evgechesnokov

Categories:

Ленинградский проспект и фабрика «Большевик»

18 июля 2020 года

Фотопроект «Город на память». 614А. Ленинградский проспект и фабрика «Большевик»

В конце XIX века на Петербургском шоссе обосновалась сладкая империя месье Адольфа Сиу и его сыновей, в советские годы ставшая известной как кондитерская фабрика «Большевик». В наши дни производство в исторических корпусах свёрнуто и горожане могут прогуляться по архитектурному ансамблю, созданному французским архитектором Оскаром Дидио.

Ленинградский проспект, 16с1 и 16с2 - богадельня княгини Надежды Черкасской Императорского Человеколюбивого общества (1858, архитектор Николай Финисов, реконструкция 1898-1899, архитектор Иван Машков) с храмом Живоначальной Троицы (1858, архитектор Николай Финисов).

Богадельня Императорского человеколюбивого общества. 1901 год: https://pastvu.com/p/1111635

На этом земельном участке с начала XIX века располагалась загородная дача знаменитого архитектора Осипа Бове, по проектам которого восстанавливалась Москва после наполеоновского пожара. В 1856 году княгиня Надежда Черкасская приобрела дачу семейства Бове, чтобы открыть благотворительное заведение «для пожилых лиц женского пола неимущественного состояния». В деревянном доме поселились 15 женщин на полном содержании, а после смерти княгини делами богадельни занялись купец Николай Спиридонов с супругой Верой, при которых открылась ремесленная школа для девочек, а число постоялиц значительно увеличилось. Вместо деревянных построек в 1899 году выросли кирпичные корпуса в псевдорусском стиле, а богадельню переименовали в Спиридоньевское убежище для неизлечимых больных. В архитектурный ансамбль входил и храм Живоначальной Троицы, построенный во времена княгини Черкасской. В крипте этого храма захоронены супруги Черкасские - Николай и Надежда.

После Октябрьской революции богадельня была упразднена, запрещены богослужения в храме, в кирпичных корпусах разместились новые социальные учреждения: с 1922 года - Дом матери и ребёнка имени Лениной-Крупской, с 1928 года - амбулатория имени П.Лесгафта, а после войны - детская инфекционная больница, в наши дни - филиал Детской клинической больницы № 9 имени Г.Сперанского. В постсоветское время началось возвращение исторических зданий в ведение Русской Православной Церкви, где-то этот процесс происходит быстро, где-то тормозится из-за нехватки средств. Ремонт храма Живоначальной Троицы начался силами прихода и первые Божественные литургии совершались ещё в больничных интерьерах.

Ленинградский проспект, 18 - жилой дом сотрудников Генпрокуратуры СССР (1955, архитекторы Н.Селиванов и Ю.Дыховичный) на момент постройки был самым высоким зданием на Ленинградском шоссе.

Ленинградский проспект, 20 - усадьба Ксении Беллик (1914-1917, архитектор Д.Сухов) построена в стиле неоклассического модерна и отличалась роскошью интерьеров парадной лестницы, гостиной, кабинетов и залов. Терраса придавала дому облик загородной виллы, что вполне соответствовало дачной атмосфере Петербургского шоссе. В 1945 году особняк был передан болгарскому коммунисту Георгию Димитрову, а после основания Народной Республики Болгария здесь разместилось болгарское посольство. Некоторое время здание занимал Культурно-информационный центр Болгарии, после чего объект культурного наследия оказался в частных руках.

Ленинградский проспект, 22 - доходный дом торговца парфюмерией Д.Калиниченко (1910—1912, архитектор Богдан Нилус). Спустя несколько лет купец решил продать дом Степану Рябушинскому, представителю знаменитой династии купцов-старообрядцев, одному из основателей автомобильного завода АМО, коллекционеру и меценату. Советская власть национализировала владение, уплотнила жильцов и вплоть до московской Олимпиады несколько поколений людей испытывало тесноту коммунального быта. После расселения старый дом был подвергнут реконструкции под размещение контор, причём здание утратило купол на крыше, парадное крыльцо и балконы. Сейчас здесь размещается Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК) - крупнейший российский медиахолдинг.

Ленинградский проспект, 15 - архитектурный ансамбль кондитерской фабрики Сиу (1884, архитектор Оскар Дидио), кондитерской фабрики «Большевик». Француз Адольф Сиу в 1853 году решил заняться бизнесом в России и вместе с супругой переехал в Москву. Вскоре предприниматель открыл на Тверской улице небольшой магазин, торгующий конфетами ручной работы. Дела Сиу шли настолько успешно, что его сыновья Луи, Шарль и Адольф решили заняться производством сладостей в промышленных масштабах. В 1881 году братья посетили кондитерские предприятия Америки и Европы, ознакомились с технологиями и основали в Москве торговый дом «А.Сиу и Ко».

Кондитерская фабрика «А.Сиу и Ко». 1897-1898 гг.: https://pastvu.com/p/78241

Кондитерская фабрика «А.Сиу и Ко». 1884-1890 гг.: https://pastvu.com/p/3989

Место для размещения кондитерской империи выбирали долго и остановились на нескольких гектарах на Петербургском шоссе. По проекту французского архитектора Оскара Дидио в 1884 году на Петербургском шоссе был построен архитектурный ансамбль из красного кирпича с широкой парадной лестницей, фонтаном у входа и ажурной кованой решёткой. Передовое производство было электрифицировано, электроэнергию вырабатывали динамо-машины, установленные в цехах. В нескольких корпусах размещались шоколадное, конфетное, карамельное, мармеладное, бисквитное, вафельное, мороженое и другие отделения. На территории фабрики находились склады, производство упаковки, прачечная. Вскоре для расширения производства наследники выкупили соседние участки с прудом, над водоёмом было построено новое фабричное здание на сваях. В 1904 году архитектор А.Вюльфинг произвёл надстройку фабричных корпусов.

Братья Сиу открыли для москвичей целый мир сладостей. Они первыми запустили производство твердого шоколада в России. Для его изготовления завозили специальный шоколад-сырец из Европы. Также они стали выпускать какао-порошок и кофе. Изначально, при ручной обработке, сырье прожаривалось неравномерно, подгорало или оставалось сырым. Фабрика купила автоматические жаровни: после жарки зерна высыпали на стол, под мощными вентиляторами быстро остужали и рассыпали по жестяным банкам. Так сохранялся неповторимый аромат, а кофе торгового дома «А.Сиу и Ко» считалось одним из самых лучших в стране.

Карамельное упаковочное отделение. 1900-1909 гг.: https://pastvu.com/p/78242

Здесь выпускали десятки видов карамели — с фруктовыми соками, пралине и вареньем. Каждая конфета заворачивалась вручную в пергамент, а затем в фантик с виньеткой. Сиропы и варенье варили на фабрике, закупая ягоды и фрукты у местного населения. А мармелад изготавливали только из яблок, сахара и фруктовых соков. Большим спросом пользовалась диковинная сладость — пастила. Мастерам фабрики пришлось усовершенствовать не один рецепт, чтобы добиться неповторимого вкуса лакомства. Москвичам понравились и пришедшая в Россию с востока нуга с миндалём и фисташками, и карамельные конфеты сафо, похожие на современные тянучки и ирис. До 1927 года на фабрике также выпускались косметические, парфюмерные товары и мыло.

Над эскизами упаковки работали российские и зарубежные художники. В коробках со сладостями можно было найти вкладыши, из которых собиралась коллекция на определённую тему: серии «Азбука», «География» и «История» предназначались для детей, а «Пушкин», «Русский романс» и «Кабинетный портрет» — для взрослых. К Новому году фабричная типография печатала календари, которые вкладывались в коробки с печеньем и конфетами.

Знаковое для кондитеров событие произошло в 1913 году, когда Российская империя готовилась к празднованию 300-летия царствующей династии, - фабрика была удостоена высокого звания «Поставщик двора Его Императорского Величества». В том же году в ассортименте появилось печенье «Юбилейное», производящееся и в наши дни.

После Октябрьской революции семья Сиу эмигрировала из Советской России, производство временно остановилось, но уже в 1919 году открылось под новым названием - Государственная кондитерская фабрика № 3. Спустя год по инициативе Владимира Ленина у предприятия появилось революционное название — «Большевик». Все десятилетия советской власти фабрика радовала сладкоежек вкусной продукцией, прерываясь лишь во время войны, когда в цехах готовили ампулы для бутылок с зажигательной смесью и приспособления для смазки орудийных стволов. В семидесятых годах количество наименований печенья, пряников, вафель, рулетов, тортов и пирожных достигло 170.

В 1994 году «Большевиком» вновь начали управлять французы - 80% акций приобрела компания Danone, но земляки Адольфа Сиу не достигли успехов основателя фабрики. Контрольный пакет переходил из рук в руки, в 2011 году владельцы объявили о закрытии фабрики в Москве, переносе производства во Владимирскую область и продаже исторической недвижимости на Ленинградском проспекте. После реконструкции фабричные корпуса занял культурно-деловой комплекс «Большевик» с частным Музеем русского импрессионизма. В ходе восстановительных работ реставраторы по архивным чертежам воссоздали оригинальный орнамент Оскара Дидио на фасаде, напоминающий узор печенья, - вставки светлого кирпича на красной кладке.

Архитектурный ансамбль составляют: цех № 2 (Ленинградский проспект, 15с1, 1883), жилой дом для служащих (15с2, 1896), кондитерский магазин (15с3, 1902), цех № 3 (15с14, 1895), склад готовой продукции (15с15, 1895), строение (15с6, 1880), строение (15с12, 1900), цех № 4 (15с9, 1915), административный корпус (15с28, 1974), производственный корпус (15с35, 1980), цех № 1 (15с10, 1880), склад сырья (15с18, 1969), строение (15с36, 1959), строение (15с17, 1906), склад сырья (15с21, 1989), цех обжарки (15с20, 1959), строение (15с19, 1974), мукомольный склад (15с11, 1960-е).

В цилиндрическом здании бывшего склада муки и сахара открыт Музей русского импрессионизма. Архитекторы британского архитектурного бюро John McAslan+Partners придали зданию вид арт-объекта с облицовкой фасадов блестящим перфорированным металлом. В Музее русского импрессионизма планируется развернуть экспозиционную, научную, просветительскую и издательскую деятельность, здесь расположатся кинотеатр, образовательная мультимедийная зона, детский учебный класс, кафе, магазин с книжной и сувенирной продукцией. В экспозицию войдут более семидесяти полотен выдающихся русских живописцев, начиная с 1870-х годов,- Константина Коровина, Игоря Грабаря, Константина Юона, Петра Кончаловского, Юрия Пименова и других.

Ленинградский проспект, 17 - Высшая партийная школа (1955, архитектор Т.Макарычев). До революции земельный участок принадлежал купцу Николаю Малютину, в советское время здесь построили школу, перепрофилированную в ремесленное училище.

Совпартшкола создавалась в 1939 году для подготовки руководящих партийных и советских кадров и поначалу размещалась на Миусской площади. Предшественниками Высшей партийной школы были курсы агитаторов-инструкторов при ВЦИК, Коммунистический университет имени Я.Свердлова, Высшая школа пропагандистов имени Я.Свердлова. После краха коммунистической идеологии здание на Ленинградке занял Московский международный университет, основанный в 1991 году в рамках совместного советско-американского образовательного проекта. Международный университет считается первым в современной России аккредитованным негосударственным высшим учебным заведением.

Ленинградское шоссе. 1950-1953 гг.: https://pastvu.com/p/97304

Ленинградский проспект, 24 - жилой дом (1937)

Продолжение следует...

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.