evgechesnokov

Categories:

Ленинградский проспект. Тверской путепровод

17 июля 2020 года

Фотопроект «Город на память». 613А. Ленинградский проспект, «Слава», сталинки

Известная с XIV века древняя дорога на Тверь позднее связала две столицы - Москву и Санкт-Петербург, в 1817-1822 годах была проложена трасса Петербургского шоссе. Город - колыбель революции - в советское время получил имя Ленина, соответственно и шоссе было переименовано. В 1957 году пятикилометровый городской участок шоссе от Белорусского вокзала до метро «Сокол» стал Ленинградским проспектом. Царский дворец, фабрики и доходные дома, конструктивизм и сталинский ампир, гостиницы, стадионы, театр и аэропорт - в архитектурном плане Ленинградка остаётся интереснейшей магистралью, несмотря на недавние значительные утраты.

Тверская застава. 1931-1933 гг.: https://pastvu.com/p/760928  Взгляд назад, на Тверскую улицу и Триумфальную арку, про которые можно прочитать в предыдущих сюжетах «Город на память».

Тверской путепровод. 1908-1909 гг.: https://pastvu.com/p/7536  А это вид в сторону окраины, на начало Петербургского шоссе, где в старину можно было увидеть Крестовоздвиженский храм, доходный дом с куполом, мраморную и цинколитейную мастерские.

Тверской путепровод через Алексеевскую ветку Московской железной дороги (1904, инженер И.Струков, реконструкция 1946, инженер Н.Ермолин, архитектор И.Ройтенберг) построен по образцу сооружений Венской железной дороги и стилизован под морской причал, декорированный башенками-маяками.

В 1933 году на московских улицах появился новый вид общественного транспорта - троллейбус. У него было, как минимум, два очевидных преимущества перед конкурентами: троллейбус вмещал больше пассажиров, чем автобусы того времени, и был экономичным, как трамвай, но не требовал расходов на прокладку рельсов. Считается, что идея запуска троллейбусного движения в Москве принадлежит одному из Первых секретарей Московского горкома - то ли Лазарю Кагановичу (чьим именем назван первый советский троллейбус «ЛК»), то ли сменившему его на этом посту Никите Хрущёву (который принимал троллейбус на испытаниях).

Первые две машины «ЛК» были выкрашены в тёмно-синий цвет, который станет традиционным для московских троллейбусов. Троллейбус имел деревянный кузов с обшивкой бортов металлическими листами, салон выгодно отличался от аскетичных трамваев - пассажиры сидели на 37 мягких креслах с зимним подогревом электрокалориферами, а двери пока открывались вручную: передние - водителем, задние - кондуктором.

Первая в Москве и СССР троллейбусная линия связала Тверскую заставу (Белорусский вокзал) и село Всехсвятское (Сокол). На момент открытия 15 ноября 1933 года значительная часть линии была однопутной, а гараж для троллейбусов даже не был построен. Интересно, что движение торжественно открыл один-единственный троллейбус, потому что второй экземпляр некстати сломался.

Троллейбус «ЛК» на Тверском путепроводе. 1934-1935 гг.: https://pastvu.com/p/111711

Троллейбусы вытеснены автобусами.

Кордегардия у Тверского путепровода. 1931-1934 гг.: https://pastvu.com/p/727259

Лишившаяся декоративных украшений кордегардия простояла до шестидесятых годов.

Ленинградский проспект, 1 - жилой дом Управления пароходства канала Москва-Волга (конец 1930-х годов, архитекторы М.Готлиб, Б.Мезенцев и А.Хилькович, реконструкция 1949-1952).

По первоначальному проекту объёмно-пространственную композицию здания составляли центральная восьмиэтажная часть и боковые девятиэтажные крылья, уходящие вглубь дворового пространства. Такое расположение здания обеспечивало наилучшие условия инсоляции корпуса. После возведения здания планировалось обустроить обширный двор с детской площадью, сквером и хозяйственными службами. На первом этаже располагались магазины, а остальные этажи были заняты двух- и трёхкомнатными квартирами.

К 1953 году в ходе реконструкции строение приобрело иную объёмно-пространственную композицию, которую составили основной шестиэтажный П-образный в плане объем и дополнительный двухэтажный с антресолью объём, установленный на открытой площадке основного объёма в его центральной части и завершённый четырьмя прямоугольными башнями.

Подземный переход под железнодорожными путями к турникетам пригородных электричек

Нижняя улица, 3 - конструктивистский жилой дом (1928)

Вдоль железной дороги в сторону ипподрома ведёт Нижняя улица, носившая когда-то полное имя Нижняя улица Тверской Петербургской Слободы. 

Нижняя улица, 5 - конструктивистский жилой дом (1930)

Ленинградский проспект, 2 - жилой дом Белорусско-Балтийской железной дороги (1935-1938, архитектор Д.Фридман) и Ленинградский проспект, 4 - жилой дом 1964 года состыкован со сталинкой, решение рациональное, хотя и чрезмерно эклектичное.

Продолжение следует...

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.