evgechesnokov

Category:

Ленинградский проспект и село Всехсвятское

21 июля 2020 года

Фотопроект «Город на память». 620. Ленинградский проспект и село Всехсвятское

До постройки Петровского путевого дворца в селе Всехсвятском царская кавалькада совершала последнюю остановку перед въездом в Москву. В советские годы сельская деревянная застройка сменилась солидными жилыми домами и зелёными аллеями Чапаевского парка, а по чётной стороне шоссе дореволюционные фабричные строения заменил мощный корпус конструкторского бюро Яковлева.

Смотрите старые фотографии: Ленинградское шоссе до реконструкции, вид в сторону центра. 1940-1948 гг.: https://pastvu.com/p/14740

Строительство Главного корпуса ОКБ Яковлева. 1957 год: https://pastvu.com/p/545642

ОКБ Яковлева. 1960-1962 гг.: https://pastvu.com/p/81345

Ленинградский проспект, 68 - бизнес-центр «Авиапарк» на территории, принадлежавшей ОКБ имени А.С.Яковлева. Почти все корпуса занимают арендаторы, в том числе воздухоплавательный центр «Авгуръ», производящий дирижабли и аэростаты. На красной линии проспекта расположено главное здание конструкторского бюро Яковлева (1958).

В Чапаевском парке установлен бюст авиаконструктора, генерал-полковника авиации, академика Александра Яковлева (1976, скульптор М.Аникушин). С 1932 года под его руководством конструкторское бюро выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных.

Кафе «Сокол» в парке. 1961-1964 гг.: https://pastvu.com/p/928960 Книга «Конструктивные элементы в архитектуре» сообщает, что кафе спроектировали архитектор П.Райхинштейн и инженер М.Дроздов. Оригинальная конструкция простояла с 1959 по 1978 год и была демонтирована после обрушения козырька.

Народный дом села Всехсвятское. 1917-1922 гг.: https://pastvu.com/p/1086067 Здание было связано с революционными событиями: в октябре 1917 года в нём располагались райком РСДРП(б) и ревком Всехсвятского подрайона. Фасад украшала соответствующая мемориальная табличка, но дом всё равно снесли перед Олимпиадой-80 для расширения Ленинградского проспекта.

Ленинградское шоссе. 1939-1940 гг.: https://pastvu.com/p/52623 В левой части снимка - корпуса и трубы завода «Изолятор», ставшего при советской власти крупным предприятием в сфере энергетики.

В цеху завода «Изолятор». 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/563848

Снос завода «Изолятор»

Ленинградский проспект, 72 - деловой комплекс «Алкон» построен на месте снесённого завода «Изолятор» имени А.Баркова.

Ленинградский проспект, 65 - жилой дом (1935)

Ленинградский проспект, 67к1 - жилой дом (1939)

Село Всехсвятское. 1926 год: https://pastvu.com/p/34321

Село Всехсвятское. 1959-1965 гг.: https://pastvu.com/p/553509

Село Всехсвятское спряталось за сталинскими парадными фасадами, следующий квартал составили несколько зданий, объединённых в единый комплекс с просторным двором.

Ленинградский проспект, 69с1 - жилой дом (1940, архитектор В.Ерамишанцев) называли «Домом авиаторов»

Ленинградский проспект, 69с2 - жилой дом (1953)

Ленинградский проспект, 71Б - «Адмиральский» жилой дом (1949-1953, архитекторы Александр Хряков и Зоя Брод) строился для Министерства автомобильной промышленности, Министерства морского флота и Главного управления гражданского воздушного флота СССР. В доме жил авиаконстркутор Александр Яковлев.

Ленинградский проспект, 71В - жилой дом (1953)

Ленинградский проспект, 71Г - жилой дом (1953) с кинотеатром «Сокол» - ныне Центром драматургии и режиссуры

Ленинградский проспект, 71Д - жилой дом (1955)

Песчаная улица, 3 - Песчаные бани (1933)

Баня в селе Всехсвятское. 1933 год: https://pastvu.com/p/1018771

Ленинградский проспект, 71А - Октябрьское пожарное депо (1929, архитектор А.Куровский), пожарная часть № 19

Метро «Сокол». 1938-1941 гг.: https://pastvu.com/p/847150

Здесь завершалась первая в столице троллейбусная линия, ведшая от Белорусского вокзала до села Всехсвятского. На фотографии запечатлены британский трёхосный EEC и ярославский ЯТБ.

Станция метро «Сокол» открылась в 1938 году как конечная Горьковско-Замоскворецкой линии (архитекторы Юрий Яковлев и Константин Яковлев). Она получила своё название по расположенному в полукилометре кооперативному посёлку Сокол.

Считается, что «Сокол» - единственная в Москве двухсводчатая станция, у неё нет распределительного зала пассажиропотока, посередине расположен ряд опорных пилонов. Такое решение обусловлено инженерными расчётами давления при наличии слабых и неустойчивых пород (неслучайно здешние улицы названы Песчаными). Впрочем, московское метро строится быстро и, возможно, на каких-то новых станциях также использована двухсводчатая конструкция.

На момент открытия «Сокола» пассажиры использовали только восточный вестибюль станции, который находился в окружении малоэтажных сельских домов, а городская застройка в районе в тридцатые годы практически отсутствовала. Но вскоре после войны появились планы масштабной застройки окрестностей и для удобства пассажиров в 1949 году открылся западный вестибюль (В.Поликарпова и В.Андреев). Проведённые позднее подсчёты зафиксировали на «Соколе» самый большой пассажиропоток в московском метро - 124 000 человек в сутки (как и на станции «Комсомольская»), поэтому в 1960 году в торце станционного зала был оборудован ещё один выход.

Восточный вестибюль

Западный вестибюль

Оригинальное оформление зала в полном объёме не сохранилось, в частности, утрачены светильники-торшеры на парапетах лестниц и часы на колоннах. А пустые прямоугольники на путевых стенах всегда были такими: на них планировалось зафиксировать цитаты из сталинской Конституции о правах советского гражданина «Право на труд», «Право на образование», «Право на отдых» и «Право на обеспеченную старость», но по каким-то причинам идея не была реализована.

Для обслуживания поездов Горьковско-Замоскворецкой линии в 1938 году было введено в эксплуатацию электродепо «Сокол», расположенное севернее Ленинградского проспекта.

Ленинградский проспект, 73А - храм Всех Святых построен в 1733-1736 годах и напоминает о старинном селе Всехсвятском. В XVIII веке в Москве обосновалась большая колония знатных выходцев из Грузии, поселившая на Пресне и во Всехсвятском. Здесь гостили грузинские цари и князья, а служба в храме некоторое время велась на грузинском языке. Это было время расцвета Всехсвятского, село украсил Летний дворец с роскошным садом, оранжереями и прудом, по которому гости совершали водные прогулки в гондолах. Позднее во Всехсвятской роще охотно селились дачники, в том числе семьи офицеров, служивших в Ходынских лагерях московского гарнизона.

Храм Всех Святых. 1905-1911 гг.: https://pastvu.com/p/112319

Храм Всех Святых неоднократно поновлялся и перестраивался до революции, а в 1939 году богослужения были запрещены, пятиярусный иконостас XVIII века выломан и сожжён перед храмом. Во время Великой Отечественной войны Сталин пересмотрел отношение к православию и храм во Всехсвятском был реабилитирован одним из первых, заново освящён в 1946 году. В постсоветский период храм получил статус патриаршего подворья, во дворе установлены мемориальные знаки в память священнослужителей - жертв красного террора и воинов Белой армии.

Ленинградский проспект, 75 - жилой дом Хозяйственного управления Наркомата обороны (1938, архитектор Павел Стенюшин, боковые крылья 1953 и 1958) - элитный  «Генеральский дом» для проживания высшего офицерского состава. Квартиры в нём также получили заслуженные спортсмены и тренеры армейского клуба ЦДСА (ЦСКА) Всеволод Бобров, Григорий Федотов, Анатолий Тарасов.

Ленинградский проспект, 77 - комплекс из четырёх кирпичных корпусов (1958-1962)

Ленинградский проспект, 77. 1964 год: https://pastvu.com/p/106166

Ленинградский проспект, 77А - Центральный диспетчерский пункт управления движением занимается мониторингом ситуации на эстакадах и в тоннелях (2012). Под зеркальным остеклением скрывается бетонная пятиэтажная конструкция, поделённая на небольшие комнаты. Некоторые местные жители называют необычное строение «Яйцом Сокола».

Вокруг павильона восстановлено прежде разобранное трамвайное разворотное кольцо.

Ленинградский тоннель. 1966-1967 гг.: https://pastvu.com/p/741470

Ленинградский проспект, 80. 1956-1958 гг.: https://pastvu.com/p/236996

Ленинградский проспект, 80 - Специальное бюро Министерства вооружения № 1 (1953, архитекторы В.Андреев и Г.Вульфсон), позднее известное как конструкторское бюро КБ-1, «Стрела» и «Алмаз» - одно из самых успешных предприятий оборонно-промышленного комплекса, признанный во всём мире лидер в области разработки новейших зенитных ракетных систем.

Некоторые разработки можно увидеть на военных парадах.

Ленинградский проспект, 80к17 - производственное здание (1953), ныне - торговый центр «Алмазный» и концертный клуб Stadium Live. Часть территории конструкторского бюро уже лет десять передана под коммерческое использование, в бывших цехах 1950-1960-х годов разместились музей «Экспериментаниум», магазины, офисы, склады, кафе и концертный клуб Stadium Live с танцполом на 7000 зрителей.

На сцене: Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич, Илья «Чёрт», Сергей Шнуров, Юрий Шевчук.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.