evgechesnokov

Categories:

МКАД. Нулевой километр

22 июля 2021 года

Фотопроект «Город на память». 666А. МКАД, нулевой километр. Реутов

Московская кольцевая автомобильная дорога - это много асфальта, бетона, выхлопных газов и полное отсутствие эмпатии к пешеходам. Но так было не всегда - в первые десятилетия существования автострады движение по ней не было столь интенсивным, как сейчас, и через дорогу можно было перейти практически в любом месте.

Впервые идея строительства кольцевой автодороги была высказана в 1937 году, специалисты института «Союздорпроект» составили проектное задание, но реализации этих планов помешала начавшаяся война. Летом 1941 года Государственный комитет обороны распорядился проложить временную дорогу для переброски войск вокруг Москвы и спустя месяц на армейских картах появилась изломанная линия рокадной трассы (в военной терминологии рокада - это дорога вдоль линии фронта), соединившей уже существовавшие подъездные пути между окрестными населёнными пунктами и 25-30 километров вновь проложенной дороги. Двухполосная грунтовка способствовала успешному контрнаступлению Красной армии под Москвой, но подробностей история не сохранила: известно лишь, что трасса военной дороги не совпадала с современной и в её проектировании участвовал инженер Александр Кубасов, которому в 1956 году было поручено возглавить строительство МКАД.

Хотя прокладка трассы началась в окрестностях Ярославского шоссе, нулевым километром МКАД принято считать развязку на пересечении с шоссе Энтузиастов и дальше отсчёт расстояния производится по часовой стрелке. Спустя три десятка лет во время реконструкции дороги выяснилась абсурдная ситуация с километровыми столбами, установленными достаточно произвольно, - километр (1000 метров) на одном участке растягивался до 1800 метров, а на другом скукоживался до 700 метров. При этом многие объекты инфраструктуры оказались привязаны к изначально неверному километражу и менять сложившийся порядок (то есть непорядок) не стали. Общая длина кольца составляет почти 109 километров и это бесспорный факт.

Движение открывалось по мере готовности участков, а церемония запуска всего кольца состоялась в канун главного в СССР праздника 5 ноября 1962 года с участием первых лиц государства. В то время автодорога считалась одной из самых современных магистралей в мире, способной пропускать 36 000 автомобилей в сутки со скоростью 60 километров в час. Проезжая часть состояла из четырёх полос - по две в каждом направлении - с разделительным газоном посередине и была вымощена железобетонными плитами. Предложенный вариант восьмиполосной дороги был отвергнут Никитой Хрущёвым из соображений экономии средств. Позднее на МКАД уложили асфальт, а вот освещение появилось лишь спустя тридцать лет. Магистраль пересекает Москву-реку по двум специально построенным мостам - Спасскому в районе Строгино и Бесединскому в окрестностях Капотни.

Бессветофорное скоростное движение обеспечивали транспортные развязки, выполненные на двух уровнях и на схеме напоминающие лепестки. Идея развязки по типу клеверного листа была запатентована в США инженером Артуром Хале ещё в 1916 году и позднее доводилась до совершенства в разных странах. На МКАД были оборудованы 33 двухуровневых развязки, которые позднее подверглись реконструкции, а в оригинальном виде запечатлены в сцене погони в кинокомедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» (1966). Мкадовский «клевер» можно увидеть и в третьем выпуске мультфильма «Ну, погоди!» (1971), который посвящён дорожным приключениям Волка и Зайца.

На старых фотографиях МКАД пустынен и возникает ощущение, что дорогу строили «на вырост» и со временем она пригодится не только для транзита грузовиков без заезда в город, но и для сообщения между соседними районами. Действительно, дорожно-строительный бум совпал с началом периода индустриального домостроения, когда на рабочих окраинах в Бирюлёво и Ясенево, в Лианозово и Медведково, в Измайлово и Новогиреево развернулось строительство сотен панельных жилых домов. В наши дни основной трафик составляют как раз межрайонные переезды, а дальнобойщики объезжают Москву по Центральной кольцевой автодороге - скоростной платной магистрали длиной 336 километров на дальних подступах к столице, полностью введённой в эксплуатацию в 2021 году. Для проезда по МКАД грузоперевозчики оформляют разовые или многоразовые пропуска.

Ещё один важный нюанс - в 1960 году кольцевая автодорога наглядно зафиксировала новые границы столицы, в состав которой, согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР, вошли города Бабушкин, Кунцево, Люблино, Перово, Тушино, рабочие и дачные посёлки, сельские населённые пункты Московской области, оказавшиеся в пределах МКАД. Город в новых границах стали называть «Большой Москвой». В 1984 году столица поглотила расположенный за МКАД город Солнцево, вскоре московскую прописку получили жители Бутово, Рублёво, Мякинино, Куркино, Новокосино, посёлков Северный и Восточный, а в ходе странной реформы 2011-2012 годов в состав Москвы из области переданы территории общей площадью примерно 148 000 гектаров, названные Новой Москвой.

К девяностым годам трафик на МКАД многократно возрос и вместо разделительного газона пришлось оборудовать новые полосы движения, что увеличило количество дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на кольцевой дороге погибало 200 человек и трассу стали называть «дорогой смерти». В ходе первой масштабной реконструкции в 1993-1994 годах на всём протяжении МКАД установили фонарные столбы, а встречные потоки были разделены ограждениями, чтобы избежать лобовых столкновений. В ходе проверок Следственный комитет обнаружил серьёзный перерасход средств и в народе пошёл слух, что тогдашний мэр Юрий Лужков «украл двадцать сантиметров МКАД» - якобы незначительное умышленное сужение дорожного полотна позволило расхитить крупную денежную сумму.

Смотрите старые фотографии. Развязка МКАД и шоссе Энтузиастов. 1997-1998 гг.: https://pastvu.com/p/998972

Следующим этапом развития МКАД стало дополнение «клеверных листов» многоуровневыми развязками сложной конфигурации и расширение проезжей части до десяти полос. Эти метаморфозы происходили в 2012-2014 годах при новом мэре Сергее Собянине. Впрочем, никакие ухищрения пока не позволили справиться с многокилометровыми заторами, возникающими то на внешней, то на внутренней стороне магистрали. Самые длинные пробки случаются в зимние снегопады, но рекорд был установлен 15 мая 2008 года, когда движение по внутренней стороне МКАД было парализовано на 13 часов от Дмитровского шоссе до Профсоюзной улицы.

Наверное, следует прислушаться к мнению филологов, в принципе не рекомендующих склонять такие аббревиатуры, как ЗАГС, ГОСТ, МИД или МХАТ. В случае МКАД путаницы добавляет опорное слово женского рода «дорога». Но при этом в разговорной речи часто можно услышать выражения «съезд со МКАДа» или «жизнь за МКАДом», подчёркивающие мужскую брутальность 109-километрового асфальтового монстра.

Продолжение следует...

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.