evgechesnokov

Categories:

Нагатинский затон

29 мая 2021 года

Фотопроект «Город на память». 657. Нагатинский затон

В древности Москва-река была куда более извилистой, чем сейчас, но в ХХ веке резкие повороты русла стали мешать судоходству в акватории Южного порта и потребовались масштабные гидротехнические работы по спрямлению русла. Первый довоенный этап был связан со строительством Перервинского гидроузла как части водной системы канала Москва-Волга, а в 1968-1969 годах окончательно сформировалось новое русло Москвы-реки — Нагатинское спрямление.

Первая Перервинская плотина была построена в 1870-х годах в системе шлюзования Москвы-реки на участке от Москвы до Коломны с выходом на реку Ока (её остатки сохранились за действующей плотиной, деревянные столбы видно с ноября по апрель до заполнения акватории водой). В состав нынешнего Перервинского гидроузла входят водосливная железобетонная плотина с семью пролётами, перекрытыми стальными затворами, Перервинская ГЭС, шлюз с большой камерой для пропуска крупных судов (№ 10) и шлюз с малой камерой для судов местного сообщения и прогулочных (№ 11).

Строительство в 1932-1938 годах курировало НКВД, привлекшее к работам заключённых ГУЛАГа, - их лагеря (рабочие посёлки) поначалу располагались в Нагатино, Печатниках и Коломенском. На финальном этапе в акватории образовались четыре острова (Шлюзовой, Малый, Дальний, Высокий) и подневольных строителей переместили на один из них - 15 000 человек привезли на баржах из Дмитлага и расселили в 47 бараках на Дальнем острове. Для персонала, обслуживавшего объекты, был построен жилой посёлок Шлюзы, который и сейчас остаётся закрытым для посещения.

Шлюз № 10. 1936 год: https://pastvu.com/p/21307

На стрелке Шлюзового острова установлен маяк, почти не заметный за подросшими деревьями.

Маяк у шлюза № 10. 1937 год: https://pastvu.com/p/813890

Перервинская плотина

Перервинская ГЭС

До 1990-х годов на Москве-реке работала паромная переправа, позволяющая быстро переместиться из Коломенского в Курьяново. Электродвигатель приводил в движение редуктор, который натягивал тросы парома. Когда паром стоял у берега, тросы лежали на дне и не мешали проходу судов.

Сейчас на этом месте возле устья реки Жужи оборудован слип - наклонная площадка для спуска судов на воду.

Пруды-отстойники ливневой канализации Мосводостока

Впрочем, островная территория относится к району Печатники, а собственно Нагатинский затон расположен севернее на огромном полуострове, плотно застроенном жилыми многоэтажками.

На флаге и гербе района изображены якоря и молот как символы речного судоходства и судостроительства. На улицах и в скверах можно увидеть и настоящие якоря, бакены и швартовые кнехты, ведь вся современная история Нагатинского затона связана с речфлотом. Речная тематика отражена и в топонимике района - здесь есть улицы Речников, Судостроительная, Якорная, Корабельная, Затонная.

В 1936 году был введён в эксплуатацию Московский судостроительный и судоремонтный завод, производивший теплоходы и катера. За всю свою историю предприятие построило свыше 1800 теплоходов, ходивших по всем водным путям Советского Союза. До сих пор построенные заводом суда обеспечивают более 17% всех пассажирских перевозок по российским рекам.

К 2014 году по программе реновации промышленных зон Москвы предприятие было закрыто, а производство перенесено на «Верфь братьев Нобель» в Рыбинске. Лишь небольшая часть промышленной территории используется ФБУ «Подводречстрой» и для обслуживания моторных яхт Timmerman Yachts.

Заводская проходная

Старая проходная завода. 1966 год: https://pastvu.com/p/105051

Мемориал рабочим, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, торжественно открыт в 1970 году.

Производственный корпус МССЗ (1970)

Теплоходы «Москвич» и «Москва»

Торжественный спуск на воду 1500-го теплохода. 1984 год: https://pastvu.com/p/663972

Теплоходы и заводские эллинги в Западном заливе

Яхт-клуб «Ривер Парк Нагатино» базируется в Западном заливе, на северном берегу которого размещены бытовой городок, база техники ГБУ «Жилищник района Нагатинский затон» и гаражный кооператив. На берегу залива горожане устраивают пикники и забрасывают удочки в надежде поймать кого-нибудь из подводных обитателей - карася, плотву, судака, окуня, леща, жереха, краснопёрку, уклейку, ротана.

На берегу Нагатинского затона строится жилой район Ривер Парк, здесь планируется возвести 22 дома с подземным паркингом на 1700 машин, школу, детский сад, набережные будут благоустроены.

Затон Московского судостроительного и судоремонтного завода. 1963-1964 гг.: https://pastvu.com/p/84137

Между кварталом Ривер Парк и Коломенской улицей предполагается перекинуть пешеходный мост-бумеранг (рендер https://stroi.mos.ru)

На месте снесённого гаражного комплекса в 2020 году развернулись проходческие работы станции метро «Нагатинский Затон» Большой кольцевой линии. Открыть станцию для пассажиров планируется в 2023 году.

Параллельно Нагатинскому затону проложена улица Речников. Улица Речников, 15к1 - производственное здание (1975)

Для советских речников и судостроителей дома строились не такие высокие, зато уютные и утопающие в зелени. Улица Речников, 20к2, 22к3, 24к2 - три кирпичных жилых дома построены по индивидуальному проекту в 1950 году.

Пятиэтажки и стадион на Затонной улице. 1965 год: https://pastvu.com/p/155226

Улица Речников, 16 - общежитие Московского судоремонтно-судостроительного завода (1967), аудитории и общежитие Московского речного техникума

Московский институт инженеров водного транспорта (улица Речников, 16). 1980-1985 гг.: https://pastvu.com/p/588760

Улица Речников, 28к1с1 - общежитие колледжа связи № 54

Улица Речников, 22 - строительная площадка четырёх домов по программе реновации

Оформление детской площадки на улице Речников

Ретроавтомобили в Нагатинском затоне

Причал Меловой

На противоположном берегу Москвы-реки за Бобровым островом начинается рабочая акватория Южного порта, первые объекты которого были построены силами заключённых ГУЛАГа в 1939 году. Южный порт оснастили мощными комплексами по перевалке грузов прямого железнодорожно-водного сообщения. 

Разгрузка судов в Южном порту. 1954 год: https://pastvu.com/p/926543

Разгрузка сельхозпродукции. 1965-1980 гг.: https://pastvu.com/p/90091

Грузовой терминал. 1964-1967 гг.: https://pastvu.com/p/835099

Административное здание Южного речного порта (1939) и складские строения (1939)

Причальная стенка протяжённостью 2178 метров разбита на 17 причалов, оснащённых портальными кранами грузоподъёмностью до 27 тонн, к контейнерному терминалу подведена железнодорожная ветка.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.