evgechesnokov (evgechesnokov) wrote,
evgechesnokov
evgechesnokov

Categories:

Соцреализм в метро: «Проспект Мира»-«Добрынинская»

21 августа 2013 года
Фотопроект «Город на память». 078. Соцреализм в метро: «Проспект Мира»-«Добрынинская»

Столичное метро - не только средство передвижения, но и заповедник социалистического реализма. Осмотрев интерьеры станций "Сокольники", "Красносельская" и "Комсомольская", вновь отправляемся в путешествие по городскому чреву. В этом сюжете прогулка по перронам и вестибюлям станций "Проспект Мира" (кольцевая), "Новослободская" и "Добрынинская".



"Проспект Мира" кольцевая

"Проспект Мира" — пилонная станция глубокого заложения (глубина 40 метров) с тремя сводами. Авторы проекта: В.Г.Гельфрейх и М.А.Минкус. Станция открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская» и до 20 июня 1966 года носила название «Ботанический Сад» (по находящемуся поблизости Ботаническому саду МГУ).


Наземный вестибюль, сооружённый по проекту А.Е.Аркина, встроен в жилое здание, его фасад украшают лепнина и большие часы.

Смотрите старые фотографии. «Ботанический сад». 1957 год: https://pastvu.com/p/59124







Зал вестибюля декорирован смальтовым панно «Матери мира», выполненным художником А.Н.Кузнецовым.





Основная тема художественного оформления — развитие сельского хозяйства СССР. Центральный зал украшают барельефы работы Г.И.Мотовилова и фриз с растительным орнаментом.









































Станция "Новослободская" открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская».

Конструкция станции — пилонная глубокого заложения (глубина — 40 метров) с тремя сводами. Авторы проекта — А.Н.Душкин и А.Ф.Стрелков. Стрелков тогда был начинающим архитектором и работал под контролем маститого Душкина, при этом Стрелков даже превзошёл лауреата сталинских премий: градостроительный совет утвердил именно его проект вестибюля.


Смотрите старые фотографии. 1980-1987 гг.: http://pastvu.com/p/25747



В торце центрального зала расположено большое, во всю стену, смальтовое панно «Мир во всём мире» работы П.Д.Корина, изображающее счастливую мать с ребёнком на руках. При Хрущёве с панно был удалён медальон с портретом Сталина. Художнику пришлось переработать мозаику и вместо изображения Сталина появились парящие голуби.



Самым ярким элементом оформления станции являются 32 эффектно подсвечиваемых витража. Они размещены внутри пилонов и окаймлены сталью и золочёной латунью. Их по два на каждом пилоне, в сторону зала и платформы. Причудливое сочетание разноцветных стёкол образует подобия фантастических цветов, растений, звёзд. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены вставлены небольшие медальоны, на которых изображены жанровые сценки идеальной мирной жизни. На шести из них изображены люди некоторых профессий: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном. На остальных изображены геометрические узоры и пятиконечные звёзды. Витражи выполнены в Риге Латвийским отделением Художественного Фонда СССР (художники — Э.Вейланд, Дж.Я.Бодниек, Э.Крастс и Х.Рыскин) по эскизам П.Д.Корина.



















Памятник бездомной собаке, погибшей от рук живодёров, установлен в кассовом зале станции "Менделеевская".

По серой радиальной ветке пересекаем центр города и снова возвращаемся на кольцо.

Станция "Добрынинская" открыта 1 января 1950 года в составе участка «Парк Культуры» — «Курская». До 6 июня 1961 года называлась «Серпуховская». Нынешнее название — в память участника Октябрьской революции, одного из организаторов Красной гвардии Замоскворечья Петра Григорьевича Добрынина, бюст которого (работы скульптора Г.Д.Распопова) установлен в 1967 году перед входом в наземный вестибюль. Этот 21-летний юноша был одним из организаторов рабочих дружин Замоскворечья, начальником отряда Остоженского участка и погиб в октябре 1917 года.

«Добрынинская» — пилонная станция глубокого заложения (глубина — 35,5 метров) с тремя сводами. Авторы проекта — М. А. Зеленин, Л. Н. Павлов и М. А. Ильин.

Смотрите старые фотографии. «Серпуховская». 1951 год: https://pastvu.com/p/15419
Строительство станции «Серпуховская». 1948-1949 гг.: https://pastvu.com/p/77189



Наземный вестибюль украшен портретом В.И.Ленина, выполненным из смальты, и шестнадцатью гербами союзных республик. На боковых панно работы скульпторов Г.И.Рублёва и Б.В.Иорданского изображены трудящиеся на Красной площади и парад спортсменов. Вестибюль освещает огромная люстра с рубиновой звездой.



Как рассказывают краеведы, на месте портрета Юрия Гагарина изначально был изображен Иосиф Сталин.









В торце центрального зала находится смальтовое панно «Утро космической эры» (1967 год, художник С.А.Павловский).



Тема декоративного оформления станции — труд советского народа. Пилоны декорированы барельефами работы Е. И. Янсон-Манизер, изображающими представителей народов СССР.





















Подробности об этих и других станциях московского метро можно узнать из книг:

Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010
Чередниченко О. Метро-2010. Путеводитель по подземному городу. — М.: Эксмо, 2010



ОСТОРОЖНО, ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ, СЛЕДУЮЩАЯ СТАНЦИЯ "АВТОЗАВОДСКАЯ"...
Tags: Город на память, Московский метрополитен, Московское метро, станция Добрынинская, станция Новослободская, станция Проспект Мира
Subscribe

Posts from This Journal “Московский метрополитен” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments