evgechesnokov

Categories:

Ленинградский проспект и Ходынка

21 июля 2020 года

Фотопроект «Город на память». 617Б. Ленинградский проспект, Петровский парк, Ходынка

Петербургское шоссе отделило Петровский парк от Ходынского поля, колыбели российской авиации. На первенство в освоении воздушного пространства в Российской империи претендовали две столицы - Санкт-Петербург и Москва. В окрестностях города на Неве в 1909 году был совершён демонстрационный полёт на аэроплане и было принято решение о строительстве военного аэродрома в Гатчине, в мае следующего года основные работы по устройству аэродрома были завершены. Москва задержалась на несколько месяцев - решение было принято в июне, а официальное открытие лётного поля на Ходынке состоялось 3 октября 1910 года.

Дальнейшая история Гатчины и Ходынки оказалась похожей: на самых первых в России аэродромах несколько десятилетий пилоты оттачивали мастерство, испытывали новые модели самолётов, а затем земля пригодилась для жилищного строительства. В Гатчине застройка началась в конце семидесятых, а с Ходынки последний самолёт взлетел в 2003 году.

Офицеры-кавалеристы перед парадом на Ходынском поле. 1896 год: https://pastvu.com/p/227391

Ходынское поле когда-то было пахотной землёй во владении Дмитрия Донского, затем здесь проходили народные гуляния по случаю государственных торжеств, в военных лагерях солдаты обучались прицельной стрельбе, купцы показывали свои товары на крупной промышленной выставке, а в 1910 году сюда пришли авиаторы - Общество воздухоплавания начало обустройство лётного поля и строительство ангаров для аэропланов.

Народные гуляния на Ходынке и театральные здания, построенные к коронации Николая II по проекту архитектора Владимира Николя. 1896 год: https://pastvu.com/p/4341

Российских воздухоплавателей поначалу поддерживали энтузиасты и меценаты, но после революции развитие авиации стало приоритетным государственным делом. В 1920 году Приказом Реввоенсовета на Ходынке был создан научно-опытный аэродром Главвоздухфлота республики, в ноябре 1931 года открылось первое в СССР здание аэровокзала, на окраине аэродрома возвели корпуса конструкторских бюро Сухого, Микояна-Гуревича, Ильюшина, Яковлева и цеха их авиационных заводов.

Район Ходынского поля на немецкой аэрофотосъёмке. 1941 год: https://pastvu.com/p/6095

Эскадрильи аэропланов перед воздушным парадом. 1923 год: https://pastvu.com/p/942320

В разные годы с Ходынки взлетали такие асы, как Пётр Нестеров, Сергей Уточкин, Валерий Чкалов. С Центрального аэродрома имени М.В.Фрунзе лётчики-испытатели поднимали в воздух новые образцы самолётов, зачастую рискуя жизнью. Около ста пилотов в разные годы погибло на Ходынском поле и только в память о Валерии Чкалове в советское время был установлен мемориальный камень. 15 декабря 1938 года при заходе на посадку экспериментального истребителя И-180 его двигатель остановился. Как было отмечено в акте комиссии по расследованию причин аварии, Чкалов «до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами». Пилот получил травмы, от которых скончался спустя два часа в Боткинской больнице.

С тех пор минули десятилетия и существование действующего аэродрома посреди столицы было признано нецелесообразным, что, в принципе, правильно. Другой вопрос — как с пользой для горожан распорядиться огромной освободившейся территорией? Думается, что территорию аэродрома можно было бы использовать в качестве авиапарка с сотнями экспонатов в музее авиации, аттракционами, парашютными вышками, деловым центром, в котором действующие КБ могли представлять свои новинки. Увы, строительные компании получили разрешение городских властей на застройку исторического места коммерческой недвижимостью, а в наши дни и авиационные предприятия выводятся в другие города.

Ленинградский проспект, 37Ак3 - Гидрометеорологическая служба (1915) основана во время Первой Мировой войны для наблюдения метеорологической обстановки в районах применения воздухоплавательных средств и с тех пор размещается на Ходынском поле. В 1960 году в здании также базировался первый отряд космонавтов.

Ленинградский проспект, 37к10 — башня управления полётами, старейшее сохранившееся здание Ходынского аэродрома построено в 1920-х годах, позднее в нём размещался штаб дальних перелетов, а в шестидесятые — вертолётная станция для полётов в аэропорты Москвы.

Башня управления полётами и дирижабль LZ-127 Graf Zeppelin. 1930 год: https://pastvu.com/p/288823

Ленинградский проспект, 37с11 — производственное строение (1931), мемориальная табличка сообщает, что «в этом здании 2-й авиационной дивизии особого назначения в годы Великой Отечественной войны и по 1960 год располагался отдел особо важных полётов».

Ленинградский проспект, 37Ас46 - производственное строение 1931 года

Памятный знак о посещении Лениным ходынских лагерей РККА и парадов красноармейцев.

Об авиационном прошлом Ходынки напоминает диспетчерская башня на крыше спортивного комплекса ЦСКА.

Порезаны на металлолом экспонаты так и не открывшегося на Ходынке авиационного музея.

Угол Ленинградского проспекта и 1-го Боткинского проезда в 1957-1958 годах был плотно застроен типовыми многоквартирными домами, а в конце XIX века вокруг простирались пустыри и это место показалось властям удачным для размещения VI Всероссийской промышленной выставки. Самые большие здания и Царский павильон располагались на землях, на которых позднее оборудуют стадион Юных пионеров, а в наши дни вырастут этажи жилого комплекса «Царская площадь».

На месте нынешних пятиэтажек, детских площадок и гаражей в 1882 году выстроили городок отдельных павильонов в различных архитектурных стилях для демонстрации технических новшеств, изделий кустарного промысла и потребительских товаров частных производителей. Здесь были представлены все известные бренды - от сталелитейщиков и оружейников до парфюмеров и пивоваров. Экспозиция была открыта с мая по сентябрь, за 131 день работы выставки её посетили свыше миллиона москвичей и гостей столицы. По завершении выставки павильоны были демонтированы.

Вид на павильон экспертов и машинный павильон со стороны Петербургского шоссе. 1882 год: https://pastvu.com/p/8865

Главный павильон. 1882 год: https://pastvu.com/p/37301

Экспозиция водоснабжения. 1882 год: https://pastvu.com/p/8864

Павильон Сименс и Гальске с миниатюрной электрической железной дорогой. 1882 год: https://pastvu.com/p/30633

Павильон Руссо-Балтийского вагонного завода. 1882 год: https://pastvu.com/p/38563

Стенд Императорского фарфорового завода. 1882 год: https://pastvu.com/p/30636

Стенд Шаболовского и Хамовнического пивоваренных заводов. 1882 год: https://pastvu.com/p/30635

Ходынская водокачка с артезианской скважиной (1871) давала городу 180 тысяч вёдер ежедневно, но качество воды было низким и после ввода в эксплуатацию Москворецкого водопровода её упразднили. Архитектор готического промышленного сооружения остался неизвестен. Почти весь ансамбль был снесён в 1930-е годы, сохранилось лишь одно здание.

Ходынская водокачка. 1890-1900 гг.: https://pastvu.com/p/7166

Территорию Всероссийской промышленной выставки стали осваивать фабриканты, в частности, здесь разместились цеха авиационного завода «Дукс», известного при советской власти как Московский авиазавод № 1 имени Авиахима и авиазавод «Знамя труда».

Московский авиационный завод «Дукс». Сборочный цех. 1918-1920 гг.: https://pastvu.com/p/1029746

Сборочный цех авиазавода «Знамя труда». 1968-1969 гг.: https://pastvu.com/p/498437

1-й Боткинский проезд, 7с1 - заводская фабрика-кухня (1927–1928, архитектор А.Мешков)

Ленинградский проспект, 35с2 - комплекс апартаментов «Искра-Парк» построен в 2019 году на бывшей заводской территории.

Ленинградский проспект, 33А - жилой дом (1964-1967, архитектор Леонид Карлик) построен для сотрудников авиазавода и по планировке напоминает общежитие с длинными коридорами и просторными холлами. Рабочие могли не только любоваться из окон своей квартиры панорамой родного завода, но и пройти на территорию прямо из подъезда - с производственной стороны с жилым домом состыкованы цеха. Малосемейным сотрудникам предоставлялись «однушки» в центральной части здания, а по краям спроектированы многокомнатные квартиры. За панорамными окнами первого этажа совершался официальный ритуал бракосочетания во Дворце бракосочетания № 2.

Экспериментальный дом на Ленинградском проспекте. 1965-1972 гг.: https://pastvu.com/p/97152

Из окон экспериментального дома открывается панорама прямой, как взлётная полоса, асфальтовой Ленинградки. 1979-1980 гг.: https://pastvu.com/p/74772

Асфальтируют Ленинградское шоссе. 1931 год: https://pastvu.com/p/7021

Ленинградский проспект, 37к6 — Центральный городской аэровокзал (1965, архитекторы Д.Бурдин, Ю.Рабаев и другие)

Центральный аэровокзал. 1981-1984 гг.: https://pastvu.com/p/103880

Городской аэровокзал разгрузил аэропорты Внуково, Шереметьево, Домодедово, Быково. Пассажиры оформляли билеты, проходили все необходимые предполётные формальности на Ленинградском проспекте и садились в автобус, который доставлял их прямо к трапу авиалайнеров. Уже несколько лет здание не использовалось по назначению, превратившись в торговую площадку.

Интерьеры аэровокзала. 1965-1970 гг.: https://pastvu.com/p/64022

Здание Московского городского аэровокзала снесено в 2017 году. Сейчас на его месте возводится жилой комплекс «Прайм Парк».

Последний фрагмент бетонки

Палатки рядового состава при тренировочной парадной площадке. 1977 год: https://pastvu.com/p/87342

Воинские лагеря стояли на Ходынке ещё в царское время, а в советское накануне воинских парадов на Красной площади парадные расчёты отрабатывали слаженность манёвров.

В наши дни Ходынка стала сугубо мирной территорией с благоустроенным парком посреди жилых новостроек, Сергиевской церковью, спортивными объектами и новой станцией метрополитена.

Продолжение следует...

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.