evgechesnokov

Categories:

МКАД. 41-43 км. Мосрентген и новые станции метро

26 августа 2021 года

Фотопроект «Город на память». 677. МКАД. 41-43 км. Мосрентген и новые станции метро

К западу от Калужского тракта располагалась местность, в 1672 году упоминавшаяся в писцовой книге как деревня Говорово. После возведения храма Троицы Живоначальной деревня получила статус села и была переименована в Троицкое. Здесь совершала серийные убийства Салтычиха, черпал вдохновение поэт Тютчев, взлетали с военного аэродрома «сталинские соколы», в заводских цехах рабочие собирали рентгеновские аппараты, а совсем скоро через бывшую деревню пройдёт линия метро.

МКАД. 41 километр. Калужская развязка (Профсоюзная улица - МКАД - Калужское шоссе)

Строящийся храм святителя апостола Андрея Первозванного

На 41-м километре на внешней стороне МКАД сложился мощный торговый кластер: по одну сторону Калужского шоссе под крышей комплекса МЕГА расположены магазины известных брендов, а по другую - строительная ярмарка и контейнерный вещевой рынок «Славянский мир». Название звучит странно с учётом обстоятельства, что продавцами вещевого рынка преимущественно являются китайские товарищи и граждане бывшесоветских среднеазиатских республик. Правоохранители периодически проводят рейды по окрестностям рынка и собирают богатый улов нелегальных мигрантов. А соседняя строительная ярмарка выглядит масштабно и поражает разнообразием ассортимента.

Проектируемый проезд № 139 - административное здание строительной ярмарки

Троицкий лес назван по селу Троицкому на Беляевской пустоши. В 1920 году трест «Мосгортоп» построил 24-километровую узкоколейную железную дорогу Сосенки - Калужская застава для доставки дров в Москву. Вероятно, проработала узкоколейка недолго, но её выемки и насыпи в Троицком лесу отмечались на картах советского периода. Заросшая просека сохранилась здесь до сих пор. 

Посёлок завода «Мосрентген», 1 - храм Троицы Живоначальной (1696) воздвигнут на средства думного дьяка Автонома Иванова, сподвижника Петра I, который и пожаловал ему деревню Говорово. В советское время храм был закрыт, здание приспособлено сначала под общежитие, а затем под лабораторию Института физики Земли АН СССР. Богослужения возобновились в 1993 году, тогда же начались работы по реставрации храма и восстановлению разрушенной колокольни.

Нижний пруд на реке Сосенке и закрытый храм Троицы Живоначальной. 1974 год: https://pastvu.com/p/415814

В середине XVIII века имением Троицкое владела рано овдовевшая богатая помещица Дарья Салтыкова, ставшая известной как Салтычиха или «Кровавая барыня». Лишившись мужа, она буквально сошла с ума и принялась мучить и жестоко убивать собственных крепостных крестьян. Серийная убийца обладала дворянским титулом и солидным состоянием, что позволяло откупаться от чиновников, приезжавших по крестьянским жалобам. За несколько лет Салтыкова изощрёнными способами умертвила больше сотни крепостных, преимущественно девушек.

В 1762 году вступившая на престол императрица Екатерина II узнала о кровавой драме в подмосковной усадьбе и потребовала провести беспристрастное следствие. В домах Салтычихи прошли обыски, Московская юстиц-коллегия выявила десятки подозрительных записей о смертях и подозреваемая была арестована. На суде помещице было предъявлено обвинение в пытках и убийствах 38 дворовых людей. Остальные эпизоды дела доказать не удалось, но и этого было достаточно, чтобы приговорить Дарью Салтыкову к пожизненному заключению в подземной тюрьме без света и человеческого общения.

Незадолго до ареста Салтычиха на почве ревности покушалась на жизнь соседского помещика, инженера-землемера Николая Тютчева, который имел неосторожность завести с ней любовную интрижку. После суда Тютчевы скупили выставленные на продажу салтыковские земли, на которых высадили липовый сад и обустроили каскад прудов.

Спустя полвека эти живописные места вдохновляли внука Николая Тютчева на поэтические откровения - начинающий литератор Фёдор Тютчев приезжал погостить в Троицкое. Возможно, подмосковные пейзажи навеяли поэту строки и про грозу в начале мая, и про дивную пору осени первоначальной, и про лес, околдованный чародейкою-зимою. Имя русского поэта вскоре будет увековечено в названии станции метрополитена Троицкой линии - «Тютчевская». А от усадебных времён сохранился лишь парк с прудами - господский дом и прочие строения оказались утрачены.

После Октябрьской революции в бывшей усадьбе организовали подсобное хозяйство «Теплый стан» с мастерскими, на базе которых в 1937 году был основан завод по производству медицинской техники и рентгеновских аппаратов. После войны завод был оснащён новейшим оборудованием, вывезенным по репарации из Германии, а для строительных работ привлекались пленные немцы. Предприятие не пережило экономический кризис девяностых и на его территории открылся технопарк, предоставляющий производственные площади арендаторам.

Завод «Мосрентген»

«Мосрентген» дал название рабочему посёлку, застроенному после войны двухэтажными домами, на месте которых уже успели вырасти многоэтажки. На фото: главная площадь посёлка с автобусным разворотным кругом.

Демонстрация в День Победы. 1969 год: https://pastvu.com/p/405657

Посёлок завода «Мосрентген», 11 - последний двухэтажный жилой дом барачного типа (1958)

Посёлок завода «Мосрентген», 41 - административное здание сельского поселения Мосрентген (2009)

Посёлок завода «Мосрентген», 17 - жилой дом (1972)

Улица Героя России Соломатина, 1 - жилой дом (1997)

С советских времён земли за Троицким лесопарком традиционно занимали военные - на аэродроме базировались самолеты 286-й истребительной авиационной дивизии под командованием Василия Сталина, в 1950-е здесь испытывались истребители Ла-9 и Ла-11, трофейный немецкий «Зибель-346», реактивные истребители МиГ-15. После вывода истребителей в Кубинку лётное поле освоили военные вертолётчики, а затем были расквартированы подразделения 27-й отдельной Гвардейской Севастопольской Краснознамённой мотострелковой бригады, сформированной в 1940 году под Харьковом как 535 стрелковый полк. За мужество и героизм личного состава в сражениях Великой Отечественной войны полк был удостоен звания гвардейского, а за освобождение города Севастополя полку присвоено почетное наименование Севастопольский. По соседству расположены корпуса и казармы Московского военно-музыкального училища.

На современном гербе посёлка изображён вооружённый мечами серебряный грифон, фигурировавший на дореволюционном гербе Севастополя.

Жанровые скульптуры установлены в посёлке и в зоне отдыха.

Грузовой автомобиль ГАЗ-53 серийно выпускался Горьковским автозаводом с 1961 по 1993 год. Двухрядными кабинами комплектовались пожарные и учебные машины, технички для ремонтных бригад.

Пора продолжать путешествие по МКАД, но что-то случилось на 43-м километре: кажется, сотрудник ДПС дрессирует грузовые автомобили, которые замерли, повинуясь взмаху жезла. Без сомнения у автоинспекции есть веские причины тормознуть фуры, однако при этом дорога встала наглухо и хвост возникшей пробки потерялся за горизонтом.

Через несколько лет жители так называемой Новой Москвы (подмосковных территорий, включённых в состав столицы в 2012 году по инициативе Сергея Собянина) смогут без дорожных пробок пересекать МКАД в подземных поездах Троицкой линии Московского метрополитена. На перегонах будущей линии пока работают проходческие щиты, открытие движения запланировано на 2026 год, но метрополитен уже начал перевозить пассажиров из юго-западного замкадья по Сокольнической линии, которая дотянулась до Коммунарки. На старейшей линии насчитывается 26 станций, в 2016 году введены в эксплуатацию «Румянцево» и «Саларьево», в 2019-м - «Филатов Луг», «Прокшино», «Ольховая», «Коммунарка».

Станция «Румянцево» была задумана ещё в 1971 году в связи с возможным открытием Южного железнодорожного вокзала, но тогда этот проект признали нецелесообразным.

На станции «Саларьево» расположены самые короткие эскалаторы в Московском метрополитене с высотой подъёма всего на 3 метра. Ежесуточный пассажиропоток составляет 36 000 человек - станция входит в состав транспортно-пересадочного узла с международным автовокзалом, конечными остановками московских и областных автобусов. 

Дизайн станции «Филатов Луг» вдохновлён архитектурными формами старинных железнодорожных вокзалов.

Некоторые участки проложены по поверхности и защищены от непогоды кожухом.

Станцией метро «Прокшино» могут воспользоваться жители настоящих деревень Николо-Хованское и Прокшино.

В 600 метрах от станции «Ольховая» располагаются корпуса Городской клинической больницы № 40, ставшей форпостом борьбы с коронавирусной инфекцией COVID-19.

Станция метро «Коммунарка» находится вблизи старинной деревни Столбово. 

Продолжение следует...

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.