evgechesnokov

Categories:

Ленинградский проспект и ресторан «Яръ»

19 июля 2020 года

Фотопроект «Город на память». 615Б. Ленинградский проспект и ресторан «Яръ»

Ленинградский проспект, 32 - ресторан «Яръ» Алексея Судакова (1909-1910, архитектор Адольф Эрихсон), Дворец рабочих и красноармейцев, Кино-фабрика Товарищества «Межрабпом-Русь», Центральный дом Гражданского воздушного флота, гостиница «Советская», кинотеатр «Победа», Цыганский театр «Ромэн».

Петербургское шоссе. Ресторан «Яръ». 1901-1903 гг.: https://pastvu.com/p/46507

Петербургское шоссе. Ресторан «Яръ». 1911 год: https://pastvu.com/p/627122

Гостиница «Советская». 1956-1958 гг.: https://pastvu.com/p/90304

По соседству с рестораном были построены дома для служащих и особняк владельца заведения Судакова. Роскошью интерьеров поражали Большой и Малый залы ресторана, императорская ложа и кабинеты, один из которых получил название «Пушкинский» в память о поэте, написавшем строки:

«Долго ль мне в тоске голодной

Пост невольный соблюдать

И телятиной холодной

Трюфли Яра поминать?»

Зимний зал. 1909-1910 гг.: https://pastvu.com/p/68015

Летний зал. 1910-1911 гг.: https://pastvu.com/p/77889

Современные интерьеры ресторана «Яръ»

А здесь при Судакове был садовый участок с летними террасами.

Сад ресторана «Яръ». 1910-1911 гг.: https://pastvu.com/p/77897

Пролетарская революция пресекла лихие кутежи, ресторан был закрыт, а Судаков арестован. В 1918 году над входом появилась вывеска «Дворец рабочих и красноармейцев Бутырско-Всехсвятского района». 

Открытие рабочего клуба. 1918 год: https://pastvu.com/p/86329

«Открыт клуб им. Ленина в помещении прежнего ресторана «Яр». Устроители превратили бывший дом капиталистического разврата в красивый и светлый рабочий дворец», - сообщала в 1918 году газета «Правда».

В период НЭПа в здании «Яра» некоторое время ещё работал ресторан, а потом чревоугодников и сибаритов изгнали из гастрономического рая, разместив в его залах спортзал для бойцов Красной Армии, госпиталь, кинотехникум, киностудию «Межрабпом-Русь». Интерьеры остались запечатлены в художественном кинофильме «Человек из ресторана».

В 1939 году здание было перестроено под клуб архитектором П.Рагулиным, роспись потолка осуществлял художник П.Корин. Здесь обосновался Центральный дом Гражданского воздушного флота (Московский клуб лётчиков), Московский Дом авиационной промышленности. Легкомысленные женские фигурки в круглых барельефах на фасаде были заменены на бюсты учёных и авиаторов. В июле 1941 года в здании формировалась Дивизия народного ополчения Ленинградского района, проявившая доблесть в боях с фашистами и преобразованная в 11-ю Гвардейскую стрелковую дивизию.

Оформление фасада Московского клуба лётчиков. 1939 год: https://pastvu.com/p/1093897

После войны зал Клуба лётчиков стал кинотеатром «Победа». В 1952 году по распоряжению генерал-лейтенанта авиации Василия Сталина архитекторами Павлом Штеллером, Иосифом Ловейко и Виктором Лебедевым здание было вписано в единый архитектурный ансамбль гостиницы «Советская». Вдоль улицы Расковой к существующему зданию пристроили новый корпус с гостиничными номерами, при этом ресторан оказался ловко встроен внутрь новой сталинки без потери исторической планировки. В этой фешенебельной гостинице останавливались многие высокопоставленные зарубежные гости, кинозвёзды, спортсмены.

Центральный зал экспозиции реконструкции Москвы в честь 800-летия Москвы в гостинице «Советская». 1947 год: https://pastvu.com/p/67799

После распада СССР ресторану вернули историческое название «Яръ», но и гостинице «Советской» родное название оставили. Причудливым образом здесь пересеклись две эпохи и лепные ангелочки соседствуют с пятиконечными звёздами. В 1998 году началась реконструкция здания, возрождающая былую славу «Яра». В залах ресторана восстановлен дореволюционный интерьер, отреставрированы фрески начала века на потолке и стенах. Сейчас отель «Советский» — это элитный четырёхзвёздочный отель с национальным колоритом и на уровне западных стандартов.

Этот участок Ленинградского шоссе советские кинематографисты частенько использовали для натурных съёмок. Пионер Алёша из фильма «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953) жил в одной из сталинок, ходил в школу мимо гостиницы «Советская» и мечтал заниматься коньками на стадионе Юных пионеров. Шофёр «полуторки» номер 22-12 Синичкин (Николай Крючков в ленте «Счастливый рейс», 1949) не только ездил по Ленинградке, но и был оштрафован сотрудницей ОРУДа. Ну а драматическая история Якова Протазанова «Человек из ресторана» (1927) с великолепным Михаилом Чеховым в роли бесправного официанта ресторана «Яръ» там же в ресторане и снималась.

Цыганский театр «Ромэн» перекидывает мостик из царской России через советскую эпоху в современность. В старой Москве «Яръ» был центром цыганской культуры, здесь выступали известнейшие цыганские хоры и исполнители, с конца XIX века в «Яре» работал хор Ильи Соколова, здесь исполняли романсы знаменитые певицы Олимпиада Фёдорова (Пиша) и Варвара Панина (Васильева). Цыганское творчество издавна вдохновляло русских литераторов и музыкантов — среди ценителей цыганских песен и танцев были Пушкин, Толстой, Куприн и ещё многие замечательные деятели культуры.

Пролетарская Октябрьская революция почти не отразилась на кочевом цыганском укладе. Несмотря на то, что цыгане воздерживались от работы на фабриках и в общем-то не подпадали под категории рабочих или крестьян, советская власть отнеслась к ним лояльно и предоставила возможность заниматься тем, что они умеют и любят делать - нет, не красть коней и не попрошайничать, а выступать на сцене. В 1931 году состоялось открытие цыганской театральной студии, которая представила премьеру спектакля по пьесе Александра Германо «Жизнь на колёсах» и вскоре была переименована в Цыганский театр «Ромэн» («рома» — означает «цыган»). Первые артисты театра стали основателями семейных династий Оглу, Жемчужных, Золотарёвых, Шишковых, их дети и внуки посвятили жизнь сцене.

«Ромэн» поначалу ставил пьесы цыганских драматургов и на цыганском языке, но в 1937 году с приходом Михаила Яншина на должность главного режиссёра в репертуаре появились «Цыгане» по Пушкину, «Макар Чудра» по Горькому, «Кровавая свадьба» и «Чудесная башмачница» по пьесам Лорки. Как грамотный режиссер, Яншин не ломал традиции, но добавил мхатовской драматургии в удалой фольклор.

В 1951 году в театр артистом вспомогательного состава пришел Николай Сличенко. В 1977 он стал главным режиссёром и возглавляет «Ромэн» по сей день уже в качестве художественного руководителя. В театре Сличенко сыграл свыше 60 ролей, поставил спектакли «Грушенька», «Мы – цыгане», «Огненные кони», «Живой труп», «Птицам нужно небо», «Таборные игры», исполняет цыганские песни и романсы в кино и на эстраде.

«Ромэн» вёл кочевую жизнь, выступая на разных сценических площадках, а свой дом на Ленинградском проспекте обрёл в 1969 году. В связи с многочисленными перестройками значительная часть оригинальных деталей интерьеров была утрачена, но то, что мы сейчас видим в театре — мраморные полы, паркет, лепнина на потолке, люстры, стены, облицованные декоративной штукатуркой «венецианкой» — всё это наслоение разных эпох — по-своему интересно. А по доскам, которыми застелен планшет театральной сцены, ходил Фёдор Шаляпин.

Зрительный зал во времена Клуба лётчиков. 1939 год: https://pastvu.com/p/1093905

Из классических постановок единственного в мире цыганского репертуарного театра можно вспомнить «Кармен», «Сломанный кнут», «Цыганку Азу», «Живой труп». Театралы рекомендуют посмотреть спектакли «Мы — цыгане», «Поющие струны души» об истории становления театра «Ромэн», программу «У нас сегодня концерт», в которой чередуются старинные романсы и весёлые плясовые, музыкально-драматические спектакли «Колокола любви», «Колдовская любовь», «Грушенька». Из постановок «Цыганская свадьба» и «Таборные игры» можно узнать много интересного о цыганских обычаях и традициях.

Продолжение следует...

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.