Затон Новинки

Затон Новинки - служебная территория московских речников. На карте 1935 года нынешняя тихая заводь в последний раз указана как русло Москвы-реки с крутыми поворотами, проблемными для судоходства. Вскоре здесь начались масштабные работы по спрямлению русла, прокладке Новинковского рукава и строительства Южного грузового порта.

00. Нагатинская пойма. 15.11.14.21..jpg

Первое упоминание о Новинках встречается в духовной грамоте великого князя Василия II 1461—1462 годов, завещающей помимо прочих и это небольшое владение великой княгине Марии Ярославне. Со временем поселение разрасталось и к началу ХХ века численность населения перевалило за тысячу. Новинские земли занимали почти 500 гектаров, крестьяне держали лошадей, коров, свиней. В 1960 году деревня вошла в состав Москвы и была увековечена в названии улицы Новинки (которая проходит не по землям бывшей деревни, а несколько южнее).

В отличие от строительства канала Москва-Волга, которое активно освещалось советской прессой, гидротехнические работы в Нагатино остались за кадром фотохроники 1930-х годов. Как менялся нагатинский ландшафт, можно посмотреть на старых картах.

01. Затон Новинки. карта. 1935...jpg
1935 год: http://www.retromap.ru/

02. Затон Новинки. карта. 1939...jpg
1939 год: http://www.retromap.ru/

03. Затон Новинки. карта. 1987..jpg
1987 год: http://www.retromap.ru/

В 1968-1969 годах окончательно сформировалось новое русло Москвы-реки - Нагатинское спрямление, через него был перекинут самый длинный метромост в 233 метра, а Нагатинская набережная торжественно облицована гранитом.

04. Нагатинский мост. 1968...jpg
Строительство моста в Нагатино. 1968 год: https://pastvu.com/p/9667

05. Затон. Нагатинская наб. 12.05.16.06..jpg

06. Затон. Нагатинская наб. 12.05.16.08..jpg

В то время Нагатино и окрестности не были столь привлекательны для жилой застройки, как сейчас, ведь вокруг автозавода-гиганта ЗИЛ кучковались предприятия помельче, склады и ангары, а в Южный порт непрерывно прибывали теплоходы с грузами.

11. Затон. Нагатинская пойма. 12.05.16.04..jpg

12. Затон. Промзона ЗИЛ. 12.05.16.04..jpg

13. Нагатинская пойма. 15.11.14.27..jpg

Ещё в 1936 году был открыт Московский судостроительный и судоремонтный завод, освоивший серийное производство речных пассажирских теплоходов и буксиров. Всего на МССЗ построено свыше 1800 судов - «Москвич», «ОМ», «МО», «Речной», «Заря», «Москва», «Московский», «Луч», а в наши дни рентабельность производства поддерживается строительством роскошных яхт. Но это уже история Нагатинского затона, а мы вернёмся на южный берег затона Новинки, где располагается ремонтная база Столичной Судоходной Компании и база технического флота ГУП «Мосводосток». Добраться сюда можно от свежеоткрытой станции метро «Технопарк» по Проектируемому проезду 4062.

14. Нагатино. Теплоходы Москва. 15.11.14.23..jpg

68. Мосводосток. 12.05.16.16..jpg

10. Затон. Промзона ЗИЛ. 12.05.16.07..jpg
На противоположном берегу - глухие заборы и заросли бывшей зиловской промзоны, где прежде кипела трудовая жизнь.

09. Затон Новинки. Терминал ЗИЛ. 1972...jpg
ЗИЛ. Железнодорожный терминал. 1972 год: https://pastvu.com/p/386760

41. Нагатино. Теплоходы Москва. 15.11.14.27..jpg

Чаще всего во время навигации в черте города можно встретить теплоходы «Москва» (проект Р-51), которые зимуют и ремонтируются в затоне. Это двухпалубный пассажирский речной теплоход, рассчитанный на 300 пассажиров и предназначенный для водных прогулок, экскурсий и перевозок на местных линиях («речной трамвай»). Проектная скорость до 23-24 км/ч. Теплоход «Москва» пришел на смену своему предшественнику «Москвичу» в 1969 году и с тех пор продолжает эксплуатироваться в разных регионах России. Большинство судов прошло модернизацию на ремонтно-эксплуатационных базах флота: двигатели семейства 3Д6, выработавшие ресурс, заменены на двигатели ЯМЗ или иностранные; для комфорта пассажиров остеклена верхняя палуба; на носу судна установлен подъёмно-поворотный трап для высадки пассажиров.

Рассказывает генеральный директор Столичной Судоходной Компании Дмитрий Балыков:
«Проект «Москва» - замечательный, во многом опередивший своё время, он разрабатывался на смену речным трамвайчикам, теплоходам «Москвич». Московский судостроительный и судоремонтный завод, основной производитель теплоходов «Москва», выпускал до 4 единиц в месяц, практически конвейерное производство. Всего на нескольких заводах было выпущено до 600 единиц, которые эксплуатировались не только в республиках СССР, но и поставлялись на экспорт. География его применения потрясающая, самая западная точка - Никарагуа, самая восточная - район Шанхая, самая южная точка - Египет, Восточная Европа - само собой.

Изначально идея создания теплохода «Москвич» была транспортная, для доставки на работу потоков трудящихся большого индустриального города. Теплоход «Москва» стал переходным от транспортных перевозок к прогулочным и экскурсионным и на тот момент он отвечал самым высоким потребительским требованиям. В настоящее время на Москве-реке (столица и ближайшие регионы) осталось порядка 200 теплоходов, из них 26 в Москве, в Столичной Судоходной Компании. Они проживут долгую жизнь, потому что пока не придумано ничего более интересного с технологической и экономической точек зрения. Мощности судостроения не позволяют производить суда в таких объёмах, сроки окупаемости новых теплоходов будут слишком длинными. Двигатели теплоходов «Москва» заменяются по истечению сроков выработки, мы экспериментировали, пробовали различные отечественные и импортные модели двигателей и остановились на Ярославском заводе, прежде всего по эксплуатационным характеристикам и возможности ремонта. Весь перечень оборудования теплоходов соответствует самым жёстким требованиям речного регистра, система ГЛОНАСС, система автоматического пожаротушения и другое, всё это в наличии».

19. Нагатино. Теплоходы Москва. 15.11.14.01..jpg

20. Нагатино. Москва21. 15.11.14.09..jpg

15. Нагатино. Теплоходы Москва. 15.11.14.07..jpg

18. Нагатино. Москва21. 15.11.14.27..jpg

16. Нагатино. Теплоходы Москва. 15.11.14.18..jpg

17. Нагатино. Теплоходы Москва. 15.11.14.05..jpg

20. Нагатино. Москва21. 15.11.14.44..jpg

24. Нагатино. Москва21. 15.11.14.59..jpg

22. Нагатино. Москва21. 15.11.14.04..jpg

27. Нагатино. Москва21. 15.11.14.50..jpg

28. Нагатино. Москва21. 15.11.14.46..jpg

30. Нагатино. Москва21. 15.11.14.39..jpg

31. Нагатино. Москва21. 15.11.14.40..jpg

32. Нагатино. Москва21. 15.11.14.43..jpg

33. Нагатино. Москва21. 15.11.14.37..jpg

34. Нагатино. Москва21. 15.11.14.29..jpg

35. Нагатино. Москва21. 15.11.14.35..jpg

36. Нагатино. Москва21. 15.11.14.34..jpg

48. Нагатино. Буксир Рейдовый44. 15.11.14.08..jpg

А это буксир «Рейдовый-44» - построен в 1990 году на Судоремонтном заводе «Память Парижской Коммуны».

50. Нагатино. Буксир Рейдовый44. 15.11.14.01..jpg

51. Нагатино. Буксир Рейдовый44. 15.11.14.03..jpg

52. Нагатино. Буксир Рейдовый44. 15.11.14.10..jpg

54. Нагатино. Буксир Рейдовый44. 15.11.14.14..jpg

56. Затон. Брандвахта. 12.05.16.05..jpg

Брандвахта (несамоходное судно с жилыми помещениями, предназначенное для временного или постоянного размещения геологических партий, экипажей земснарядов, работников плавучих доков и мастерских, для проживания экипажей судов в межнавигационный или ремонтный период). В 1960-1970-е годы по проекту 95 было построено несколько десятков таких брандвахт.

57. Затон. Брандвахта. 12.05.16.03..jpg

58. Затон. Брандвахта. 12.05.16.02..jpg

59. Затон. Мосводосток. 12.05.16.00..jpg

ГУП «Мосводосток» обслуживает столичные предприятия - принимает сточные воды, очищает их и утилизирует отходы. Помимо 6 000 городских предприятий, которые пользуются сетями «Мосводостока», в зоне внимания компании 67 километров русла Москвы-реки от Карамышевского шлюза до Бесединского моста. Чистоту водной глади поддерживает технический флот.

С наступлением весны на Москве-реке открылась летняя навигация технического флота ГУП «Мосводосток», хотя деление на сезоны условно и речники трудятся круглый год. Для зимней эксплуатации есть восемь специально оборудованных теплоходов, включая ледокол «Риф», очищающих акваторию от плавающего мусора, и два нефтесборщика, работающих в низовьях Яузы. Но основная нагрузка приходится, конечно, на летний период, когда отдыхающие на берегу горожане начинают метать в реку не только мелкий бытовой мусор, но и неприспособленные к плаванию предметы - сейфы и автомобили. Говорят, что из Москвы-реки выловили даже банкомат. В таких неординарных случаях речники обращаются к полицейским, которые осматривают странные находки и фиксируют увиденное в протоколе.

Обычный рабочий день теплохода-мусоросборщика начинается на базе в затоне Новинки. Судно с командой из трёх человек (капитан и двое матросов) отваливает от дебаркадера и начинает неспешно патрулировать акваторию Москвы-реки. Три пары глаз внимательно смотрят на поверхность, пока кто-то не заметит чужеродный предмет. Чаще всего это отходы прибрежной жизнедеятельности человека - пластиковые бутылки, канистры, прочий пикниковый мусор, а также старая мебель, холодильники. Встречаются и упавшие в воду ветки деревьев, и бревна.

Обнаружив непорядок, капитан на тихом ходу направляет теплоход к отходам и опускает широкий ковш, закреплённый на носу судна. Ковш работает по принципу самосвала, зачерпывает трофей с поверхности и вываливает в бункер, способный вместить до десяти кубометров всякого хлама. Для утилизации мелких предметов достаточно и матроса, вооружённого сачком на длинной ручке, а для подъёма тяжестей со дна предусмотрен кран с захватом. За время нашей часовой инспекции акватория в зиловской промзоне оказалась девственно чистой, улов составили лишь пластиковая канистра и бревно.

60. Мосводосток. 12.05.16.01...jpg

В состав технического флота «Мосводостока» входят три десятка буксиров-теплоходов, мусоросборщиков, несамоходных плавсредств, плавучих кранов. Один из мусоросборщиков «МС-1» был построен в 1998 году на Московском судостроительном заводе по инициативе тогдашнего столичного мэра Юрия Лужкова. Тогда впервые у речников появилась техника, сделанная в соответствии с пожеланиями заказчика и оснащённая всем необходимым оборудованием. Из недостатков, пожалуй, можно отметить лишь тихоходность судна.

61. Мосводосток. 12.05.16.04..jpg

62. Мосводосток. 12.05.16.02..jpg

64. Затон. МС 1. 12.05.16.14..jpg

64. Затон. МС 1. 12.05.16.10..jpg

63. Мосводосток. 12.05.16.19..jpg

64. Мосводосток. 12.05.16.05..jpg

65. Мосводосток. 12.05.16.06..jpg

66. Мосводосток. 12.05.16.10..jpg

67. Мосводосток. 12.05.16.12..jpg

83. Затон. Нагатинская пойма. 12.05.16.03..jpg

Как долго просуществует эта техническая территория - неизвестно. Речники говорят о непростом положении соседнего судостроительного завода, а здесь уже закрыты ЗИЛ и другие предприятия, вовсю растут этажи офисных и жилых комплексов.

08. Затон. Нагатинская наб. 12.05.16.03..jpg

13. Мосводосток. 12.05.16.18..jpg

42. Нагатинская пойма. 15.11.14.18..jpg

42. Нагатинская пойма. 15.11.14.16..jpg

47. Затон. Ремонт база ССК. 12.05.16.04..jpg

79. Затон. Мосводосток. 12.05.16.03..jpg

40. Нагатинская пойма. 15.11.14.24..jpg

41. Нагатинская пойма. 15.11.14.30..jpg

43. Затон. Ремонт база ССК. 12.05.16.03..jpg

45. Нагатино. Теплоходы Москва. 15.11.14.28..jpg

46. Затон. Изумруд. 12.05.16.02..jpg

44. Нагатинская пойма. 15.11.14.15..jpg

80. Мосводосток. 12.05.16.17..jpg

74. Затон. Мосводосток. 12.05.16.08..jpg

73. Мосводосток. 12.05.16.14..jpg

75. Нагатинская пойма. 15.11.14.12..jpg

70. Мосводосток. 12.05.16.15..jpg

71. Затон. Мосводосток. 12.05.16.10..jpg

82. Затон Новинки. 12.05.16.02..jpg

81. Затон. Нагатинская наб. 12.05.16.18..jpg

84. Затон Новинки. 12.05.16.04..jpg

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886

85. Нагатинская пойма. 15.11.14.42..jpg