evgechesnokov (evgechesnokov) wrote,
evgechesnokov
evgechesnokov

Categories:

Соцреализм в метро: «Партизанская»-«Смоленская»

5 сентября 2013 года
Фотопроект «Город на память». 083. Соцреализм в метро: «Партизанская»-«Смоленская»
Московское метро продолжали строить и в годы Великой Отечественной войны. В самые тяжёлые периоды недостроенные подземные объекты использовались как бомбоубежища, но уже в 1943 году продолжилась проходка тоннелей и в 1944 году открылся участок от Курского вокзала до Измайлово. Оформление этих станций посвящено теме боевых подвигов советских воинов и героическим будням тружеников тыла.




Станция, которая сейчас называется "Партизанская", открыта 18 января 1944 года.
Прежние названия:
"Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина" (1944—1948),
"Измайловская" (1948—1963),
"Измайловский парк" (1963—2005)


Изначально рассматривалось три варианта названия: «Стадион имени Сталина», «Стадион народов» или «Стадион СССР». Такие проекты названий связаны с тем, что ещё до начала войны недалеко от станции предполагалось сооружение огромного стадиона. В связи с этим станцию решили построить трёхпутной, чтобы исключить давку во время проведения спортивных мероприятий.

Смотрите старые фотографии. Станция метро «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина». 1944 год: https://pastvu.com/p/21347



На станции установлены скульптуры Зои Космодемьянской и партизана Матвея Кузьмича Кузьмина, на площадке между лестницами скульптурная группа «Партизаны». Автор скульптур М.Г.Манизер.







На путевых стенах размещены рельефные керамические плитки с изображениями советского оружия.





Смотрите старые фотографии. Станция метро «Измайловская». 1947 год: https://pastvu.com/p/24521 Редкий кадр - сразу три поезда на станции.



Отвлекаясь от темы интерьеров метро, можно упомянуть и о станции-призраке на Арбатско-Покровской линии. Наземная станция "Первомайская" была открыта 24 сентября 1954 года в ходе продления линии на восток от станции «Измайловская» (ныне «Партизанская»), но уже в 1961 году закрыта. Сейчас её помещения входят в состав депо, платформа разобрана, но сохранилась отделка. После закрытия в вестибюле был оборудован актовый зал депо.

Смотрите старые фотографии. Метро «Первомайская». 1955-1960 гг.: https://pastvu.com/p/22204

Наземный вестибюль. 1954-1955 гг.: https://pastvu.com/p/52332


Следы от букв названия станции были закрашены совсем недавно (фото внизу). Любопытно, что закрытие действующей станции не единичный случай в Москве: ещё одна наземная станция - "Калужская" - принимала пассажиров с 1964 по 1974 год и была заменена ныне существующей подземной "Калужской".



Смотрите старые фотографии. 1950-1953 гг.: https://pastvu.com/p/38937 Станция «Семёновская» открыта 18 января 1944 года под названием «Сталинская».

В 1944 году на станции была установлена созданная Г.Д.Лавровым пятиметровая скульптура «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» Работа, изображающая вождя с девочкой на руках, была изготовлена в 1936 году после растиражированных по всему Союзу пропагандистских фотографий Сталина вместе с шестилетней Гелей Маркизовой. Спустя год отец этой девочки был арестован и позднее расстрелян как враг народа, а вместо Гели стали указывать пионерку-стахановку Мамлакат Нахангову. После разоблачения культа личности Сталина скульптура была удалена из метро.



На торцевой стене станционного зала орден Победы на фоне оружия и знамён с надписью «Нашей Красной Армии — Слава!»



На путевых стенах чеканные бронзовые щиты с изображением образцов оружия и портреты советских воинов. В оформлении станции участвовали скульпторы В.И.Мухина, Н.К.Вентцель, С.Л.Рабинович, художник В.П.Ахметьев.

























Станция "Электрозаводская" открыта 15 мая 1944 года. Смотрите старые фотографии.
1950 год: https://pastvu.com/p/52128

На улице в нише здания вестибюля установлена скульптурная группа «Метростроевцы в забое» (скульптор М.Г.Манизер).



Смотрите старые фотографии. «Электрозаводская». 1950 год: https://pastvu.com/p/22168



На стенах кассового зала размещены медальоны с портретами учёных-основоположников электротехники: русского учёного Михаила Ломоносова, русского изобретателя-электротехника Павла Яблочкова, изобретателя радио Александра Попова, английского физика Майкла Фарадея, американского учёного и политика Бенджамина Франклина, английского физика Уильяма Гильберта.













На пилонах станции высечены из белого мрамора скульптурные группы, иллюстрирующие труд работников промышленности и сельского хозяйства (скульптор Г.И.Мотовилов). Сейчас на станции осталось 12 барельефов, ещё два были демонтированы во время переустройства центрального зала. В проекте станции конца 1930-х годов в пилонах планировалось сделать углубления, в которые собирались поместить бюсты героев-стахановцев, но при составлении списка рабочих для изображения приходилось постоянно менять фамилии, поскольку каждый завод хотел увековечить своего работника. В результате от этой идеи отказались.



























Станция "Бауманская" открыта 18 января 1944 года в составе участка «Курская» — «Измайловская». Первый проект Покровского радиуса появился в 1932 году. После станции «Курский вокзал» планировалось построить станции «Гороховская Улица», «Бауманская Площадь», «Спартаковская Площадь», «Переведеновский Переулок», «Электрозаводская», «Семёновская Площадь», «Мироновская Улица» и «Стадион». В итоге трассу спрямили и вместо четырёх станций после "Курской" осталась всего одна - "Спартаковская", - переименованная в "Бауманскую".

На фасаде здания вестибюля расположены рельефные изображения солдат на фоне панорамы Красной площади.







Над эскалаторным ходом располагается майоликовое мозаичное панно «Слава Советской Армии» (автор И. М. Рабинович) и высечена цитата И.В.Сталина об армии. По городской легенде, в панно "Слава Советской армии" художник замаскировал три православных крестика.

Смотрите старые фотографии. Турникетов ещё нет, контролёры отрывают корешки у билетов. 1950 год: https://pastvu.com/p/38007





Торцевую стену в конце 1945 года украсило мраморное панно с изображением знамён и профилей Сталина и Ленина. В 1963 году фрагмент знамени с профилями убрали и вставили мозаику с профилем одного Ленина, но его взор направлен уже в другую сторону.
Смотрите старые фотографии. Сталин ещё на месте. 1947 год: https://pastvu.com/p/23929


Ленин посмотрел направо, теперь смотрит налево.

Оформление станции должно было быть посвящено восстанию Спартака, но в окончательном варианте в нишах угнездились не гладиаторы, а советские люди - «Метростроевка», «Красноармеец со знаменем», «Красноармеец в маскировочном халате» и «Летчик» «Командир», «Партизанка«, «Рабочий», «Конструктор» (скульпторы В.Андреев, О.Андреева, и С.Кольцов). Скульптуры были сделаны из гипса, в 1950-е годы их тонировали под бронзу.

Смотрите старые фотографии. «Бауманская». 1944 год: https://pastvu.com/p/37650



















На мраморной стене станции «Бауманская» вручную вырезана загадочная надпись. Она находится около места остановки первого вагона на платформе в сторону «Щёлковской», под последней вентиляционной решёткой. Надпись содержит две даты, разделённые чёрточкой, записанные так, как их иногда пишут на надгробиях.



Станция "Смоленская" Арбатско-Покровской линии открыта 5 апреля 1953 года в составе участка «Площадь Революции» — «Киевская». Круглый наземный вестибюль (архитекторы О.А.Великорецкий, А.Ф.Стрелков) снаружи украшен четырьмя медальонами с изображениями российских воинов.

В торце станционного зала можно увидеть (скульптор Г.И.Мотовилов), посвящённый защитникам Родины.







Интересные сведения из истории столичной подземки можно узнать из книг:
А.Н.Зиновьев. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011.
Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010



ОСТОРОЖНО, ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ, СЛЕДУЮЩАЯ СТАНЦИЯ "КИЕВСКАЯ"...
Tags: Город на память, Московский метрополитен, Московское метро, станция Бауманская, станция Партизанская, станция Семёновская, станция Смоленская, станция Электрозаводская
Subscribe

Posts from This Journal “Московский метрополитен” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments