evgechesnokov (evgechesnokov) wrote,
evgechesnokov
evgechesnokov

Category:

Каланчёвка и механический Ленин

11 сентября 2012 года
«Город на память». 030. Каланчёвка и механический Ленин

Каланчёвская улица обязана своим названием царскому путевому дворцу с высокой башней - каланчой - который был построен в XVII веке на месте нынешней Комсомольской площади. На улице находятся две из семи сталинских высоток, большинство административных зданий занимают офисы железнодорожных служб: Росжелдорпроект, Центральная дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении, Главный вычислительный центр РЖД, Центр фирменного транспортного обслуживания, железнодорожный колледж № 52 и другие. В окрестностях можно заметить несколько интересных памятников, установленных на заре советской власти, в 1920-е годы. На Каланчёвке совсем недавно располагался кинотеатр "Перекоп", ныне - Мюзик-холл.



"Начало застройки Каланчёвской улицы, возможно, относится к концу, XVIII века, когда сюда перевели с Чистых прудов лесной ряд, выстроив лавки для торговли строительным материалом. Улица называлась «из Лесного ряду к Красным воротам»,- сообщает сайт http://gorod-moskva.ru/ulitsa/kalanchevskaya

Смотрите старые фотографии. Красные ворота. 1896 год: https://pastvu.com/p/223986 Триумфальная арка в стиле барокко была возведена в 1709 году по приказу Петра I в честь победы в Полтавской битве, а в 1927-м разрушена для расширения проезжей части Садового кольца.
Каланчёвская улица. 1935-1936 гг.: https://pastvu.com/p/65376

Строительство высотки. 1950 год: https://pastvu.com/p/57974



Административно-жилое здание на площади Красных ворот строилось с 1947 по 1952 год в самой высокой точке Садового кольца. Архитекторы: Алексей Душкин, Борис Мезенцев. До начала строительства на этом месте находился дом (принадлежащий когда-то генералу Н.Толю), в котором родился великий литератор Михаил Лермонтов. Центральный корпус в 24 этажа предназначался для Министерства путей сообщения. К нему примыкают жилые корпуса в 11-15 этажей. Здание признано объектом культурного и исторического наследия регионального значения.

















Сквер на Сенной (Лермонтовской) площади возник в 1882 году. За памятником Лермонтову можно заметить небольшую скульптуру, изображающую усталого пожилого человека, присевшего отдохнуть. Памятник "Сезонник" (сезонный рабочий, или, как сейчас принято говорить - гастарбайтер) работы скульптора Ивана Шадра был установлен по предложению Управления коммунального хозяйства Москвы в 1929 году. Неподалёку находилась Биржа труда, где горожане и приезжие искали временную или постоянную работу. Существуют две версии относительно того, кто послужил моделью для памятника "Сезонник". Согласно первой - это реальный сезонный рабочий, запечатленный в момент скорби над телом умершего сына. По другой версии - это отец скульптора Шадра, простой сельский плотник.







Дом № 4 по Каланчёвской улице расселён и ожидает то ли сноса, то ли реконструкции. В нём пока ещё работает магазин "Охотник".

Смотрите старые фотографии. Каланчёвская улица. Магазин «Охотник». 1969 год: https://pastvu.com/p/53143

















Идём дальше по Каланчёвской улице







Смотрите старые фотографии. Каланчёвская улица, дом № 15. Здание треста «Оргаметалл». 1935 год: https://pastvu.com/p/20623





Окрестности трёх вокзалов и сейчас изобилуют маргинальными персонажами, приехавшими на заработки, но не нашедшими работы. Функции Биржи труда в последние годы перешли к Комсомольской площади ("плешке"), где можно нанять рабочих для ремонта. Полиция периодически прогоняет артельщиков, но спустя некоторое время тусовка возвращается. Заработанные деньги можно потратить с умом, а можно и пропить тут же, у ларьков на Каланчёвской улице.

В своё время журналист и писатель Владимир Гиляровский прославился как краевед и знаток московского быта. Современная Каланчёвка напоминает о гиляровских сюжетах столетней давности. Здесь хватает бездомных, цыган и жертв всякого рода мошенников. По словам фельдшеров "скорой помощи", чаще всего в руки медиков попадают любвеобильные пассажиры, отравленные девицами-клофелинщицами.

Бездомным помогают благотворительные организации, в определённые дни и часы возле каланчёвской эстакады паркуется автобус "Милосердие". Волонтёры раздают горячую еду, в холодное время года привозят тёплую одежду. В автобусе есть фельдшер, готовый оказать первую помощь. Бездомные жалуются на жестокое отношение к ним вокзальной охраны и полиции, нередки и пьяные драки между самими обитателями "плешки". Контингент нуждающихся в помощи весьма неспокойный и за порядком во время раздачи гуманитарной помощи присматривают дюжие охранники-санитары.











В 1860-х годах железнодорожная ветка отделила Каланчёвскую улицу от Каланчёвской площади, в 1909-м была построена каменная эстакада с арками для проезда автотранспорта.

Смотрите старые фотографии. Проезд с Каланчёвки на Комсомольскую площадь. 1935-1937 гг.: https://pastvu.com/p/81394





Комсомольская площадь





Свернув на Комсомольскую площадь в сторону Ленинградского вокзала и вглубь к постройкам локомотивного депо, можно полюбоваться уникальной композицией в стиле стим-панка. Механический Ленин (1925 года постройки) не самый известный памятник (он даже не значится в реестре Комитета по охране памятников г. Москвы), но весьма колоритный. На двух колёсных парах установлена сложная конструкция с рычагами, которую венчает скульптура Владимира Ленина. По замыслу рабочих паровозных и вагонных мастерских, монумент должен был буксироваться дрезиной по советским железным дорогам. При помощи рычагов скульптура поворачивалась и Ленин как бы озирал окрестности - великие стройки, необъятные колхозные поля, высотные городские здания. Достоверно неизвестно, путешествовал ли когда-нибудь передвижной Ленин по российским просторам, сейчас за памятником ухаживают, но за десятки лет механизм пришёл в негодность.















Раритет на Комсомольской площади - один из самых старых сохранившихся телефонных люков. Четыре полустёршиеся буквы аббревиатуры НКПТ - Народный комиссариат почты и телеграфа. Был изготовлен в период с 1918 по 1932 гг. Дизайн рисунка несколько отличается от более поздних люков НКС и МС.



"Строительство гостиницы «Ленинградская» (архитекторы Л.Поляков, А.Борецкий) осуществлялось следующим образом. В бывшее русло реки, на котором стоит гостиница, вбито 1 200 железобетонных свай. Для устройства фундамента вынуто около 50 тыс. кубометров грунта и уложено 14 тыс. кубометров армированного бетона. При сооружении здания строители уложили 8 млн. штук кирпича. Для внутренней и внешней отделки здания использованы белые керамические плитки, мрамор, глазурованная керамика, металл, шокшинский красный кварцит, известняк и другие материалы. В здании гостиницы «Ленинградская» 350 комфортабельно отделанных номеров. Здесь красивые шелковые занавеси и драпировки, ковры, стильная мебель, изготовленная по специальному заказу. 1 октября 1954 г. гостиница пущена в эксплуатацию,"- информирует сайт http://www.apartment.ru/Article/48712560.html

"Из семи сталинских высоток в настоящее время в двух находятся гостиницы. Одна из них расположена на станции метро Красные ворота и называется Гостиница "Ленинградская". Строительство гостиницы длилось на протяжении 1949-1954 годов. Среди всех высоток гостиница отличается самой скромной высотой, которая составляет - 136 метров). Но не смотря, на довольно не большие размеры, по сравнению с другими высотками, здание гостиницы имеет утонченный интерьер, проникнутый древнерусским духом и храмовой архитектурой. Рельеф с изображением Святого Георгия Победоносца, массивные люстры (одна из них освещает 7 этажей) делают гостиницу богатой и красиво оформленной. С 2008 года гостиница имеет название Хилтон Москва Ленинградская, в ней находится 275 номеров, а так же присущее любой современной пятизвездочной гостиницы удобства в виде магазинов, салонов красоты, ресторанов и бассейнов. Стоит отметить, что не смотря на капитальный ремонт во всем здании, сохранился первоначальный образ и интерьер гостиницы, а фасады приобрели дополнительную роскошь,"- http://countrymoscow.ru/stalinskie-visotki/stalinskie-visotki-gostinica-leningradskaya.html

Смотрите старые фотографии. Каланчёвская улица. Строительство гостиницы «Ленинградская». 1951 год: https://pastvu.com/p/30436









Станция "Москва-Каланчёвская" появилась в 1865 году. На западной платформе находится вокзальное здание — павильон постройки 1896 года (архитектор Г. В. Войневич). Предполагалось, что именно этот Императорский вокзал должен стать вокзалом, обслуживающим приём и отправку правительственных и прочих важных поездов, начиная с поезда с императором Николаем II, направляющегося на коронацию. В связи с таким особым предназначением павильон работы архитектора Г. Войневича был выстроен из красивого облицовочного кирпича и украшен тарутинским камнем, увенчан куполообразной крышей и башней со шпилем, а отделка, мебель и прочее внутреннее убранство было пышным. Перрон был накрыт изящной резной крышей. Вокруг вокзала были организованы площадь и сквер. Однако, планы были изменены — коронационный поезд из Петербурга прибыл на Брестский вокзал (ныне Белорусский). Позже императорские поезда с императором и монаршей семьей всё-таки использовали изредка этот спецвокзал. Вокзал не всегда эксплуатировался по прямому назначению — после революции в нём размещался райсовет Железнодорожного района Москвы. Спустя некоторое время он стал обычной пассажирской железнодорожной станцией для пригородных поездов.

Смотрите старые фотографии: Каланчёвская улица. 1935-1936 гг.: https://pastvu.com/p/65376
Каланчёвская улица. 1969 год: https://pastvu.com/p/31945





Рядом с железнодорожной станцией "Каланчёвская" в 1954 году открылась конечная трамвайная станция. Напротив находился кинотеатр "Перекоп".





Фасад сталинки



Административное здание РЖД





Ворота спортплощадки железнодорожного колледжа № 52



Нечто необъяснимое



Улица, начинающаяся у шумного Садового кольца и пересекающая многолюдную Комсомольскую площадь, завершается провинциально-несуетно малоэтажной жилой, промышленной и административной застройкой.

На фото вверху: Дом № 24 - Жилой дом, 1880 года постройки













Некоторые здания были реконструированы. Живарев переулок, дом 8: до и после ремонта.





Если что-то и пишут о современном отечественном автопроме, то чаще всего либо глумятся над Ладой, либо рекламируют ё-мобиль. Как будто других тем нет. А ведь у нас до сих пор производятся уазовские фургоны с культовым кузовом "буханка" разных модификаций. Такой консерватизм в дизайне вполне достоин попадания в Книгу рекордов Гиннесса.

Tags: Город на память, Каланчёвская улица, механический Ленин
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • МКАД. 70-75 км. Братцево - Химки

    15 октября 2021 года Фотопроект «Город на память». 692. МКАД. 70-75 км. Братцево - Химки Южная часть усадебного парка Братцево граничила с…

  • МКАД. 70 км. Усадьба Братцево

    13 октября 2021 года Фотопроект «Город на память». 691. МКАД. 70 км. Усадьба Братцево Деревня (а позже село) Братцево на реке Братовке известна…

  • МКАД. 69-71 км. Митино - Путилково

    6 октября 2021 года Фотопроект «Город на память». 690. МКАД. 69-71 км. Митино - Путилково Ландшафтный парк «Митино» разбит в 2003 году и…

  • МКАД. 68-69 км. Спас - Митино

    5 октября 2021 года Фотопроект «Город на память». 689. МКАД. 68-69 км. Спас - Митино Известное с незапамятных времён село Спас протянулось…

  • МКАД. 63-67 км. Павшинская пойма

    3 октября 2021 года Фотопроект «Город на память». 688. МКАД. 63-67 км. Павшинская пойма В 2009 году станция «Мякинино» стала первой станцией…

  • МКАД. 63-67 км. Мякинино. «Крокус-Экспо»

    30 сентября 2021 года Фотопроект «Город на память». 687. МКАД. 63-67 км. Мякинино. «Крокус-Экспо» В современном административном делении…

  • МКАД. 63-67 км. Строгино

    26 сентября 2021 года Фотопроект «Город на память». 686Б. МКАД. 63-67 км. Троице-Лыково - Строгино На современном гербе района Строгино…

  • МКАД. 63-67 км. Троице-Лыково

    26 сентября 2021 года Фотопроект «Город на память». 686А. МКАД. 63-67 км. Троице-Лыково - Строгино Бывшие деревни и сёла Рублёво, Луки, Павшино,…

  • МКАД. 61 км. Рублёво

    23 сентября 2021 года Фотопроект «Город на память». 685. МКАД. 61 км. Рублёво С начала ХХ века окрестности Рублёво-Успенского шоссе считались…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments