evgechesnokov

Category:

Ленинградский проспект и снова сталинки

21 июля 2020 года

Фотопроект «Город на память». 619. Ленинградский проспект и снова сталинки

Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Ленинградскому шоссе отводилась роль одной из парадной городских магистралей, ведущей от Северного порта (который ещё предстояло построить на Химкинском водохранилище) в центр столицы. До начала войны строители успели возвести несколько солидных жилых домов и в 1950-е годы застройка окрестностей шоссе продолжилась в том же стиле сталинского ампира.

Ленинградский проспект, 44 - жилой дом Военно-воздушной академии имени Жуковского (1937, архитекторы В.Лейбо и А.Сурис), в котором жили многие прославленные авиаторы.

Ленинградский проспект, 44. 1956 год: https://pastvu.com/p/10519

Школа № 150. 1938 год: https://pastvu.com/p/480178  Ленинградский проспект, 46 - школьное здание (1935, архитекторы А.Антонов и А.Швецов)

Ленинградский проспект, 48. 1951-1954 гг.: https://pastvu.com/p/41540

Ленинградский проспект, 48 - жилой дом (1950, архитектор А.Мезьер)

Ленинградский проспект, 50 - жилой дом (1939, архитектор П.Александров) строился для работников Завода № 39

Ленинградский проспект, 56 - жилой дом (1939, архитектор Зиновий Розенфельд) - один из нескольких довоенных долгостроев на Ленинградском шоссе. Здание начали возводить в 1935 году для РЖСКТ «Инженер-ударник» по проекту Розенфельда, который задумал здание шестиэтажным. В связи с медленными темпами строительства дом передали заводу имени Менжинского, однако и новый заказчик смог построить к 1938 году лишь три этажа из шести запланированных. В первые послевоенные годы здание всё-таки дополнили недостающими этажами.

В 1944 году в этот дом врезался самолёт Ил-4, взлетавший с Центрального аэродрома имени Фрунзе. Катастрофа вызвала разрушения, пожар, были жертвы среди жителей.

На панораме: Ленинградский проспект, 58 - жилой дом (1940)

Ленинградский проспект, 58с2 - строение 1939 года, цветочный магазин

Ленинградский проспект, 60 - жилой комплекс «Автодорожник» Центрального управления дорожного транспорта состоит из трёх зданий (1933, 1934, 1938, архитектор Б.Ефимович). Два ранних корпуса на красной линии Ленинградского шоссе подверглись критике за излишнее украшательство и третий корпус во дворе выполнен, согласно пожеланиям, просто и скромно.

Ленинградский проспект, 60. 1939 год: https://pastvu.com/p/107498

Ленинградский проспект, 62 - жилой дом Метростроя (1938, архитектор С.Кравец) изначально представлял собой два отдельно стоящих четырёхэтажных корпуса со встроенными вестибюлями станции метро «Аэропорт». В 1950-1954 годах дома были надстроены и соединены центральным корпусом в единое целое по проекту С.Кравеца и И.Мельчакова.

Новые жилые дома и станция метро «Аэропорт». 1939 год: https://pastvu.com/p/862441

Станция метро «Аэропорт» Горьковско-Замоскворецкой линии Московского метрополитена открылась в 1938 году в составе участка «Театральная» — «Сокол». Её наземные вестибюли встроены в жилое здание, станцию проектировали архитекторы Б.Виленский и В.Ершов. Основным мотивом в архитектурном оформлении стала тема «Советская авиация», которую авторы проекта выразили применением архитектурных форм, своим сочетанием создающих впечатление простоты, воздушности и лёгкости.

В мраморовидном известняке, которым облицованы путевые стены и вестибюль станции, можно заметить окаменелости морских организмов мелового периода, среди них встречаются кораллы и раковины моллюсков.

Станция метро «Аэропорт». 1938 год: https://pastvu.com/p/442528

По надземному пешеходному переходу перемещаемся на противоположную сторону Ленинградского проспекта.

Петербургское шоссе. Часовня во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины, храм Александра Невского при Александровском убежище для инвалидов и аптека имени князя Владимира Долгорукова. 1883-1890 гг.: https://pastvu.com/p/38264

Алексеевский приют для увечных офицеров. 1915-1917 гг.: https://pastvu.com/p/39383

Земельный участок на нечётной стороне Петербургского шоссе занимал Алексеевский приют для раненых, увечных и престарелых офицеров Русско-турецкой войны, основанный в 1893 году. Главный двухэтажный дом с залом, столовой и ванной был построен в итальянском стиле архитектором И.Залесским. В глубине участка располагались владения ещё одной благотворительной организации - Сергиево-Елизаветинского убежища для увечных воинов Русско-японской войны, открывшегося в 1908 году.

Сергиево-Елизаветинское убежище. 1908 год: https://pastvu.com/p/357500

Общежитие команды школы авиации Императорского Московского общества воздухоплавания. 1915-1917 гг.: https://pastvu.com/p/39379

В советские годы и инвалидные дома, и общежития авиаторов снесли под строительство научно-исследовательских институтов.

Ленинградский проспект, 47 - комплекс зданий Научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ) сложился постепенно с 1957 по 1974 год (архитекторы А.Сурис, М.Посохин, А.Жбанов). Во дворе сохранился отдельно стоящий самый старый двухэтажный институтский корпус 1953 года.

Ленинградский проспект, 49 - Высшая партийная школа при ЦК ВКП(б) (начало 1950-х, архитекторы Б.Бранденбург и В.Степанов), Институт общественных наук при ЦК КПСС, Главный учебный корпус Финансового университета при Правительстве РФ.

Партийная школа. 1957 год: https://pastvu.com/p/14781

В 1918 году по инициативе Якова Свердлова были открыты курсы агитаторов и пропагандистов при ВЦИК, которые меняли название, обретали новый солидный статус, обживали большие красивые здания и просуществовали до самого краха коммунистической идеологии. Без специально обученных людей, выпускников Высшей партийной школы, крестьяне не разобрались бы в выгоде вступления в колхоз, пролетарии не поняли бы смысл лозунга «Экономика должна быть экономной», и те и другие не догадывались бы, что коммунизм наступит уже в 1980 году. На учёбу в ВПШ можно было попасть только по рекомендации партийных органов, в этот элитный вуз принимались члены КПСС в возрасте до 40 лет, имевшие высшее образование и не менее пяти лет партийного стажа.

Московский финансово-экономический институт был основан в 1919 году и благополучно существует до сих пор уже в университетском ранге, так как готовит специалистов по вечным товарно-денежным отношениям, не зависящим от идеологии. Переехав в освободившееся сталинское здание на Ленинградском проспекте финансисты сохранили некоторые приметы советского прошлого, внутренние интерьеры и памятник Карлу Марксу, оставшийся в наследство от пропагандистов.

Новый учебный корпус и конгресс-центр Финансового университета на архитектурную ценность не претендуют. Старожилы вспоминают, что на месте конгресс-центра раньше работал протезный завод.

Ленинградский проспект, 57 - жилой дом («Дом учителя», «Дом Мосгороно», 1938-1939, архитекторы В.Кильдишев и А.Арутюнов)

Ленинградский проспект, 57. 1957 год: https://pastvu.com/p/33706

Ленинградский проспект, 59 - жилой дом для семей сотрудников Министерства иностранных дел СССР (1950-1952, архитекторы И.Соболев, С.Тюков и А.Вассердам)

Дальше находился Детский парк культуры и отдыха Ленинградского района, ныне - Чапаевский парк.

Ленинградский проспект, 62А - торговый центр «Галерея Аэропорт» (2001—2003, архитекторы С.Киселёв и А.Ковалёва). Площадь Эрнста Тельмана перед нынешним торговым центром в народе называлась «пьяный скверик».

Открытие памятника Эрнсту Тельману. 1986 год: https://pastvu.com/p/575253

Памятник лидеру немецких коммунистов Эрнсту Тельману установлен в 1986 году к столетию со дня рождения политика (скульпторы Владимир Артамонов, Валентин Артамонов, архитектор В.Нестеров). Депутат Рейхстага Тельман был арестован после прихода Гитлера к власти и одиннадцать лет провёл в тюремной камере. В 1944 году, когда крах Третьего рейха был очевиден, Тельмана расстреляли по личному указанию фюрера.

На открытие памятника приезжал другой лидер немецких коммунистов - Эрих Хонеккер, с 1971 по 1989 год возглавлявший Германскую Демократическую Республику. После объединения двух Германий Хонеккер предстал перед судом по делу о нарушениях прав человека в ГДР (он являлся одним из организаторов строительства Берлинской стены и нёс ответственность за применение огнестрельного оружия в отношении перебежчиков из ГДР в ФРГ), но по состоянию здоровья был освобождён и эмигрировал в Чили.

Ленинградский проспект, 64 - Московский автомобильно-дорожный институт (1940, архитекторы А.Алхазов и А.Зильберт, 1956, архитекторы А.Алхазов и С.Чернышов). Строительство института было прервано войной и завершено уже по новому проекту, который также подвергся корректировке - исполняя постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» авторы отказались от украшения фасада скульптурными группами.

Московский автодорожный институт. 1995 год: https://pastvu.com/p/89614

Автобус НАМИ-ЗИЛ во время испытаний. 1958 год: https://pastvu.com/p/83946

Памятник сотрудникам и выпускникам МАДИ, павшим в Великой Отечественной войне.

Автомобиль ГАЗ-АА на постаменте

Две скульптурные композиции изображают учителя и студента.

Ленинградский проспект, 66 - жилой дом (1945, 1950, архитектор А.Криппа, начало 1960-х) - ещё один дом, достроенный в несколько этапов, поэтому его правая и левая части сильно отличаются.

Трамвай на Ленинградском проспекте. 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/27900

Продолжение следует...

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.