evgechesnokov (evgechesnokov) wrote,
evgechesnokov
evgechesnokov

Categories:

Дом Жолтовского и окрестности

23 августа 2012 года
«Город на память». 029. Дом Жолтовского и окрестности

Первый жилой дом по проекту архитектора Ивана Жолтовского появился в Москве в 1949 году на Ленинском проспекте и сразу был удостоен Сталинской премии. Дом № 184 по проспекту Мира строился в 1955-1957 годах. К этому времени Сталин уже успел полежать в Мавзолее вместе с Лениным, культ личности вождя подвергся обструкции на ХХ съезде и с наследием культа началась борьба. В архитектуре развернулась борьба с излишествами и вместо награды Жолтовскому досталась порция критики. На самом деле десятиэтажный дом на 270 квартир очень хорош и не случайно со временем был признан памятником архитектуры и взят под охрану государством.






Это был последний завершённый проект Ивана Жолтовского, который скончался в 1959 году, прожив долгую и плодотворную жизнь в архитектуре. Среди самых интересных творений мастера дом на Моховой улице (1931-1935), здание Московского ипподрома (1950-1955), кинотеатр "Победа" на Абельмановской улице (1957), дом на Ленинском проспекте (1945), Центральная электростанция МОГЭС на Раушской набережной (1927). В 1923 году Жолтовский разрабатывал генеральный план ВСХВ. В 1950-е годы его мастерская участвовала в разработке проектов крупнопанельных жилых домов.

Дом № 184 по проспекту Мира строился как ведомственный то ли для Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ), то ли для Министерства сельского хозяйства. Впрочем, квартиры в нём получали и рядовые москвичи.

Смотрите старые фотографии. Дом Жолтовского. 1970-1983 гг.: https://pastvu.com/p/46106



"Жолтовский был мастером карниза, – рассказывает краевед Сергей Никитин читателям газеты "Звёздный бульвар" http://www.zbulvar.ru/. – В карнизах он часто выражал половину того, что хотел сказать во всем здании. Посмотрите, карниз такой легкий, он «дышит». Ощущение, что ты находишься во Флоренции, прославившейся в средние века своими карнизными мастерскими. Жолтовский исповедовал Ренессанс как совершеннейшую эпоху в развитии искусства. И для него было важно создать синтез ренессансного дворца и современного жилого дома. Золотое сечение ренессансных дворцов строилось на том, что этажи имели разную высоту. Жолтовский не мог себе этого позволить. Но он расчленил фасад дома на разные уровни. Известный критик Иконников говорил, что из всех больших жилых домов Жолтовского этот дом наиболее интимный. Он менее монументальный. Его основная часть существенно отодвинута от магистрали, и перед домом образуется маленький садик. Ступенчатая композиция фасада здания тоже не случайна – дом как бы вырастает из этого зеленого массива. Это ведь Жолтовский придумал стеклянные выносные лифты, и они появились впервые именно в его послевоенных домах. В одном из интервью архитектор говорит о своем идеальном доме, в котором должен был быть стеклянный лифт. Человек приезжает на свой этаж и любуется открывающимся видом. Сегодня это существует во многих офисных зданиях."



































25-этажный жилой дом (проспект Мира, 184, корпус 2) сразу прозвали "дом на курьих ножках".



"В 1968 году на проспекте Мира, аккурат напротив знаменитых мухинских "Рабочего и колхозницы", появился первый в Москве 25-этажный крупнопанельный жилой дом на сваях. Авторы проекта - архитекторы В.Андреев и Т.Заикин. Этот дом - настоящая веха в советском строительстве, возведен из крупных панелей, изготовленных на вибропрокатном стане. В то время это было настоящее ноу-хау.

Подвальная часть дома с глубоко забитыми сваями сооружалась довольно долго, из-за сложности конструкции. Да еще и шумно. Зато надземная часть возводилась очень быстро: этаж в неделю. Перед домом сохранился тополиный сквер, оставшийся от снесенных на этом месте бараков Алексеевского студенческого городка."- сообщает сайт http://mosday.ru/



Смотрите старые фотографии. 1968 год: https://pastvu.com/p/324609

Алексеевский студенческий городок. 1970 год: https://pastvu.com/p/92037 Из окон многоэтажки открывалась панорама на сохранившуюся часть студгородка.












Смотрите старые фотографии. Вид на ВДНХ из окон дома Жолтовского. 1981 год: https://pastvu.com/p/23455



«Рабочий и колхозница» — выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Скульптор — Вера Мухина, концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м (высота павильона-постамента — 33 м). Общий вес — 185 тонн.

Скульптурная композиция была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Юноша и девушка олицетворяли молодых хозяев советской земли - рабочий класс и колхозное крестьянство. После триумфа на парижской выставке в 1939 году скульптура была реконструирована и установлена на постаменте перед входом на ВСХВ. По мнению скульптора Веры Мухиной небольшой пьедестал напоминал пенёк. В 2009 году после шестилетней реконструкции "Рабочий и колхозница" вернулись на новый постамент, напоминающий оригинальный вариант Бориса Иофана.





















В ходе реконструкции специалисты значительно укрепили несущий каркас композиции, все части скульптуры были очищены и обработаны антикоррозийными составами. В постаменте ныне располагается музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница»: в музее представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах. Ещё в трёх залах проходят тематические выставки.

Фоторепортаж о рабочих моментах сборки скульптуры (2009): http://maksmasterov.livejournal.com/2749.html















Торжественное открытие монумента состоялось 4 декабря 2009 года



В постаменте открыта постоянная экспозиция, посвящённая Мухиной и Иофану, проходят тематические фотовыставки.











Проспект Мира, 186 - дом-коммуна архитекторов Соломона Лисагора и Моисея Гинзбурга , построенный в 1928-1930 годах. Деревянная жилая постройка не сохранилась, остались каменные общественный и жилой корпуса.

Смотрите старые фотографии. Дом-коммуна. 1932 год: https://pastvu.com/p/64443

"В 1920-е годы идея создания домов-коммун была восприняты с большим энтузиазмом. Это было связано, прежде всего, с тем, что ранний СССР был государством молодых. После революции бывшая аграрная страна стала достаточно быстро развивать промышленность и урбанизироваться. Увеличение городского населения требовало нового жилья. Приезжавшие из деревень молодые люди вынуждены были жить в рабочих казармах и бараках. Жили порой по нескольку десятков человек в одном помещении, спали на многоярусных нарах, в зданиях отсутствовали элементарные удобства.

Квартиры в домах-коммунах делались многоуровневыми. Открыв дверь, человек попадал в общий для двух квартир холл-прихожую, откуда вверх и вниз, в "ячейки", вели лестницы. Нижняя ячейка была одноуровневой, а верхняя делилась еще на два – на первом располагалась гостиная и кухня, на втором – спальня и душ. Согласно изначальному проекту даже ванные комнаты должны были быть коллективными и располагаться у лифтов, а в ячейках предполагался только умывальник и душ.

При создании ячеек заранее проектировались ниши, в которых должна была располагаться встроенная мебель. Ее придумал специально для типа «F» известный советский архитектор С. Лисагор, разработавший конструкцию встроенной кухонной мебели, шкафов и полок. В 1924 году был создан знаменитый революционный проект «франкфуртской кухни» – образец функциональности и конструктивного совершенства, оказавший колоссальное влияние на дизайн и конструирование мебели в XX веке. Он активно обсуждался специалистами в СССР и нашел отражение в разработках Лисагора. Одно из его интересных решений – единая дверь-гармошка, полностью закрывающая весь проем, в котором расположена кухня.

В 1930-е годы строительство домов-коммун было приостановлено, а архитекторы были вынуждены переориентироваться на более традиционные типы жилья."- рассказывает Артём Пушкарев на сайте http://www.dominterier.ru/?p=2853

Ещё о домах-коммунах: http://ru-sovarch.livejournal.com/538886.html









Tags: Город на память, Дом Жолтовского, Рабочий и колхозница, проспект Мира
Subscribe

Posts from This Journal “проспект Мира” Tag

  • Яуза. Проспект Мира - Городок Моссовета

    19 ноября 2019 года Фотопроект «Город на память». 522. Яуза. Проспект Мира - Городок Моссовета Яуза миновала деревни Ватутино, Раево, Филино,…

  • Проспект Мира (Новые дома)

    17 марта 2018 года Фотопроект «Город на память». 374. Проспект Мира: новые дома Финальный эпизод прогулки по 1-й Мещанской улице…

  • Проспект Мира (спорт и песни)

    28 февраля 2018 года Фотопроект «Город на память». 373. Проспект Мира: спорт и песни Спортивный комплекс на проспекте Мира построен к…

  • Проспект Мира. Ботанический сад

    13 февраля 2018 года Фотопроект «Город на память». 372. Проспект Мира. Ботанический сад Второй сюжет про 1-ю Мещанскую улицу, известную…

  • Проспект Мира (1-я Мещанская улица)

    12 февраля 2018 года Фотопроект «Город на память». 371. Проспект Мира — 1-я Мещанская улица В конце XVII века в начале нынешнего…

  • Крестовский мост

    21 декабря 2017 года Фотопроект «Город на память». 363. Крестовский мост Название Крестовского моста (путепровода) напоминает о XVIII…

  • Аптекарский огород

    16 июня 2015 года Фотопроект «Город на память». 180. Аптекарский огород Аптекарский огород основан в 1706 году на тогдашней северной…

  • Сталинки на проспекте Мира

    21 сентября 2012 года «Город на память». 032. Сталинки на проспекте Мира (ВДНХ-Рижская) В этом сюжете нет памятников архитектуры,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments