evgechesnokov

Categories:

Из Хорошёво в Мнёвники

26 июня 2021 года

Фотопроект «Город на память». 663А. Из Хорошёво в Крылатское

Любой густонаселённый «спальный» район московских окраин сто лет назад был деревней или селом, затем на месте деревянных изб выросли новостройки и старинные поселения продолжили жизнь в новом качестве в границах Москвы. Но некоторые деревни по разным причинам оказались в зоне отчуждения, они не застраивались многоэтажными «человейниками», со временем обезлюдели и сейчас от них остались лишь старые названия местности на карте - Нижние Мнёвники и Терехово.

Москва и окрестности. 1927 год: http://retromap.ru/

Сюжет исключительно про Мнёвниковскую пойму был бы непривычно коротким, поэтому, чтобы сохранить традиционный формат лонгрида, в эту историю попали и соседние прибрежные деревни - Карамышево, Хорошёво, Крылатское.

Небольшая деревня Карамышево с пятнадцатью дворами на берегу Москвы-реки была известна с середины XVII века, тогда она входила в Хорошёвскую волость. Спустя двести лет на деревенских землях открылись текстильная фабрика Матвея Штиса и чулочная фабрика «Гоппер и Ко», впрочем, карамышевские крестьяне не спешили вставать к станкам, а зарабатывали извозом. При советской власти Карамышево слилось с Мнёвниками, здесь был организован колхоз «Всходы». В тридцатые годы в связи со строительством Карамышевского гидроузла около сотни деревенских домов и сараев были передвинуты на санях и тележках. Жители бараков пользовались уличными водопроводными колонками и удобствами во дворе.

Так же на берегу Москвы-реки, но несколько южнее, располагалась небольшая деревня Хорошёво, за околицей которой был построен химический завод, а к артиллерийским складам подведена ветка с Московской Окружной железной дороги.

Улица Народного Ополчения, д9к3 - дом Наркомата водного транспорта при шлюзе № 9 (1937, архитектор Алексей Рухлядев), старейший жилой дом района Хорошёво, исключён из перечня объектов, обладающих признаками культурного наследия, хотя его вполне можно было бы причислить к историческому архитектурному ансамблю канала Москва-Волга.

Смотрите старые фотографии. Карамышево и Верхние Мнёвники. 1954-1959 гг.: https://pastvu.com/p/76922

В конце пятидесятых годов началась эпоха массового домостроения, на месте деревни Хорошёво выросли ряды пятиэтажек серии К-7. При всей незатейливости планировки квартир панельных «хрущёвок» (особенно ранних серий) это был хороший социальный проект со своей инфраструктурой - школами, детсадами, магазинами, предприятиями Службы быта. Напомню, что последние жилые деревянные бараки в Москве снесены во время подготовки к Олимпиаде-80.

Застройка 75 квартала Хорошёво-Мнёвники. 1959-1960 гг.: https://pastvu.com/p/96078

Хорошёво-Мнёвники. 75 квартал. 1960 год: https://pastvu.com/p/94897

Спустя тридцать лет первые серии пятиэтажек морально устарели и стали уступать место многоэтажным жилым зданиям. В наши дни в связи с реализацией программы реновации снос «хрущёвок» всех серий стал массовым. Снос 75 квартала Хорошёво-Мнёвники начался чуть раньше, но вполне иллюстрирует представление о будущем городском ландшафте после реновации - плотность населения вырастет в разы, уменьшится площадь зелёных насаждений, вероятны транспортные проблемы. У каждой группы горожан своя правда: жители пятиэтажек настаивают на переселении в новые квартиры, а их соседи из более благополучных домов возражают против уплотнительной застройки.

Снос пятиэтажки в Хорошёво

Новостройки в Хорошёво

Популярный среди местных жителей кинотеатр «Патриот» был построен в 1963-1964 годах, на французские комедии, американские вестерны и советские детективы выстраивались большие очереди любителей кино.

Кинотеатр «Патриот». 1963-1964 гг.: https://pastvu.com/p/112492

В постсоветские годы «Патриот» закрылся по причине общего кризиса московской прокатной системы и в 2021 году на его месте образовался котлован под возведение типового торгового центра со старым названием.

В 2021 году состоялось открытие станции «Народное ополчение» Большой кольцевой линии метрополитена.

Деревня Мнёвники впервые упоминается в писцовой книге 1646 года, её жители поставляли рыбу царскому двору, платили «рыбный» оброк, но пользовались рядом привилегий. На этом участке акватории Москвы-реки было много налима, которого ловили плетёными корзинами. Налим также назывался «мень», отсюда, как считается, и происходит название Мнёвники. Деревенские жители не только ловили рыбу, но и возделывали землю, торговали, подрабатывали извозом. Но тут грянула Отечественная война, французы настолько разорили богатеющее село, что три десятка жителей зимой 1812 года умерли от голода. К концу XIX века в Мнёвники была перенесена земская школа, обучавшая грамоте детей всех окрестных деревень, перед революцией основана красильно-отделочная фабрика купца Меньшикова. По данным Всесоюзной переписи населения 1926 года в селе насчитывалось 254 двора и проживало 1 135 человек.

В Мнёвниках Москва-река делают извилистую загогулину, охватывая с юга большой пустынный полуостров с бывшей деревней Терехово, посёлком Главмосстроя, совхозными картофельными полями и, чтобы сократить путь теплоходам и баржам, в 1936-1937 годах был прокопан канал, получивший название Карамышевское спрямление. 

Схема планировки Москвы. 1935 год: http://retromap.ru/ Согласно Генплану реконструкции Москвы на берегах старого русла могла сложиться обширная парковая зона, но по факту Мнёвниковская пойма продолжала оставаться полупустынной промзоной с плохой транспортной доступностью, а вместо парка Фили-Кунцево в Крылатском в 1970-е годы образовался спортивный комплекс с Гребным каналом и Олимпийским велотреком.

Комплекс гидротехнических сооружений в Карамышевской излучине, состоящий из плотины, гидроэлектростанции, шлюза № 9 и автомобильного моста, сооружён в рамках строительства канала Москва-Волга.

Карамышевский гидроузел. 1962-1963 гг.: https://pastvu.com/p/775302

Прежнее русло Москвы-реки оказалось перекрыто плотиной ГЭС, вырабатывавшей ежегодно 9,75 млн кВт/ч электроэнергии. «Карамышевская плотина и ГЭС выдержаны в венецианском арочном стиле. Шлюзовые башни, облицованные сплошными каменными плитами, придают особенный монументальный характер последнему перед Москвой шлюзу, лежащему в глубокой выемке», - из книги П.Лопатина «Волга идёт в Москву».

Карамышевская плотина. 1937-1947 гг.: https://pastvu.com/p/163964

Архитектор Алексей Рухлядев оформил шлюзовые сооружения в стиле других построек канала. «Архитектура как бы подготавливает туриста к показу грандиознейших сооружений канала Москва-Волга», - писал автор путеводителя конца тридцатых годов. На берегах Карамышевского спрямления был разбит парк, горожане могли купаться и ловить рыбу в непосредственной близости от режимных объектов. Ещё лет пятнадцать назад можно было прогуляться по берегу вдоль шлюзовых сооружений, но сейчас окрестности огорожены забором с колючей проволокой.

Карамышевский шлюз № 9. 1936-1937 гг.: https://pastvu.com/p/82285

Карамышевский шлюз № 9. 1950 год: https://pastvu.com/p/6816

Карамышевский шлюз № 9. 1937-1939 гг.: https://pastvu.com/p/82141

Карамышевский шлюз № 9. 1961 год: https://pastvu.com/p/775313

Как и в былые времена, шлюз используется для прохода судов.

После спрямления русла добраться из Карамышево в Нижние Мнёвники и Терехово стало возможным по единственному железобетонному балочному Карамышевскому мосту, построенному в 1935-1937 годах по проекту архитектора Е.Уланова. Местные жители могли также воспользоваться понтонной переправой в Филях или перейти вброд в Крылатское (брод возле Терехово указан на карте 1952 года).

Карамышевский мост. 1937 год: https://pastvu.com/p/82281

Мост украшен колоннами и якорями.

В 2019 году открылось автомобильное движение по новому мосту через Карамышевское спрямление. Длина балочного моста, построенного по проекту специалистов «Мосинжпроекта», превышает 600 метров, а центральная пролётная часть - более 200 метров. Новый Карамышевский мост является частью Северо-Западной хорды - скоростной магистрали, проходящей от Дмитровского до Сколковского шоссе.

Нереализованный проект вантового моста на сайте https://www.mos.ru/news/item/17640073/

В конце 1940-х годов трестом Особстрой был основан посёлок, известный позднее как Посёлок Главмосстроя с двух-трёхэтажными кирпичными домами. Практически на самом берегу Москвы-реки возвели капитальные административные здания и жильё для сотрудников треста. К 1950-м годам на острове стояли десятки, а то и сотни домов, окружённых садами, огородами, пашнями и другими атрибутами деревенской жизни, включая скотный двор. Но селяне не были совсем уж оторваны от цивилизации, в Нижних Мнёвниках располагались продуктовые магазины, рынок, детский сад, школа, клуб и стадион, большое тепличное хозяйство, в южной части обустроен пляж. А на танцплощадку сходилась молодёжь со всей округи. Индустриальное строительство ограничилось двумя бетонными заводами, заводом пластмасс «Галалит», автокомбинатом Мостелефонстроя и складскими помещениями. 

От Карамышевского моста в Терехово вела Центральная улица, в 1965 году переименованная в улицу Нижние Мнёвники.

Троллейбусы больше не эксплуатируются ни в Мнёвниках, ни в других районах столицы.

Вдоль улицы ещё сохраняются довоенные служебные строения гидроузла.

Когда в 1998 году столичный мэр Юрий Лужков дал добро на постройку мотоклуба в Нижних Мнёвниках, вряд ли он предполагал, что Байк-Центр со временем станет городской достопримечательностью с оригинальными интерьерами в стиле дизель-панк. В любом случае рёв мотоциклов на пустеющем острове никому не мог причинить неудобства. До «Ночных Волков» эту землю занимала авторемонтная воинская часть, а после передислокации военных за город здесь образовалась стихийная свалка.

Центральная улица. 1961 год: https://pastvu.com/p/60880  Спустя сорок лет где-то здесь по левой стороне улицы будет въезд в Байк-Центр. 

«Ночные Волки» во главе с Александром «Хирургом» Залдостановым во многих начинаниях были пионерами - создали первый в СССР официальный мотоклуб, сотрудничали с первым в Москве рок-клубом SEXTON, организовали первую в России международную тату-конференцию. При всей своей брутальности «Русские мотоциклисты» отошли от стереотипов, когда байкерские клубы ассоциируются с криминалом (на эту тему, начиная с конца 1960-х годов, снято немало голливудских кинофильмов - «Беспечный ездок», «В погоне за тенью» и другие), и позиционируют себя как патриотическое и православное сообщество. Обычно днём Байк-центр закрыт, это частное заведение, но посетить его могут не только мотоциклисты, но и обычные горожане во время концертов или праздников.

В связи с застройкой Ходынского поля в Мнёвниковскую пойму перенесён лагерь парадных расчётов механизированной колонны. Отсюда боевая техника выезжает на военный парад 9 мая и на его репетиции.

Станция метро «Мнёвники» пока является конечной, а в ближайшем будущем она войдёт в состав Большой кольцевой линии.

Строящееся здание «Мосинжпроект»

Продолжение следует...


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.