evgechesnokov

Category:

Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ

30 июня 2020 года

Фотопроект «Город на память». 606. Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ

В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки. Проведение ПВСВ было связано с утверждением программы индустриализации страны, предусматривающей строительство объектов чёрной и цветной металлургии, гидроэлектростанций, создание промышленного потенциала в различных отраслях.

Общий вид Строительной выставки. 1957 год: https://pastvu.com/p/917757

Фрунзенская набережная, 30 - Всесоюзная строительная выставка (1933), выставочный комплекс «Росстройэкспо»

Арка Главного входа ПВСВ (1951, архитектор Я.Додиц)

Главной задачей Постоянной Всесоюзной строительной выставки стала пропаганда передового опыта и ударного труда в строительстве, ознакомление специалистов с передовыми идеями и новыми технологиями. Для размещения выставки Моссовет в 1932 году предоставил участок в 28 гектаров на Хамовнической (Фрунзенской) набережной, который был застроен выставочными павильонами по проекту архитектурной мастерской братьев Весниных. Комплекс зданий дополнили демонстрационные площадки для строительных конструкций, специализированной техники, крупногабаритных макетов. Официальное открытие ПВСВ состоялось 25 января 1935 года.

Главный павильон. 1934 год: https://pastvu.com/p/96987

Главный павильон Постоянной Всесоюзной строительной выставки, известный как «Дом-самолёт», построен в 1933-1935 годах. Среди возможных авторов архитектурного проекта историки называют братьев Весниных, А.Корбут-Смирнова, Степана Лященко, Генриха Людвига. Фасад здания декорирован многотонным бетонным барельефом скульптора Менделевича на тему механизации строительства.

Главный павильон ПВСВ открылся выставкой, посвящённой Генеральному плану реконструкции Москвы, также здесь можно было увидеть художественную экспозицию «Индустрия социализма». В 1950-е годы здание перешло научно-исследовательскому институту в ведении Минсредмаша и, по слухам, учёные работали здесь с радиоактивными изотопами. Действительно, часть территории строительной выставки занимало предприятие «Изотоп», но после его вывода исследование почвы не показало превышения радиоактивного фона. Главный павильон ПВСВ признан памятником истории и культуры, предполагается его реставрация.

Зал реконструкции Москвы в Главном павильоне. 1936 год: https://pastvu.com/p/107642

В 1958 году Совет министров СССР принял постановление об объединении сельскохозяйственной, промышленной и строительной выставок в единую Выставку достижений народного хозяйства СССР в Останкино и площадка на Фрунзенской стала одним из разделов ВДНХ. Как ни странно, при всём разнообразии открывшихся в Москве выставочных комплексов этот участок по-прежнему используется по первоначальному назначению и даже историческая входная арка сохранилась.

В павильонах выставочного комплекса «Росстройэкспо» проходят такие выставки, как «Стройматериалы», «Коттедж», «Строймаркет», «Ремонтно-строительные работы» и другие, пользующиеся большой популярностью у специалистов, профессионалов строительной отрасли, индивидуальных потребителей. Павильоны построены в разные годы.

Открытая экспозиция строительной техники. 1956 год: https://pastvu.com/p/311524

Открытая экспозиция строительной техники. 1979 год: https://pastvu.com/p/877157

Фрунзенская набережная, 36 - жилой дом (1959) в полосочку и с узорной кирпичной кладкой.

Фрунзенская набережная, 38, 40, 42, 44 - элитный жилой комплекс (1955-1959, архитектор Ефим Вулых), который за сложную планировку называли «Дом-краб». Его заселили видные деятели советской науки и культуры, также здесь проживали работающие в Москве иностранные граждане и члены их семей.

Фрунзенская набережная, 44с1. 1955-1956 гг.: https://pastvu.com/p/106124 Облицовка уже построенного дома была завершена после войны.

Фрунзенская набережная, 44с1 - жилой дом (1943)

2-я Фрунзенская улица, 5 - Московская государственная академия хореографии (1967-1969, архитекторы В.Лебедев, А.Ларин, С.Кучанов), проект удостоен Государственной премии РСФСР

Московское хореографическое училище. 1968-1970 гг.: https://pastvu.com/p/897424

3-я Фрунзенская улица, 1 - жилой дом (1953), мемориальные доски напоминают об именитых жильцах.

3-я Фрунзенская улица, 5 - лепное украшение на фасаде школы № 49 (1953)

Пристань Фрунзенская набережная

Фрунзенская набережная, 46 - жилой дом (1939, архитекторы Н.Антонцев и А.Волков)

Фрунзенская набережная, 48 - жилой дом (1939) с театром «На набережной»

Фрунзенская набережная, 50 - жилой дом (1957, архитекторы Я.Белопольский и Е.Стамо) повторяет проект дома преподавателей МГУ на Ломоносовском проспекте. В советское время здесь прописалось немало известных артистов и спортсменов, академиков и высокопоставленных чиновников, среди которых Вячеслав Молотов, Георгий Маленков, Лазарь Каганович.

Фрунзенская набережная, 50. 1959-1960 гг.: https://pastvu.com/p/193009

Фрунзенская набережная, 52 - жилой дом (1939)

Фрунзенская набережная, 54 - жилой дом (1939)

Улица Хамовнический Вал, 2 - жилой дом (1956) с кинотеатром «Старт» (нынешней новой сценой Детского драматического театра «На набережной»)

Фрунзенская набережная завершается возле Андреевского моста, точнее, возле современной копии Андреевского моста. А историческая арка моста в 1999 году после анализа её состояния была перевезена баржами ниже по течению под устройство пешеходного Пушкинского моста.

Временный деревянный мост Московской Окружной железной дороги системы инженера Лембке. 1905 год: https://pastvu.com/p/375007

Строительство Сергиевского арочного моста. 1906-1907 гг.: https://pastvu.com/p/45287 Андреевский мост поначалу назывался Сергиевским, а после переезда стал Пушкинским. Вот такая путаница с этим сооружением.

Андреевский мост МОЖД. 1987 год: https://pastvu.com/p/1019531

Современный вид. Новый Андреевский железнодорожный и автомобильный мост сооружён в 1999-2000 годах при строительстве Третьего транспортного кольца.

Экскурсионный состав въезжает на Андреевский мост. 1992 год: https://pastvu.com/p/567335

В наши дни Московская Окружная дорога упразднена и с 2016 года по мосту проходят электропоезда «Ласточка» Московского центрального кольца.

Андреевский мост МОЖД. 1973-1977 гг.: https://pastvu.com/p/840187


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.