evgechesnokov

Categories:

Водоотводный канал. Кадашёвская набережная и Балчуг

19 июня 2020 года

Фотопроект «Город на память». 597. Водоотводный канал. Кадашёвская набережная и Балчуг

За Малым Каменным мостом Якиманская набережная переходит в Кадашёвскую, которую в старину именовалась Водоотводной набережной или Водоотводной улицей. Она ведёт к Балчугу - одной из старейших московских улиц, вот только старины здесь почти не видно.

Малый Каменный мост

Начало Большой Полянки до революции. 1908 год: https://pastvu.com/p/8666

Начало Большой Полянки при советской власти. 1950 год: https://pastvu.com/p/3843

Большая Полянка, 1 - жилой дом с ротондой (1940, архитектор А.Мордвинов)

Участок между мостом и домом сейчас пустует, он занят платной автостоянкой, а до Отечественной войны здесь стоял дом, построенный архитектором Василием Баженовым для аптекаря И.Вольфа и перестроенный не менее известным зодчим Матвеем Казаковым под апартаменты нового владельца И.Прозоровского. Усадьба пострадала в огне наполеоновского пожара, но была восстановлена. В 1927 году жилищно-строительное товарищество «Рабстрой» арендовало этот старый дом и занялось капитальным ремонтом, не согласовав процесс с властями, которые зафиксировали нарушение закона и в 1930 году предписали снести исторический особняк, таким образом наказав «Рабстрой» за самоуправство. С тех пор здесь так ничего и не построили.

Так выглядел дом Прозоровского. Большая Полянка. 1924-1927 гг.: https://pastvu.com/p/879972

Современный вид

Кадашёвская набережная, 6 - доходный дом (1889, архитектор М.Черкасов)

Кадашёвская набережная, владение 10 - строящийся музейный комплекс Третьяковской галереи. Прежде на этом месте располагалось историческое здание биржевой артели купцов Хлудовых, построенное в 1898 году.

Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год. Именно тогда фабрикант Павел Третьяков приобрёл для своей коллекции две первые картины русских художников «Искушение» Н.Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Худякова. Регулярно пополняемое собрание картин быстро заполнило дом Третьяковых в Лаврушинском переулке и в 1872 году меценат начал строительство двух первых музейных залов.

После Октябрьской революции Третьяковка стала достоянием республики, её фонды увеличились в два раза за счёт поступлений национализированных произведений искусства. Картины надо было где-то хранить и экспозиционные залы превращались в хранилища, в качестве запасника использовалось даже здание закрытой церкви Святителя Николая в Толмачах. На протяжении ХХ века самая известная и самая посещаемая картинная галерея расширяла свои владения, строила новые корпуса, пока не заняла весь квартал, выйдя на берег Водоотводного канала.

Кадашёвская набережная, 14к1 и 14к2 - административно-офисное здание (1999, архитектор Дмитрий Бархин)

Кадашёвская набережная, 14к3 - административно-офисное здание (2000)

Кадашёвская набережная, 24с1 - купеческая городская усадьба XIX века

Кадашёвская набережная, 26 - гостиница «Кадашёвская» 4* (2009)

Кадашёвская набережная, 30 - историческое здание встроено в современный комплекс.

Кадашёвская набережная, 32 - бизнес-центр «Кадашёвская слобода» (1998) состоит из нескольких корпусов, стилизованных под архитектуру XIX века.

Большая Ордынка, 1 - административно-офисное здание (2004) на месте которого стоял дом, жильцы которого вслед за Сергеем Михалковым могли бы сказать: «А из нашего окна площадь Красная видна!» - из окон открывалась панорама Васильевского спуска.

Кадашёвская набережная, 36с1 - доходный дом (1908)

Начало Пятницкой улицы. Кинотеатр «Заря». 1964-1965 гг.: https://pastvu.com/p/40728

Пятницкая улица, 2с1 - жилой дом с лавками образовался в 1842 году в результате объединения нескольких владений купцом Ф.Кузнецовым. Здание примечательно одним из первых в Москве кинозалов, известных с 1897 года, до революции он назывался Пятницкий электротеатр А.Белоярцевой и Большой Парижский-Пятницкий электротеатр А.Гехтмана, в советское время - кинотеатр «Заря».

Пятницкая улица, 1с1 - жилой дом с торговыми помещениями «водочного короля» Петра Смирнова (1850-1870, 1886, инженер Н.Гейнц)

Во дворах за «офисом» смирновской фирмы находились производственные цеха. На заводе П.Смирнова. 1901 год: https://pastvu.com/p/1108934

Кирпичные руины вполне могут иметь непосредственное отношение к водочному заводу Смирнова.

Застройщики Кадашёвской набережной хотя бы попытались воспроизвести облик старой Москвы по современным проектам, а вот на левом берегу Водоотводного канала можно увидеть лишь результат градостроительной политики Лужкова, избавлявшегося от исторической застройки в пользу здоровенных билдингов из стекла и бетона.

Немного истории. Улица Балчуг (или Балчужная) всегда была богатой, процветающей и привлекательной для купеческого сословия. В XVII веке тогдашние краеведы насчитали на небольшой улице Балчуг свыше 150 торговых лавок в Мясном, Калашном и Солодовом рядах, это не считая харчевень и питейных заведений. Кстати, ещё в 1552 году Иван Грозный распорядился построить на Балчуге постоялый двор для опричников и это место принято считать первым в Москве кабаком. Расцвет торговли продолжался и в XIX веке, когда купцы строили здесь каменные доходные дома в несколько этажей с магазинами и съёмными квартирами. Значительная часть дореволюционной застройки была снесена в связи со строительством в 1938 году Большого Москворецкого моста.

Улица Балчуг, 2 - административное здание (1997)

А что на этом месте было раньше? Доходный дом (1900, архитектор Евгений Опуховский). 1997-1998 гг.: https://pastvu.com/p/24447

Улица Балчуг, 7 - бизнес-центр «Балчуг Плаза» (2004)

А что на этом месте было раньше? Жилой дом, гостиница «Балчуг» («Бухарест»). 1988 год: https://pastvu.com/p/15929

Малый Москворецкий мост через Водоотводной канал (1937, архитектор Л.Шипман, инженер Г.Броверман)

Перед войной по Водоотводному каналу курсировали небольшие теплоходы - речные трамваи, затем акватория использовалась лишь служебными судами, очищающими русло, а прогулочное судоходство вернулось в наши дни с развитием туристического бизнеса.

Чугунный мост. 1882-1889 гг.: https://pastvu.com/p/12317

Чугунный мост. 1933 год: https://pastvu.com/p/7162

Чугунный мост через Водоотводный канал (1899, реконструкция 1966) соединяет улицу Балчуг с Пятницкой улицей, мы видим то ли четвёртую, то ли пятую версию моста на этом месте.

Пришли иные времена, а с ними и небывалые прежде развлечения для горожан: с 2008 по 2014 год в центре столицы проходили автомобильные шоу Moscow City Racing. В показательных выступлениях принимали участие автомобили нескольких гоночных серий и грузовики ралли-марафона «Дакар», мотогонщики, дрифтеры, каскадёры, а изюминкой проекта были демонстрационные заезды Формулы-1. Болиды пилотировали действующие пилоты ведущих команд мирового автоспорта Scuderia Ferrari, McLaren-Mercedes, Lotus F1 Team. В Москве выступали Дэвид Култхард, Дженсон Баттон, Джанкарло Физикелла, Льюис Хэмилтон и другие асы. Пресс-конференции проходили в отеле «Балчуг-Кемпински».

Трасса заездов видоизменялась, в последние сезоны паддоки располагались на Болотной площади, болиды стартовали с Болотной улицы, сворачивали на Большой Москворецкий мост, затем мчались вдоль Кремлёвской набережной и возвращались обратно. «Формулистические» покатушки вызывали ажиотажный интерес у москвичей: несмотря на жару, тысячи зрителей собирались вдоль трассы, чтобы раз в полчаса увидеть пронёсшийся мимо болид мощностью в 300 лошадей.

Эдди Джордан

Джанкарло Физикелла

Дженсон Баттон

Продолжение следует...

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.