evgechesnokov (evgechesnokov) wrote,
evgechesnokov
evgechesnokov

Category:

Ходынская улица

19 апреля 2016 года
Фотопроект «Город на память». 235. Ходынская улица

Эту улицу логично искать на карте Москвы где-то в районе бывшего Ходынского поля, однако находится она вовсе не там, а на Пресненском валу - за ипподромом и путями станции Москва-Товарная-Смоленская. На Ходынской улице почти все постройки связаны с историей московского транспорта, например, здесь находится электродепо «Красная Пресня», с 1954 года обслуживающее Кольцевую линию столичной подземки.

00. Депо Красная Пресня. 24.03.16.01...jpg

01. Ходынская ул. хлебозавод. 14.04.16.01..jpg

Ходынская улица, № 2 - хлебозавод имени Зотова был введён в эксплуатацию в 1931 году как Хлебозавод № 5 с применением прогрессивной кольцевой технологии выпечки, разработанной инженером Георгием Марсаковым. Всё технологическое оборудование (кстати, советского производства) размещалось на нескольких этажах круглого здания и благодаря этому кольцевому конвейеру достигался высокий уровень механизации процессов, позволявший выпекать до 250 тонн хлеба в сутки.

Мука со склада, находившегося в подвальном этаже, транспортером подавалась на четвертый этаж, где находилось заквасочное отделение. Отсюда готовая опара поступала на третий этаж в тестомесильное отделение, состоявшее из трех жестких кольцевых конвейеров, где происходил процесс брожения. После окончания брожения куски теста попадали в тесторазделочное отделение на втором этаже, а оттуда — в расположенное рядом на этом же этаже печное отделение. Хлеб выпекался в трех круглых кольцевых печах. После выпечки хлеб выгружался из печей и по наклонным спускам поступал в хлебохранилище на первом этаже.

Объёмно-пространственная структура завода представляет собой промышленный комплекс, состоящий из основного четырехэтажного объема круглой в плане формы с двумя пристройками – котельная с трубой и прямоугольный в плане ступенчатый корпус для вспомогательных и административных функций; зданий мастерской, электроподстанции, каменной постройки для автомобильных весов. По мере эксплуатации к основному зданию неоднократно делались пристройки, исказившие его первоначальный облик. Кроме того, на территории хлебозавода было возведено множество хозяйственных построек.

Архнадзор о Хлебозаводе имени Зотова: http://www.archnadzor.ru/2008/01/18/plody-konversii/

Смотрите старые фотографии. Хлебозавод имени Зотова. 1939-1946 гг.: https://pastvu.com/p/141512

Хлебозавод имени Зотова .1933-1935 гг.: https://pastvu.com/p/43704


В 1968 году завод награждён Орденом Трудового Красного Знамени, а в 1978 году получил имя Василия Зотова — одного из организаторов массового строительства хлебозаводов в советской Москве и наркома пищевой промышленности. В 1990-е годы сохраняло статус федерального государственного предприятия, в 2003 году акционировано, а 2006 году предприятие приобретено компанией COALCO. На территории будет построен жилой комплекс «Хрустальные башни» высотой в 38 этажей (на уличных баннерах комплекс назван «Пресня Сити»). Производственный корпус завода, являющийся памятником архитектуры, станет торгово-образовательным центром.

Как сообщает сайт http://hlebozavod-zotova.ru/, «в 2014 году группой компаний COALCO начаты работы над реализацией проекта реставрации и обустройства территории хлебозавода. Восстанавливая исторический облик здания, утратившего свое промышленное значение в новейшей истории, и сохраняя его индивидуальность, модернизация «Хлебозавода» превратит объект в культурно-образовательный кластер, территорию нетривиального шопинга и качественной еды. На первых этажах центра разместятся экомаркет фермерских продуктов, винотека, сырная лавка, пекарня-кондитерская с изысканными десертами и традиционной выпечкой, кофейня. Здесь атмосфера праздника и гостеприимства, присущая традиционному городскому рынку, соединилась с безупречным сервисом современного торгового центра. Пространство второго этажа займет торговая галерея и детский образовательный центр. На третьем этаже разместится творческий кластер - современное выставочное, музейное и общественное пространство. Новое место прописки для всех творческих и некоммерческих инициатив. Здесь расположены музей хлеба, кулинарный театр, выставочные и конференц-залы, архитектурная студия, книжный магазин и кофейня. Четвертый этаж центра отведен под ресторанную зону. В теплое время года на эксплуатируемой кровле будет действовать открытая веранда».

05. Ходынская ул. хлебозавод. 14.04.16.09..jpg

06. Ходынская ул. хлебозавод. 14.04.16.11..jpg

07. Ходынская ул. хлебозавод. 14.04.16.05..jpg

08. Ходынская ул. хлебозавод. 14.04.16.03..jpg

09. Ходынская ул. хлебозавод. 14.04.16.08..jpg

10. Ходынская ул. хлебозавод. 14.04.16.10..jpg

На заднем плане видно здание жёлтого цвета, это бывший ночлежный дом имени М.Ф.Морозовой, рассчитанный на 800 мест, он был построен по проекту И.Германа и открыт в 1909 году вблизи Брестского (Белорусского) вокзала. При доме имелись прачечная и баня, дезинфекционная камера, столовая, амбулатория, за небольшую плату здесь можно было поесть, помыться, почистить одежду.

Смотрите старые фотографии. Брестский ночлежный дом. 1913 год: https://pastvu.com/p/10406

Смотрите старые фотографии. После хлебобулочной преамбулы переходим к транспортной тематике. Пресненский вал, № 9 - монументальное здание автобазы Министерства обороны. 1979-1983 гг.: https://pastvu.com/p/52363 Здание построено в 1941 году.

13. Ходынская ул. электродепо. 14.04.16.00..jpg

Ходынская улица, № 3 - электродепо «Красная Пресня» (ТЧ-4) обслуживает Кольцевую линию Московского метрополитена, оно открылось 1 апреля 1954 года вместе с участком «Белорусская» - «Парк культуры» и замыканием кольца. До этого кольцо обслуживали специалисты и поезда электродепо «Сокол», перешедшие позднее на «Красную Пресню».

14. Ходынская ул. электродепо. 14.04.16.03..jpg

15. Ходынская ул. электродепо. 14.04.16.02..jpg

20. Ходынская ул. электродепо. 14.04.16.01..jpg

Смотрите старые фотографии. Депо. 1970-1979 гг.: https://pastvu.com/p/6011

18. Депо Красная Пресня. 24.03.16.03..jpg

19. Депо Красная Пресня. 24.03.16.04..jpg

21. Депо Красная Пресня. 24.03.16.20..jpg

22. Депо Красная Пресня. 24.03.16.10..jpg

Сначала на Большом Кольце эксплуатировались четырёхвагонные составы, состоящие из вагонов типа Г. В феврале 1978 года на Кольцевую вышли первые пять составов из новых вагонов 81-717/714 производства Мытищинского машиностроительного завода, причём первый состав, прибывший для эксплуатационных испытаний, удивил необычным жёлто-канареечным окрасом. С 2012 года и по настоящее время на кольце используются «Русичи».

23. Депо Красная Пресня. 24.03.16.09..jpg

25. Депо Красная Пресня. 24.03.16.14..jpg

26. Депо Красная Пресня. 24.03.16.15..jpg

27. Депо Красная Пресня. 24.03.16.13..jpg

28. Метро Смоленская. Синергия2. 02.04.16.21..jpg

Помимо вагонов 81-740.4/741.4 «Русич», в депо «Красная Пресня» эксплуатируются два поезда-дефектоскопа «Синергия-1» и «Синергия-2», контролирующие состояние рельсов. В разные годы в электродепо побывали также всевозможные перспективные типы вагонов.

29. Метро Смоленская. Синергия2. 02.04.16.13..jpg

30. Метро Смоленская. Синергия2. 02.04.16.05..jpg

32. Депо Красная Пресня. 24.03.16.18..jpg

Любопытные факты из истории Московского метрополитена: впервые в 1956 году в поездах метрополитена именно на Кольцевой линии стали объявлять остановки. Одновременно составы оборудовали радиосвязью с диспетчером. 10 февраля 1973 года из электродепо «Красная Пресня» на Кольцевую линию вышел поезд, управляемый одним машинистом.

33. Депо Красная Пресня. 24.03.16.19..jpg

Депо соединено двумя путями с Кольцевой линией и одним путём с Таганско-Краснопресненской линией, который используется для служебных перегонок. Это единственное в Москве депо, имеющее порталы сразу на две линии. Кроме главного корпуса с шестью нефами на территории немало служебных построек, например, мотодепо для дрезин и мотовозов.

35. Депо Красная Пресня. 24.03.16.22..jpg

36. Депо Красная Пресня. 24.03.16.08..jpg

37. Депо Красная Пресня. 24.03.16.23..jpg

34. Депо Красная Пресня. 24.03.16.06..jpg

38. Депо Красная Пресня. 24.03.16.24..jpg

39. Ходынская ул. тролл парк. 14.04.16.11..jpg

Ходынская улица, № 5. История Краснопресненского трамвайного депо началась в 1909 году, когда по соседству с Ваганьковским кладбищем был заложен Пресненский трамвайный парк на 126 вагономест. Пуск в эксплуатацию намечался на осень 1914 года, однако началась Первая Мировая война, и парк пришлось переоборудовать в госпиталь. В мае 1919 года в Пресненском парке началось восстановление повреждённых трамвайных вагонов, которые в годы разрухи свозились на Ходынское поле. С этого момента официально отсчитывается история Краснопресненского трамвайного депо. Это название появилось в 1925 году.

Смотрите старые фотографии. Пресненский парк городских железных дорог. 1913-1914 гг.: https://pastvu.com/p/21951

Вагонный сарай. 1910-1920 гг.: https://pastvu.com/p/21953

Раненые воины Первой Мировой. 1914 год: https://pastvu.com/p/280216


В годы Великой Отечественной войны в депо стали работать женщины и подростки. Вагоны перевозили не только пассажиров, но и продовольствие, боеприпасы, раненых. Часть производства была переоборудована для изготовления продукции военного назначения.

В 1973 году была разобрана трамвайная линия по Большой Грузинской улице. В результате в Москве образовались две изолированных друг от друга сети трамвайных линий, одну из которых стало обслуживать полностью только Краснопресненское депо. В 2002 году в связи со строительством транспортной развязки Третьего транспортного кольца и снятием трамвайной линии по Беговой улице Краснопресненское трамвайное депо было выведено в Строгино. Последний вагон своим ходом покинул депо 25 мая и началось поэтапное переоборудование депо в новую площадку 5-го троллейбусного парка имени Артамонова.

Смотрите старые фотографии. Краснопресненское трамвайное депо. 1990 год: https://pastvu.com/p/71441

44. Ходынская ул. тролл парк. 14.04.16.01..jpg

5-й троллейбусный парк имеет свою длинную историю, он появился в 1958 году на территории старинного Уваровского трамвайного парка на Девичьем поле, который с 1922 года носил имя рабочего парка Ивана Артамонова, погибшего на Гражданской войне. Несколько лет трамваи и троллейбусы жили вместе, но уже в 1962 году трамваи навсегда покинули депо.

Роковую роль в судьбе исторических зданий, занесённых в список памятников архитектуры федерального значения, сыграло лужковское правительство, точнее, его постановление № 248-ПП «О перебазировании ДГУП 5-й троллейбусный парк им. Артамонова и создании Городского музея ретроавтомобилей (Трубецкая улица, вл. 1)». Общественный транспорт перегнали на конечную Лужники, а затем на Ходынскую улицу. По состоянию на январь 2014 года на балансе парка числилось 150 единиц пассажирского подвижного состава.

45. Ходынская ул. тролл парк. 14.04.16.09..jpg

46. Ходынская ул. тролл парк. 14.04.16.02..jpg

47. Ходынская ул. тролл парк. 14.04.16.04..jpg

48. Ходынская ул. тролл парк. 14.04.16.06..jpg

49. Ходынская ул. тролл парк. 14.04.16.07..jpg

50. Ходынская ул. тролл парк. 14.04.16.08..jpg

51. Ходынская ул. тролл парк. 14.04.16.13..jpg

52. Улица 1905 года. д10. 14.04.16.03..jpg

Улица 1905 года, № 10с1 - одно из зданий «Мострансагентства», первой в СССР организации по транспортно-экспедиционному обслуживанию населения, основанной в 1957 году и имеющей предприятия в разных районах столицы. Агентство предоставляло услуги по перевозке мебели с квартиры на квартиру, из магазина или на дачу, продаже билетов на междугородный транспорт, междугородным контейнерным перевозкам. В наши дни к этому перечню добавились гостиничные, туристические, юридические услуги, складирование грузов, ремонт грузовых автомобилей, эвакуация.

Смотрите старые фотографии. Фургоны Мострансагентства возле МГУ. 1978 год: https://pastvu.com/p/44034

54. Улица 1905 года. д16. 14.04.16.02..jpg

По чётной стороне Ходынской улицы выстроились в ряд несколько брежневок, а за ними протянулись железнодорожные пути станции Москва-Пассажирская-Смоленская (участок Москва-Смоленск был открыт в 1870 году), грузовые терминалы, а ещё дальше находятся локомотивное депо имени Ильича и Белорусский вокзал.

55. Станция Москва Смоленская. 14.04.16.03..jpg

56. Станция Москва Смоленская. 14.04.16.02..jpg

57. Ул Климашкина. д20. Ленин. 14.04.16.02..jpg

В окрестностях можно встретить старую застройку и даже памятник Ленину во дворе улицы Климашкина, 20, но это уходящая натура, исчезающая на глазах. На яндекс-панорамах, снятых не так давно, виден пятиэтажный доходный дом в Большом Тишинском переулке, а сейчас на его месте экскаватор роет котлован.

58. Бол Тишинский пер. д43. 14.04.16.02а..jpg

59. Бол Тишинский пер. д38с5. 14.04.16.01..jpg

Ещё несколько зданий, которые скоро могут быть снесены.

60. Улица 1905 года. д14. 14.04.16.05..jpg

61. Улица 1905 года. д14. 14.04.16.04..jpg

62. Метро поезд киногерои. 24.03.16.05..jpg
Tags: Город на память, Московское метро, Ходынская улица
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • МКАД. 76-80 км. Левобережный - Химкинский лес

    20 октября 2021 года Фотопроект «Город на память». 695. МКАД. 76-80 км. Левобережный - Химкинский лес В 1930 году при активном участии Надежды…

  • МКАД. 75-78 км. Химки - Левобережный

    19 октября 2021 года Фотопроект «Город на память». 694. МКАД. 75-78 км. Химки - Левобережный В отличие от деревянной химкинской застройки,…

  • МКАД. 75-78 км. Химки

    18 октября 2021 года Фотопроект «Город на память». 693. МКАД. 75-78 км. Химки На картах XIX века деревня Химки отмечена не на привычной нам…

  • МКАД. 70-75 км. Братцево - Химки

    15 октября 2021 года Фотопроект «Город на память». 692. МКАД. 70-75 км. Братцево - Химки Южная часть усадебного парка Братцево граничила с…

  • МКАД. 70 км. Усадьба Братцево

    13 октября 2021 года Фотопроект «Город на память». 691. МКАД. 70 км. Усадьба Братцево Деревня (а позже село) Братцево на реке Братовке известна…

  • МКАД. 69-71 км. Митино - Путилково

    6 октября 2021 года Фотопроект «Город на память». 690. МКАД. 69-71 км. Митино - Путилково Ландшафтный парк «Митино» разбит в 2003 году и…

  • МКАД. 68-69 км. Спас - Митино

    5 октября 2021 года Фотопроект «Город на память». 689. МКАД. 68-69 км. Спас - Митино Известное с незапамятных времён село Спас протянулось…

  • МКАД. 63-67 км. Павшинская пойма

    3 октября 2021 года Фотопроект «Город на память». 688. МКАД. 63-67 км. Павшинская пойма В 2009 году станция «Мякинино» стала первой станцией…

  • МКАД. 63-67 км. Мякинино. «Крокус-Экспо»

    30 сентября 2021 года Фотопроект «Город на память». 687. МКАД. 63-67 км. Мякинино. «Крокус-Экспо» В современном административном делении…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments