.16.01..jpg
Золоторожский Вал, № 6. Хлебозавод № 3.

Смотрите старые фотографии. Хлебозавод № 3. 1928-1930 гг.: https://pastvu.com/p/13860 Полностью механизированный и оснащённый импортным оборудованием хлебозавод был построен Московским союзом потребительских обществ.

54. Танковый проезд. Т 34. 03.07.16.02..jpg

Золоторожский Вал пересекается с Танковым проездом. В 1920-е годы в казармах по соседству квартировала танковая часть, отсюда и название. Судя по мемориальным табличкам в честь Героев Советского Союза, кирпичные сталинки предназначались для командного состава Советской армии. А во дворе школы № 415 в память о подвигах танкистов в годы Великой Отечественной войны установлен танк Т-34.

52. Танковый проезд. д3. 12.07.16.02..jpg
Танковый проезд, № 3 - жилой дом 1959 года постройки

53. Танковый проезд. д3. 12.07.16.01..jpg

На противоположной стороне стояли дома попроще и их снесли при прокладке тоннеля Третьего транспортного кольца. На видео зафиксирован снос одного из этих домов в 1998 году при помощи взрывотехники: http://www.youtube.com/watch?v=pHYPMditwOQ

55. Волочаевская ул. д3. казарма. 12.07.16.00..jpg
Казармы Астраханского полка на Волочаевской улице сохранились с царских времён, сейчас городок занимает Военный университет Минобороны.

56. Танковый проезд. д4с38. 12.07.16.01..jpg
Старая застройка Волочаевской улицы

57. Трамвайный ремонт завод. 12.07.16.03..jpg

На пересечении Волочаевской улицы с Таможенным проездом ещё до революции открылся Золоторожский трамвайный парк, сейчас здесь Трамвайный ремонтный завод. Строительство трамвайного парка было завершено в 1908 году, в то время на линию выходили 65 моторных и 8 прицепных вагонов. После Октябрьской революции парк на несколько лет закрывался, но вскоре возобновил работу. В 1937 году в нём эксплуатировалось 115 моторных вагонов КМ и 179 двухосных вагонов С и М. Депо стало называться сначала Первомайским трамвайным депо, а затем за ним закрепилось имя С.М.Кирова.

В начале 1960-х было решено реконструировать трамвайное депо в троллейбусный парк, так как восток и юго-восток столицы нуждались в троллейбусном предприятии. Часть работ была выполнена, но к 1975 году стало ясно, что завершить реконструкцию не удастся. К этому времени Исполком Моссовета принял решение о реконструкции завода СВАРЗ с целью создания производственной базы по ремонту автобусов. Таким образом стало необходимым организовать ремонт трамвайных вагонов в другом месте. Так возникла идея создания на базе трамвайного депо имени Кирова трамвайно-ремонтного завода.

В октябре 1976 года депо прекратило эксплуатационную деятельность и получило название Трамвайно-ремонтный завод - «ТРЗ». В короткий срок депо было реконструировано, и на поточных линиях для ТО и ремонта вагонов стал осуществляться поточно-зонный капитальный ремонт вагонов Tatra-T3. Были расширены и оснащены новым оборудованием слесарный, механический, электромонтажный и свароный участки завода. Вновь организованы моечный, прессовый участки, электротехническая лаборатория. Особенностью завода ТРЗ является то, что капитальный ремонт узлов и агрегатов для вагонов выполняется на других заводах ГК Мосгортранс. Объём таких кооперированных поставок составляет более 70%. Коллектив завода формировался в основном из специалистов завода СВАРЗ. В настоящее время ТРЗ осуществляет текущий, средний и капитальный ремонт всех типов четырехосных трамвайных вагонов.

58. Трамвайный ремонт завод. 03.07.16.02..jpg

59. Трамвайный ремонт завод. 12.07.16.02..jpg

61. Волочаевская ул. 09.04.08..JPG

62. Трамвайный ремонт завод. 12.07.16.01..jpg

60. Волочаевская улица. 04.12.14.01..jpg

63. Таможенный проезд. д1. 03.07.16.01..jpg
Таможенный проезд, № 1 - жилой дом 1917 года постройки

64. Таможенный проезд. д6. 03.07.16.01..jpg
Таможенный проезд, № 6 - в прошлом предприятие по производству запчастей для швейных машин

65. Таможенный проезд д6. 12.07.16.01...jpg

66. Волочаевская ул. д17А. 12.07.16.00..jpg
Волочаевская улица, № 17а - жилой дом 1930 года постройки. По всей индустриальной Москве вблизи предприятий тогда строили такие дома для сотрудников заводов и фабрик.

67. Волочаевская ул. д17А. 12.07.16.01..jpg

70. Золоторожский проезд. д4. 03.07.16.01..jpg
А это Золоторожский проезд № 4

71. Танковый проезд. 03.07.16.01..jpg

Tags: Город на память, Золоторожский Вал, завод Серп и молот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • МКАД. 52-54 км. Заречье - Сколково

    17 сентября 2021 года Фотопроект «Город на память». 683. МКАД. 52-54 км. Заречье - Сколково За Дороховской развязкой на 51-м километре МКАД…

  • МКАД. 48-51 км. Востряково - Очаково

    13 сентября 2021 года Фотопроект «Город на память». 682. МКАД. 48-51 км. Востряково - Очаково На 49-м километре кольцевая автодорога проходит…

  • МКАД. 48 км. Солнцево и новые станции метро

    9 сентября 2021 года Фотопроект «Город на память». 681. МКАД. 48 км. Солнцево и новые станции метро Деревня Суково, известная по летописным…

  • МКАД. 45-47 км. Тропарёво - Никулино

    5 сентября 2021 года Фотопроект «Город на память». 680. МКАД. 45-47 км. Тропарёво - Никулино «Город на память» продолжает знакомство с…

  • МКАД. 45-46 км. Тропарёво и 9-й микрорайон Тёплого Стана

    1 сентября 2021 года Фотопроект «Город на память». 679. МКАД. 45-46 км. Тропарёво и 9-й микрорайон Тёплого Стана Тропарёво - это зелёный…

  • МКАД. 41 км. Коммунарка

    28 августа 2021 года Фотопроект «Город на память». 678. МКАД. 41 км. Коммунарка Животноводческий совхоз «Коммунарка» был основан в 1925 году на…

  • МКАД. 41-43 км. Мосрентген и новые станции метро

    26 августа 2021 года Фотопроект «Город на память». 677. МКАД. 41-43 км. Мосрентген и новые станции метро К западу от Калужского тракта…

  • МКАД. 41-43 км. Тёплый Стан

    25 августа 2021 года Фотопроект «Город на память». 676. МКАД. 41-43 км. Тёплый Стан В конце XVII века на Калужском тракте в 15 верстах от Москвы…

  • МКАД. 38-40 км. Ясенево

    21 августа 2021 года Фотопроект «Город на память». 675. МКАД. 38-40 км. Ясенево В летописных источниках село Ясенево впервые упоминается в 1331…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments