evgechesnokov

Category:

Водоотводный канал. Шлюзовая набережная

22 июня 2020 года

Фотопроект «Город на память». 600. Водоотводный канал. Шлюзовая набережная

На финальном отрезке Водоотводного канала начинается самое интересное. Даже старожилы не верят, что канал здесь был соединён с Москвой-рекой протокой с плотиной, возле которой сотню лет назад располагался Московский речной вокзал. Однако это исторический факт и осталось только определиться с точным расположением объектов с помощью старых карт и ретрофотографий.

План города Москвы. 1881 год: http://retromap.ru/ Если сравнить план с современными яндекс-картами, выяснится, что сейчас на месте протоки с дамбой располагается Московский международный Дом музыки.

За Малым Краснохолмским мостом Водоотводный канал делился на два рукава - на левом ответвлении (ныне засыпанном) была построена Краснохолмская плотина, а на основном русле канала напротив нынешнего Кожевнического проезда в течение сотни лет работал шлюз для пропуска судов. Первая деревянная плотина обветшала и в 1890 году была заменена на железную, построенную по проекту инженера Шпейера. Гидросооружение оснастили турбиной для прачечной и лесопилки.

Краснохолмская плотина, Городская прачечная и лесопилка. 1890-1908 гг.: https://pastvu.com/p/845081

Краснохолмская плотина в сложенном виде перед весенним паводком. 1890-1908 гг.: https://pastvu.com/p/845104

Островский мост через протоку. 1927 год: https://pastvu.com/p/481143

Москва-река. Московский речной вокзал. 1933-1935 гг.: https://pastvu.com/p/1042447

Самые известные речные вокзалы в Москве - Северный на Химкинском водохранилище и Южный в Нагатино (перенесённый с Новоданиловской набережной), но оказывается до их постройки существовал ещё один более старый речной вокзал - возле Большого Краснохолмского моста. Сведений о нём почти не сохранилось, но вокзал был отмечен на планах и запечатлён фотографами.

Москва-река. Московский речной вокзал. 1930-1935 гг.: https://pastvu.com/p/1041953  Этот снимок, сделанный на Москве-реке, вероятно, с борта катера, требует пояснений. Слева дымящий пароход пришвартован на протоке Водоотводного канала, где-то за ним должна находиться Краснохолмская плотина. Справа видны коробчатые фермы Краснохолмского моста (1872, инженер Аманд Струве), по нему в старину проходила трасса Садового кольца. В 1938 году чуть выше по течению был построен новый Большой Краснохолмский мост, Садовое кольцо получило современную плавную траекторию без изгибов, а старый мост демонтировали за ненадобностью.

Большой Краснохолмский мост. 1998-1999 гг.: https://pastvu.com/p/376434 Справа в Москву-реку упирается старая трасса Садового кольца, проходившая по Краснохолмской (Народной) улице.

Краснохолмский мост. 1907 год: https://pastvu.com/p/5811

Две смотровые площадки на берегах Москвы-реки сооружены сравнительно недавно, они соединяют дюкер теплотрассы (напорный участок трубопровода, проложенный под руслом реки). Если пофантазировать, можно представить на этих бетонных опорах Краснохолмский мост инженера Струве, который примерно здесь и находился.

На набережной Москвы-реки напротив нынешнего Дома музыки в первые десятилетия советской власти располагался Московский речной вокзал, а Краснохолмская плотина на протоке находилась на месте уютного сквера ММДМ.

Шлюзовая набережная. Шлюз на основном русле Водоотводного канала. 1910-1930 гг.: https://pastvu.com/p/13051

Шлюзовая камера. 1900-1920 гг.: https://pastvu.com/p/216692

Шлюзовая камера находилась здесь, напротив Кожевнического проезда.

Краснохолмская плотина и шлюз были разобраны одновременно с Бабьегородской плотиной в 1937 году после ввода в эксплуатацию шлюзовой системы канала Москва-Волга, которая с тех пор регулирует уровень воды в Москве-реке. Водоотводный канал утратил свои изначальные функции и стал местом для прогулок.

План Замоскворецкого района Москвы. 1933 год: http://retromap.ru/ План показывает, что весь островной участок был плотно застроен индустриальными и складскими зданиями.

Шлюзовая набережная, 2с1 - автобаза Наркомтяжпрома СССР (1933, инженер Ю.Фельдзер) построена на правом берегу Водоотводного канала частично на участке бывшей прядильной фабрики «Красное веретено». Автопредприятие обслуживало легковым транспортом чиновников различных министерств и ведомств, а также участников таких масштабных мероприятий, как Всемирный фестиваль молодежи и студентов и XXII летние Олимпийские игры.

Для изучения опыта строительства и эксплуатации крупных автомобильных предприятий инженер Фельдзер побывал в командировке в США. Автопарк поначалу был укомплектован американскими машинами «Форд», «Лассаль» и другими иностранными моделями, а после Великой Отечественной войны перешёл на отечественные «Победы», ЗиС, ЗиМ. Для размещения 1000 автомобилей потребовалось открыть филиалы автокомбината на Волочаевской, Дубининской, Неглинной улицах, в Кожевниках, на Садовнической набережной. В девяностые годы Автокомбинат № 4 «Мосавтолегтранса» был приватизирован.

Контора автобазы Наркомтяжпрома СССР. 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/23407

Шлюзовая набережная, 2с1 - контора автобазы Наркомтяжпрома СССР (1933)

Шлюзовая набережная, 4 - бизнес-центр Rosso Riva вырос на правом берегу основного русла Водоотводного канала на месте выведенных за город химического и ремонтно-механического цехов обувной фабрики «Парижская коммуна».

Обувная фабрика «Парижская коммуна» открылась в 1922 году в помещении бывшей Михайловской мануфактуры, которая занималась текстильным производством, во время Первой Мировой войны была перепрофилирована под военные нужды на изготовление артиллерийских снарядов, а после эмиграции купцов Михайловых цеха пустовали. Весной 1921 года председатель треста Москож И.Лабковский с коллегами осмотрели законсервированное здание и посчитали его пригодным для организации нового предприятия. До Октябрьской революции обувь производилась частными артелями и новая обувная фабрика стала первой государственной механической фабрикой. Успешное советское предприятие сохранило производство и в условиях рыночной экономики, хотя значительная часть территории сдаётся в аренду.

Фабрика «Парижская коммуна». 1930-1931 гг.: https://pastvu.com/p/80171

Современный вид: исторический корпус Михайловской мануфактуры и вся фабричная застройка вдоль Шлюзовой набережной превратились в бизнес-центры.

Кожевническая улица, 7с2 - производственный корпус во внутреннем дворе фабрики (1890), одно из самых старых зданий района.

В цехах «Парижской коммуны»

Шлюзовая набережная, 6 - гостиница «Катерина Сити» 4* (1996-1998)

Шлюзовая набережная, 8с1 - Московский государственный строительный университет имени В.В.Куйбышева (1930-е годы)

Шлюзовая набережная, 10с1 - дореволюционная бумажная фабрика, типография

2-й Шлюзовой мост построен в 1996 году и ведёт в деловой центр «Красные холмы».

Левый берег Водоотводного канала сильно разочарует любителей старой Москвы громоздкими новоделами. Недалёким горожанам кажется, что архитектура бизнес-центра «Риверсайд Тауэрс» (Космодамианская набережная, 52с1-5, 1996-1998) навеяна творчеством детей, играющих в конструктор лего, а по мнению экспертов, необычные здания напоминают голландскую архитектуру. Гостиница «Свиссотель Красные Холмы» (2005) высотой 162 метра стала одним из самых высоких зданий в центре столицы.

Общественно-культурный комплекс «Красные Холмы». 1996, 2003 гг.: https://pastvu.com/p/28994

Ироничная скульптура «Деловой человек» напоминает персонажа клипа «Бухгалтер, милый мой бухгалтер» группы «Комбинация».

Космодамианская набережная, 52с8 - Московский международный Дом музыки (2002), один из крупнейших в России филармонических комплексов. В трёх залах ММДМ — Светлановском, Камерном, Театральном, а также на сцене летнего кафе «Музыкальная терраса» проходят выступления российских и зарубежных симфонических оркестров, камерных ансамблей, солистов-инструменталистов, артистов оперы и балета, театральных, джазовых, эстрадных и фольклорных коллективов, международные форумы и фестивали, творческие вечера, презентации и конференции.

Памятник композитору Дмитрию Шостаковичу (2015, скульптор Георгий Франгулян)

Никита Михалков в фойе ММДМ

Сцены из спектакля «Воскресение»

1-й Шлюзовой мост (1965, архитектор З.Фрейдина) построен в устье Водоотводного канала параллельно руслу Москвы-реки, он соединяет Космодамианскую и Шлюзовую набережные.

Ограда середины 1930-х годов с серпом и молотом сейчас уже заменена на типовой вариант.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.