evgechesnokov (evgechesnokov) wrote,
evgechesnokov
evgechesnokov

Category:

МОЖД. Станция Пресня

11 августа 2015 года
Фотопроект «Город на память». 192. МОЖД. Станция Пресня

Пресня — узловая железнодорожная станция МОЖД, открывшаяся в 1908 году. Она расположена в промзоне между Магистральными улицами и Силикатными проездами и продолжает использоваться ближайшими предприятиями ДСК-1, Ингеоком-КСМ и Спецстройбетон-ЖБИ № 17, за год производится разгрузка-погрузка примерно 25 000 вагонов.

01. МОЖД. станция Пресня. 09.08.15.11..jpg

76. МОЖД. Станция Пресня. 30.07.15.23..jpg

02. МОЖД. станция Пресня. 09.08.15.05..jpg

Станция Пресня находится в не самом цветущем месте Москвы - с разных сторон её обступают Краснопресненский завод железобетонных конструкций, Завод железобетонных изделий № 17, «Первый автокомбинат» имени Краузе, Завод по ремонту автокранов, Московский завод «Пневмоинструмент», Хорошёвский завод железобетонных изделий ДСК-1, 14-й таксомоторный парк, плодоовощная база, водопроводный узел «Мосводоканал», тепловая электростанция «Международная», раньше работавшая на угле. Этот далеко не полный список крупных окрестных предприятий, плюс малоприятное соседство со следственным изолятором не способствовали строительству жилых кварталов.

03. 2я Магистральная улица. 30.07.15.02..jpg

04. 3я Магистральная улица. д26Б. 30.07.15.01..jpg
На внутренней стороне МОЖД лишь на 3-й Магистральной улице немного жилых построек, вот два кирпичных дома серии II-03, построенных в 1957 и 1959 годах. К железной дороге отношения не имеют.

Смотрите старые фотографии. Дом станционных рабочих. 1907 год: https://pastvu.com/p/9748 Жилой дом, входивший в комплекс станции Пресня, ныне административное здание.

06. МОЖД. Станция Пресня. 30.07.15.27..jpg

05. МОЖД. Станция Пресня. 30.07.15.01...jpg

Смотрите старые фотографии. Пассажирское здание. 1907 год: https://pastvu.com/p/27699

На Пресне сохранилось здание пассажирского вокзала, причём в кабинете начальника станции находится единственный уцелевший экземпляр настенных часов «П.Буре», которыми в 1908 были украшены все вокзалы МОЖД.

07. МОЖД. Станция Пресня. 30.07.15.24..jpg

09. МОЖД. Станция Пресня. 30.07.15.35..jpg

08. МОЖД. Станция Пресня. 04.08.15.25..jpg

10. МОЖД. Станция Пресня. 30.07.15.13..jpg

11. МОЖД. Станция Пресня. 30.07.15.29..jpg

11. МОЖД. Станция Пресня. 30.07.15.03..jpg

13. МОЖД. Станция Пресня. 04.08.15.31..jpg

19. МОЖД. Станция Пресня. 30.07.15.38..jpg

12. МОЖД. Станция Пресня. 30.07.15.08..jpg

15. МОЖД. Станция Пресня. 30.07.15.16..jpg

16. МОЖД. Станция Пресня. 30.07.15.37..jpg

18. МОЖД. Станция Пресня. 30.07.15.40..jpg

22. МОЖД. Станция Пресня. 04.08.15.35..jpg

23. МОЖД. Станция Пресня. 30.07.15.12..jpg

Вокруг ещё несколько одноэтажных служебных построек, а с севера и с юга - две башенки, это посты централизации стрелок.

25. МОЖД. станция Пресня. 09.08.15.30..jpg

27. МОЖД. Станция Пресня. 30.07.15.47..jpg

24. МОЖД. Станция Пресня. 30.07.15.21..jpg

26. МОЖД. Станция Пресня. 30.07.15.43..jpg

28. МОЖД. Станция Пресня. 04.08.15.11..jpg

30. МОЖД. Станция Пресня. 30.07.15.44..jpg

29. МОЖД. Станция Пресня. 04.08.15.14..jpg

31. МОЖД. Станция Пресня. 04.08.15.02..jpg

Пресненский военно-продовольственный пункт непосредственно относился к МОЖД, ведь окружная дорога выполняла не только гражданские, но и военные функции. Пресненский пункт был самым крупным и мог одновременно принимать до 2400 военнослужащих, для них предусмотрены казармы, столовые, мастерская для ремонта вооружения и амуниции, уборные. На складах и в леднике хранилось продовольствие, работала своя хлебопекарня.

32. МОЖД. Станция Пресня. 04.08.15.22..jpg

34. МОЖД. станция Пресня. 09.08.15.27..jpg

По назначению - как перевалочная база при переброске войск - продовольственный пункт использовался во время Первой Мировой и Великой Отечественной войн, а в более поздние годы здесь дислоцировались воинские подразделения, прибывающие для участия в праздничных парадах на Красной площади. На станции Пресня были оборудованы высокие платформы, рампы для выгрузки эшелонов с военной техникой. С 2009 года военные покинули городок, который перешёл к железнодорожному ведомству. Практически все постройки сохранились в исторической красно-белой расцветке, обнесены бетонным забором и для свободного посещения недоступны.

Военно-продовольственный пункт в 2010 году: http://steal86.livejournal.com/138943.html

33. МОЖД. Станция Пресня. 04.08.15.07..jpg

Смотрите старые фотографии. Казарма для команды. 1907 год: https://pastvu.com/p/27694

Хлебопекарня. 1907 год: https://pastvu.com/p/87453

Отхожее место. 1907 год: https://pastvu.com/p/19436

Путепровод на 41 версте. 1907 год: https://pastvu.com/p/45217 В связи с электрификацией окружной дороги старые мосты подлежат разборке - они слишком низкие.


Станция Пресня в 2013 году: http://sd3.livejournal.com/274543.html

От станции Пресня ветки расходились к промышленным предприятиям, одна из них - ныне разобранная - шла между 4-й и 5-й Магистральными улицами в направлении Беговой к авиационному ММЗ «Знамя труда», Хладокомбинату № 7, складам Московского объединения оптовой торговли. История этой ветки подробно описана на сайте «Железнодорожная экзотика»: http://ivda-zde.narod.ru/vetki/polikarpova/polikarpova.html Ответвлением от неё шли пути к ещё одной станции МОЖД - Октябрьским казармам. К середине 2000-х годов надобность в этой товарной тупиковой станции отпала и начался поэтапный демонтаж пути. Станционные постройки и складские сооружения используются ближайшими предприятиями. Там, где проходила эта ветка, сейчас строится метро.

38. МОЖД. Пресня. путепровод. 09.08.15.03..jpg

39. 1й Силикатный пр. Переезд. 09.08.15.09..jpg

А вот со стороны Шелепихи возле станции Пресня ещё сохранились переезды, шлагбаумы и светофоры.

40. 1й Силикатный пр. Переезд. 09.08.15.08..jpg

41. 1й Силикатный пр. Переезд. 09.08.15.02..jpg

42. 1й Силикатный пр. Переезд. 09.08.15.06..jpg

43. 1й Силикатный пр. Переезд. 09.08.15.04..jpg

44. МОЖД. Станция Пресня. 30.07.15.32..jpg

На станции 15 путей и 64 стрелочных перевода.

45. МОЖД. станция Пресня. 09.08.15.01..jpg

46. МОЖД. станция Пресня. 09.08.15.06..jpg

50. МОЖД. станция Пресня. 09.08.15.15..jpg

48. МОЖД. станция Пресня. 09.08.15.07..jpg

47. МОЖД. Станция Пресня. 04.08.15.13..jpg

49. МОЖД. станция Пресня. 09.08.15.16..jpg

51. 3я Магистральная улица. 30.07.15.03..jpg
В современной интерпретации правильное название дороги - Малое кольцо Московской железной дороги, но по привычке её называют Окружной.

52. 2я Магистральная улица. 30.07.15.03..jpg

С мостов открывается индустриальная панорама района.

53. 3я Магистральная улица. 30.07.15.02..jpg

54. 3я Магистральная улица. 30.07.15.01..jpg

Самое заметное здание - Московский мельничный комбинат № 3 – одно из старейших предприятий мукомольной промышленности Москвы, крупнейший производитель высококачественной макаронной и хлебопекарной муки и мучных смесей. Предприятие начало свою историю с 1944 года, когда была пущена в эксплуатацию сортовая мельница на оборудовании, доставленном из блокадного Ленинграда. Ежегодно комбинат перерабатывает свыше 200 тысяч тонн зерна и производит 150 тысяч тонн муки.

56. 1я Магистральная ул. д16. 09.08.15.05..jpg

Смотрите старые фотографии. На территории Мелькомбината № 3. 1971 год: https://pastvu.com/p/248117

58. 1я Магистральная ул. д16. 09.08.15.02..jpg

59. 1я Магистральная ул. д16. 09.08.15.03.люк..jpg
Возле проходной - непривычный для московских улиц украинский люк

60. 1я Магистральная ул. д20. 09.08.15.01..jpg
А в транспортном цеху компании Мосгорсвет складированы современные фонарные столбы, декорированные в стиле ретро.

61. Ул. Шеногина. 09.08.15.02..jpg

С «силикатной стороны» не менее обширная промзона, специализирующаяся на производстве строительных конструкций из бетона. По чётной стороне улицы Шеногина ещё действующие Краснопресненский завод железобетонных конструкций и бетонный завод «Ингеокомпром».

62. Ул. Шеногина. 09.08.15.03..jpg

67. Ул. Шеногина. Сердце столицы. 09.08.15.06..jpg

66. Ул. Шеногина. Сердце столицы. 09.08.15.05..jpg

68. Ул. Шеногина. Сердце столицы. 09.08.15.08..jpg

63. Ул. Шеногина. Сердце столицы. 09.08.15.01..jpg

По нечётной стороне уже снесены заводские постройки, на площади 14 гектаров ведётся строительство жилого и офисного комплекса «Сердце столицы». И это не самый крупный проект Дон-строя: на месте завода «Серп и молот» на шоссе Энтузиастов планируется возвести комплекс «Символ», который займёт почти 60 гектаров.

64. Ул. Шеногина. Сердце столицы. 09.08.15.02..jpg

65. Ул. Шеногина. Сердце столицы. 09.08.15.07..jpg

69. 4 Мелькомбинат. 30.07.15.01..jpg
Мелькомбинат № 4 закрыт, к нему шли несколько подъездных путей, которые уже успели зарасти травой.

70. Ул. Шеногина. 09.08.15.01..jpg

71. Ул. Шеногина. д4. 09.08.15.01..jpg
Улица Шеногина, дом 4. Сталинка, относящаяся к НИИ стандартизации и сертификации в машиностроении.

72. МОЖД. Станция Пресня. 30.07.15.56..jpg

Прямо напротив здания вокзала - Пресненская пересыльная тюрьма, возведённая в начале ХХ века. В годы сталинских репрессий через неё прошли тысячи заключенных ГУЛАГа. В 1937 году тюрьма стала пунктом приёма заключённых, отправлявшихся на строительство канала Москва-Волга. На месте современных корпусов стояли деревянные бараки, где производилась «сборка» бригад, отправлявшихся на стройку. На станции Пресня формировались эшелоны, в которые грузили до 1500 человек. В качестве осуждённых здесь побывали писатель Александр Солженицын, певица Лидия Русланова, артист Георгий Жжёнов, генерал Василий Сталин. С 1960 года пересылка стала следственным изолятором. Подробнее о Пресненской пересыльной тюрьме рассказывает сайт: http://tyurma.com/krasnopresnenskaya-«peresylka» (возрастное ограничение 18+)

73. МОЖД. Станция Пресня. 30.07.15.53..jpg

От южной горловины станции отходит соединительная ветвь на Смоленское направление МЖД. В окрестностях ведутся работы по электрификации дороги и замене путей.

74. МОЖД. станция Пресня. 09.08.15.22..jpg

77. Москва Сити. 09.08.15.01..jpg

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886

78. МОЖД. Станция Пресня. 04.08.15.09..jpg
Tags: Город на память, МОЖД, МЦК, железная дорога
Subscribe

Posts from This Journal “железная дорога” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments