evgechesnokov

Categories:

Нагатинский затон. Судостроительная улица

30 мая 2021 года

Фотопроект «Город на память». 658. Нагатинский затон. Судостроительная улица

В 1936 году был введён в эксплуатацию Московский судостроительный и судоремонтный завод, строивший теплоходы, ремонтировавший речные суда и производивший судовые механизмы и светосигнальную аппаратуру. Заводу МССЗ обязана своим названием главная улица района - Судостроительная, которая начинается возле станции метро «Коломенская» и завершается у Мелового причала. В 1960-1970-е годы Судостроительная носила другие названия - сначала Новонагатинское шоссе, а до 1974 года - Нагатинская улица.

Жилой фонд Нагатинского затона представлен типовой кирпичной, блочной и каркасно-панельной застройкой второй половины 1960-х годов.

Судостроительная улица, 1а - кафе «Момент» (1987) предлагало посетителям пирожки, лёгкие закуски, кофе. Из десятков таких типовых павильонов в Москве сохранились единицы, а «родные» элементы дизайна фасада сохранились, возможно, только на Судостроительной улице.

Судостроительная улица, 15 - строительная площадка жилого дома по программе реновации

Судостроительная улица, 17 - жилой комплекс «На Судостроительной улице» (2018) вырос на месте снесённых пятиэтажек.

Во дворе поселились русалка и кот учёный.

Судостроительная улица пересекается с Кленовым бульваром.

Литературный дворик «Басни Крылова» украшен работами скульптора по металлу Андрея Асерьянца.

Судостроительная улица, 26к2, 30к3, 35 - четырёх- и пятиэтажные «хрущёвки» серии II-17 (1959-1961). Остекление подъездов некоторых домов выполнено из стеклоблоков.

Судостроительная улица, 23к1, 24, 29 - типовые павильоны 1960-х годов, в которых размещались продуктовые и промтоварные магазины, предприятия службы быта.

Судостроительная улица, 31к1 - дом работников Перервинского узла на 50 квартир (1938, архитекторы А.Кельмишкайт и И.Кычаков) - самый старый сохранившийся жилой дом в районе Нагатинский затон. Часть помещений первого этажа занимает Дом культуры «Нагатино» - зрительный зал со сценой, тренажёрный зал с душевыми, кабинеты для занятий, склад.

Судостроительная улица, 31к1. 1976 год: https://pastvu.com/p/105064

Квартал кирпичных пятиэтажек вырос на Судостроительной улице в 1957-1960 годах.

Царь-голубятня

Детская игровая площадка

Судостроительная пересекается с Якорной улицей. Якорная улица, 6к1 - школа № 504 (1964), ныне - Колледж декоративно-прикладного искусства № 36 имени Карла Фаберже.

Якорная улица, 6к2 - школьно-базовая столовая (1970-е годы), сейчас здесь размещается производственная компания по организации дошкольного и корпоративного питания.

Якорная улица, 7к1 - производственный комбинат Московского речного пароходства и магазин атрибутики речного флота и ателье по пошиву формы для речников (1973). При магазине работало ателье, где речники заказывали себе форму.

Судостроительная улица, 32к2 - общежитие «Судостроительное» (1949)

Судостроительная улица, 32к3 - школьное здание было построено в 1937 году, во время войны в нём размещался госпиталь.

Судостроительная улица, 34 - Нагатинское лечебное объединение по медицинскому обслуживанию водников и членов их семей (1935) строилось одновременно с Московским судостроительным и судоремонтным заводом силами заключённых Дмитровлага. Лечебно-профилактический центр на водном транспорте с лабораторией и гаражом отделения скорой помощи находился на балансе МССЗ и закрылся в 2017 году.

Судостроительная улица, 37, 39, 41 - блочные жилые дома серии II-18/22 (1971-1973)

Судостроительная улица, 42 - столовая Московского судостроительного и судоремонтного завода (1963)

Судостроительная улица, 43к1 - панельный жилой дом индивидуального проекта (1973) и конечная трамвайная станция «Нагатино». Движение трамваев в Нагатино открылось в 1940 году.

Судостроительная улица, 44с1 - Московское речное училище (1983), затем - среднее профессионально-техническое училище № 202, сейчас - Колледж Академии водного транспорта РУТ, за которым находится производственный корпус с лабораториями и учебными мастерскими.

Судостроительная улица, 46с1 - Учебный корпус Академии водного транспорта (1978). Фасад украшен металлическими конструкциями на речную тематику, на территории установлены якоря, кнехты и бакены. В соседнем здании размещаются дизельная и электротехническая лаборатория, плавательный бассейн.

Московский речной техникум. 1980-1985 гг.: https://pastvu.com/p/588752

Московский речной техникум был основан в 1932 году и занял здание школы ФЗУ «Красный Водник» на Большой Ордынке, 19. Развитие речного транспорта привело к необходимости широкой подготовки кадров плавсостава для флота и в 1977 году техникум переехал с сухопутной Ордынки в Нагатино, поближе к воде. Сейчас это Академия водного транспорта Российского университета транспорта, базирующаяся в пяти корпусах, оснащённых современным оборудованием в 43 лабораториях, комплексом тренажёров для судоводителей и судомехаников, компьютерными классами, центром технических средств обучения. В состав академии включены три филиала на базе бывших речных училищ - в Башкирии (Уфимский филиал), Вологодской области (Велико-Устюгский филиал) и Ярославской области (Рыбинский филиал).

Бакены - это плавучие знаки, закреплённые на якоре, которые указывают судам безопасный фарватер. Бакен белого цвета указывает судовой ход со стороны левого берега, а красный - с правого берега.

Судостроительная улица, 50 - храм святителя Спиридона Тримифунтского в Нагатинском Затоне (2014). Главный купол святыни венчает уникальный крест со светодиодной подсветкой.

Судостроительная улица, 50с2 - воскресная школа при храме святителя Спиридона Тримифунтского

Судостроительная улица завершается у причала Меловой, который используется для швартовки арендованных теплоходов. Его название связано с находившейся прежде на берегу складской меловой базой (причал № 40), куда с барж перегружали мел.

Нагатинский рукав (затопленная старица Москвы-реки) отделён от акватории Южного порта продолговатым зелёным островом, который местные жители называют Бобровым. Много лет назад в этих местах были огороды и пастбище, позднее остров входил в погрузочно-разгрузочную систему Южного порта, на него свозили бревна, мел и песок. Поначалу остров был совершенно «лысый», затем оброс густой растительностью и привлёк внимание колонии бобров. Горожане, на лодках посещавшие остров, видели бобровые тропы, хатки и множество обгрызанных деревьев.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.