evgechesnokov (evgechesnokov) wrote,
evgechesnokov
evgechesnokov

Category:

Музей ретро-автомобилей на Рогожском Валу

15 июля 2014 года
Фотопроект «Город на память». 134. Музей ретро-автомобилей на Рогожском Валу

Экспозиция Музея ретро-автомобилей размещена в пяти залах по тематическому принципу. Посетителей встречает парадная американская и европейская автоклассика 1920-1940-х годов, в следующих залах полная коллекция продукции АЗЛК "Москвич", гоночные и спортивные автомобили, машины Великой Отечественной войны, служебный транспорт, история советской автопромышленности, коллекция представительских авто из Гаража особого назначения. Отдельный зал посвящён расцвету американского автопрома 1950-1960-х годов. Предмет особой гордости сотрудников - экспонаты из автомобильной коллекции Политехнического музея.

02. Музей ретроавто. 14.07.14.66..jpg

01. Музей ретроавтомобилей. 14.07.14.006..jpg

Перед осмотром коллекции корреспондент ЯМОСКВЫ пообщался с главным хранителем фондов Анной Красновой и коллекционером Евгением Чудаковым (который стоял у истоков музея).

Музей ретро-автомобилей располагается в гаражах, построенных для 4 Автокомбината по перевозке мелких грузов. Предприятие было выведено в область на рубеже 1990-2000-х годов и по решению столичного мэра Юрия Лужкова опустевшие помещения передали автомобильному музею, идея создания которого витала в воздухе. Сразу несколько коллекционеров мечтали показывать свои машины широкому кругу посетителей. Ретроавтомобили участвовали в городских мероприятиях, например, возили Деда Мороза на Красную площадь, Лужкову это понравилось и городской глава поддержал энтузиастов.

Смотрите старые фотографии. Рогожский вал. 1956 год: https://pastvu.com/p/98060
Снимок сделан на территории материальной базы главснаба Министерства тяжёлой промышленности СССР. Сейчас на её месте жилая застройка. На заднем плане видны гаражи 4-го автокомбината.

Хотя здание и не имеет статуса памятника, это прекрасный образец промышленной архитектуры с просторными, воздушными залами, сохранившимися фермами перекрытиями. Кстати, похожее здание есть в Лондоне и тоже используется как музей. Построен гараж был в 1954-1955 годах, а, возможно, и раньше. А до этого здесь была железнодорожная товарная станция Рязанского направления.

В 2005 году коллекция была невелика - 15-17 ретроавтомобилей, но уже спустя четыре года музей возглавил Дмитрий Октябрьский, сформировалась нынешняя концепция, музейные фонды стали интенсивно пополняться новыми экспонатами. Сейчас посетители могут осмотреть примерно 240 единиц различной техники, это автомобили, мотоциклы, велосипеды и даже аэросани. Новый музей быстро стал популярным у взрослых и детей, автолюбители устраивали праздники, отсюда стартовали международные ретроралли.

Некоторые экспонаты являются собственностью Музея ретро-автомобилей, несколько очень редких машин любезно предоставлены Политехом, немалую часть составляют автомобили частных владельцев. Это взаимовыгодное сотрудничество, частные машины хранятся в тёплом помещении под охраной и в то же время доступны для обозрения публики. Для посетителей в этом есть и такой большой плюс, как ротация, постоянное обновление экспозиции: некоторые машины владельцы забирают и их места в музейных залах занимают другие раритеты.

Многие машины на ходу и в летнее время выезжают в автопробеги и ретроралли, участвуют в тематических автомобильных выставках в Манеже, Сокольниках, Крокусе. Автомобили с логотипом музея можно увидеть на мероприятиях столичного Департамента транспорта, например, на Фестивале московского такси. В рамках акции Департамента культуры "Ночь в музее-2014" посещаемость составила 15 000 человек.

06. Музей ретроавто. 14.07.14.55..jpg

Во время прогулки между рядами экспонатов возникают самые разные вопросы, вот почти философская тема о судьбе отечественной автомобильной промышленности. Увы, из оригинальных разработок сразу вспоминаются "Победа" и "Нива", а остальная продукция сильно напоминает зарубежные первоисточники. Так, первый советский серийный автомобиль ГАЗ-А изготовлен по контракту с корпорацией Ford и является точной копией американского Ford-A. Автозавод имени КИМ (АЗЛК) начинался с модели КИМ 10-50 (Ford Prefect), а вскоре появился Москвич-400 - полный аналог немецкого Opel Kadett K38. При создании ГАЗ-21 изучался американский опыт (Ford Mainline, Plymouth Savoy). "Копейка" ВАЗ-2101 была создана по соглашению с итальянцами по прототипу Fiat 124. Складывается ощущение, что, покупая иностранные лицензии, власти просто тормозили развитие отечественной конструкторской мысли.

А вот в "американском" зале таблички с описанием экспонатов не слишком обязательны, здесь нужно получать эстетическое удовольствие от созерцания классических Cadillac, Chevrolet, Ford, Plymouth. Это было время смелых дизайнерских идей, которые успешно воплощались в США. Прошли годы и автомобильная столица Детройт превратилась в город-призрак, переживающий экономическую и демографическую катастрофу.

Совершенно другие эмоции в "военном" зале - полноприводные "иван-виллисы" ГАЗ-67, мотоциклы разведчиков М-72, грузовики ГАЗ-АА (к началу войны в РККА было свыше 150 000 "полуторок"), штабные "Эмки" М-1 - всё это героические страницы нашей истории. При большом количестве военно-исторических музеев в СССР не было государственной профильной площадки, где выставлялись и реставрировались бы именно автомобили. Всё делалось руками энтузиастов, которые сохранили эти реликвии для потомков.

К сожалению, летом 2014 музейный двор пока пустует. Ещё недавно здесь можно было увидеть автобусы и грузовые автомобили в разной степени сохранности. В конце этого репортажа можно посмотреть на стоявшие во дворе военный фургон МАЗ-200, автокран, бортовой ЗиС-150, пожарные машины, самосвал на шасси ЗиЛ-164. Они были сфотографированы осенью 2010 года.

Отсутствие крупногабаритной техники объясняется прежде всего интересом коллекционеров к легковым автомобилям, мало кто станет покупать и реставрировать самосвал или автокран. Да и найти ретрогрузовик 1950-1960-х годов непросто, в советское время такая техника работала на износ, а после распада системы в Москве были ликвидированы ведомственные гаражи и автобазы. В этом контексте можно упомянуть и о печальной судьбе коллекции Мосгортранса, которая существует на задворках нескольких режимных автопредприятий и недоступна для посещения любителями автостарины. Хотелось бы, чтобы горожане в будущем увидели не только элегантную классику, но и машины-труженики: самосвалы, молоковозы, тягачи, коммунальную и строительную технику советского времени.

05. Музей ретроавто. 14.07.14.87..jpg

Как сообщает официальный сайт Музея ретро-автомобилей http://auto-retro-museum.ru/, "Здесь вы можете погрузиться в атмосферу прошлого, в те далекие времена, когда автомобиль был невиданным новшеством, предметом роскоши и гордости. В залах музея можно преодолеть непреодолимое – стать повелителем времени, дотронуться до предметов прошлого, вспомнить давно ушедшее детство и мысленно унестись вдаль на красивом автомобиле детской мечты.
Мы будем очень рады рассказать Вам об эволюции технической мысли, об удивительном процессе совершенствования автомобиля, в котором человек выступает как истинный ТВОРЕЦ. Вы поймете, как из огромного количества различных идей рождается истина, как действует законы естественного отбора в познании мира, как оправданные технические решения превращаются в классику автомобилестроения.

Мы рады молодым посетителям и очень надеемся, что кто-нибудь из них будет покорен красотой старинных автомобилей и, может быть, в дальнейшем свяжет свою жизнь с автомобилестроением и сможет воплотит в жизнь нашу мечту о совершенном отечественном автомобиле.

Главной целью музея является сохранение технического антиквариата. Только сейчас в наше общество приходит понимание, что все эти годы мы варварски уничтожали удивительные экземпляры технических средств, некоторые из которых представляют не только техническую, но художественную ценность."

08. Музей ретроавто. 14.07.14.95..jpg

01. Музей ретроавто. 14.07.14.01.АМО Ф15.1930...jpg

У каждого автомобиля из этого собрания своя судьба, своя история. Вот они - раритеты из Политехнического музея.

01. Музей ретроавто. 14.07.14.71..jpg

01. Музей ретроавто. 14.07.14.03. ЗиЛ 111.1958 1962..jpg

01. Музей ретроавто. 14.07.14.72..jpg

07. Музей ретроавто. 14.07.14.50.ВНИИ 7.202. 1974..jpg

01. Музей ретроавто. 14.07.14.29..jpg

Выглядит неказисто, зато всё своё, родное. Подлинность высоко ценится среди коллекционеров.

02. Музей ретроавто. 14.07.14.59..jpg

Породистые аристократы 1930-1940-х годов.

02. Музей ретроавто. 14.07.14.68..jpg

02. Музей ретроавто. 14.07.14.70..jpg

02. Музей ретроавто. 14.07.14.61..jpg

02. Музей ретроавто. 14.07.14.96..jpg

02. Музей ретроавто. 14.07.14.97..jpg

02. Музей ретроавто. 14.07.14.902..jpg

02. Музей ретроавто. 14.07.14.901..jpg

02. Музей ретроавто. 14.07.14.904..jpg

02. Музей ретроавто. 14.07.14.905..jpg

06. Музей ретроавто. 14.07.14.03. ЗиС 101. 1936 1940..jpg

А это уже наши представительские лимузины.

06. Музей ретроавто. 14.07.14.03. ЗиС 110Б.1949 1959..jpg

06. Музей ретроавто. 14.07.14.49.КИМ 10 50. 1940 1941..jpg

Американская лицензия и немецкий трофей - предтечи наших "Москвичей".

03. Музей ретроавто. 14.07.14.05.Опель Кадет 1937 1940..jpg

06. Музей ретроавто. 14.07.14.50..jpg

06. Музей ретроавто. 14.07.14.46..jpg

АЗЛК закрыт, его музей остался.

06. Музей ретроавто. 14.07.14.53..jpg

07. Музей ретроавто. 14.07.14.911..jpg

04. Музей ретроавто. 14.07.14.33..jpg

Большинство "американцев" на ходу и участвуют в ретроралли по московским улицам.

04. Музей ретроавто. 14.07.14.37..jpg

04. Музей ретроавто. 14.07.14.32..jpg

04. Музей ретроавто. 14.07.14.35..jpg

04. Музей ретроавто. 14.07.14.38..jpg

04. Музей ретроавто. 14.07.14.91..jpg

08. Музей ретроавто. 14.07.14.52..jpg

Европейцы выглядят гораздо скромнее.

08. Музей ретроавто. 14.07.14.75..jpg

03. Музей ретроавто. 14.07.14.51..jpg

Армейские машины разных поколений - от Халхин-гола до Кабула через Сталинград и Берлин.

03. Музей ретроавто. 14.07.14.09..jpg

03. Музей ретроавто. 14.07.14.20.ГАЗ 67Б. 1948 1953..jpg

03. Музей ретроавто. 14.07.14.18.ГАЗ 11 73.Эмка..jpg

03. Музей ретроавто. 14.07.14.08..jpg

03. Музей ретроавто. 14.07.14.10.ГАЗ 66Б.1964 1984..jpg

03. Музей ретроавто. 14.07.14.11.УАЗ 469.1972 1985..jpg

03. Музей ретроавто. 14.07.14.06. А3.1961 1990..jpg

Аэросани - автомобиль для тундры

03. Музей ретроавто. 14.07.14.07.Север2. 1990..jpg

05. Музей ретроавто. 14.07.14.24.Джон Дир.1935 1953..jpg

Тракторам тоже нашлось место в этой разнообразной коллекции.

05. Музей ретроавто. 14.07.14.15..jpg

Городские машины советского времени - скорая, милиция, такси.

05. Музей ретроавто. 14.07.14.16..jpg

05. Музей ретроавто. 14.07.14.02.ГАЗ 24.1968 1985..jpg

05. Музей ретроавто. 14.07.14.17..jpg

05. Музей ретроавто. 14.07.14.44.К16 Киевлянин.1947 1951..jpg

Мотоколяски для инвалидов выпускались в послевоенные годы.

05. Музей ретроавто. 14.07.14.45.СМЗ С3А.1958 1962..jpg

05. Музей ретроавто. 14.07.14.12.РАФ21А.Афалина..jpg

А это народное творчество: собери автомобиль своими руками.

05. Музей ретроавто. 14.07.14.67..jpg

05. Музей ретроавто. 14.07.14.80..jpg

Автобус вернулся со съёмок фильма "Любить по-советски"

07. Музей ретроавто. 14.07.14.909..jpg

Спорт, спорт, спорт!

07. Музей ретроавто. 14.07.14.912..jpg

07. Музей ретроавто. 14.07.14.910..jpg

09. Аукцион.Музей ретроавтомобилей. 30.10.10.31.Ярмольник..jpg

2010 год. Артист Леонид Ярмольник разыгрывает лоты на аукционе.

09. Рогожский вал. Аукцион. 30.10.10.09...jpg

А это экспонаты, выставлявшиеся в музее в 2010 году.

09. Рогожский вал. Аукцион. 30.10.10.36...jpg

09. Рогожский вал. Аукцион. 30.10.10.19...jpg

09. Рогожский вал. Аукцион. 30.10.10.03...jpg

09. Аукцион.Музей ретроавтомобилей. 30.10.10.12...jpg

09. Аукцион.Музей ретроавтомобилей. 30.10.10.16...jpg

09. Рогожский вал. Аукцион. 30.10.10.37...jpg

10. Музей ретроавтомобилей. 14.07.14.003..jpg

Сейчас во дворе грустят несколько ГАЗ-51 с кузовами кунг. А четыре года назад компания была весьма разнообразная.

10. Рогожский Вал. Музей ретроавто. 31.10.10.14...jpg

10. Рогожский Вал. МАЗ-200 воен автобус. 1947-1966. 31.10.10.02...jpg

10. Рогожский Вал. ММЗ-585. ЗИЛ-164.1957-1965. 31.10.10.02..jpg

10. Рогожский Вал. Музей ретроавто. 31.10.10.04...jpg

10. Рогожский Вал. ГЗА-651. 31.10.10.02...jpg

10. Рогожский Вал. Музей ретроавто. 31.10.10.12...jpg

10. Рогожский Вал. ГАЗ-51 П. 1956-1975. 31.10.10.01...jpg

10. Рогожский Вал. ЗИС-150. 1947-1957. 31.10.10.01...jpg

10. Рогожский Вал. Музей ретроавто. 31.10.10.06...jpg

10. Рогожский Вал. Музей ретроавто. 31.10.10.21...jpg

ГУ Музей ретро-автомобилей
Москва, ул. Рогожский вал, 9/2
Телефон для справок: 8 495 678-0291

Музей открыт для посетителей с 10:00 до 21:00. Выходной день - понедельник.

Стоимость входных билетов:
Взрослые 300 рублей
Дети, студенты, пенсионеры, инвалиды 150 рублей
Кассы закрываются за полчаса до закрытия музея.

В дни исторического наследия и во время акций "Ночь в музее" вход в музей бесплатный.

В музее проводятся организованные экскурсии, работает бесплатный видео-гид OPAS-GPS путеводитель.
Бесплатная парковка для посетителей музея.
Видео- и фотосъёмка в музее разрешена.

На официальном сайте http://auto-retro-museum.ru/ можно посмотреть фотографии автомобилей, 3D панораму музейных залов, в статьях приведена информация об истории некоторых экспонатов.

08. Музей ретроавто. 14.07.14.78..jpg
Tags: Город на память, Музей ретро-автомобилей на Рогожском Вал
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • МКАД. Реутов

    22 июля 2021 года Фотопроект «Город на память». 666Б. МКАД, нулевой километр. Реутов Благодаря сервису Яндекс-панорамы появилась возможность…

  • МКАД. Нулевой километр

    22 июля 2021 года Фотопроект «Город на память». 666А. МКАД, нулевой километр. Реутов Московская кольцевая автомобильная дорога - это много…

  • За кулисами Театра Образцова

    9 июля 2021 года Фотопроект «Город на память». 665. За кулисами Театра Образцова В 1931 году молодому артисту Сергею Образцову, известному по…

  • Елисеевский гастроном и Музей Николая Островского

    4 июля 2021 года Фотопроект «Город на память». 664. Елисеевский гастроном и Музей Николая Островского Особняк по современному адресу Тверская,…

  • Из Терехово в Крылатское

    26 июня 2021 года Фотопроект «Город на память». 663Б. Из Хорошёво в Крылатское Уголок деревенской жизни посреди нынешнего мегаполиса - Терехово…

  • Из Хорошёво в Мнёвники

    26 июня 2021 года Фотопроект «Город на память». 663А. Из Хорошёво в Крылатское Любой густонаселённый «спальный» район московских окраин сто лет…

  • Самотёчные переулки

    16 июня 2021 года Фотопроект «Город на память». 662. Самотёчные переулки Четыре Самотёчных, а также Никоновский и 2-й Щемиловский переулки,…

  • Проспект Академика Сахарова и Центросоюз

    9 июня 2021 года Фотопроект «Город на память». 661. Проспект Академика Сахарова и Центросоюз За Садовым кольцом трасса от Каланчёвки до…

  • Проспект Академика Сахарова и улица Маши Порываевой

    8 июня 2021 года Фотопроект «Город на память». 660. Проспект Академика Сахарова и улица Маши Порываевой Магистраль от Каланчёвки до Сретенского…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments