evgechesnokov

Categories:

Водоотводный канал и ГЭС-2

17 июня 2020 года

Фотопроект «Город на память». 595А. Водоотводный канал, ГЭС-2, Дом на набережной

Редевелопмент на Водоотводном канале затронул не только промышленные предприятия «Красный Октябрь» и «Красные текстильщики», но и старинную электростанцию, предназначавшуюся для энергоснабжения первых трамвайных линий: после реконструкции ГЭС-2 в её корпусах планируется открыть музей современного искусства. Ещё более древние здания винно-соляных складов вообще не сохранились.

Мост через Водоотводный канал напротив храма Христа Спасителя стал второй очередью строительства Патриаршего моста через Москву-реку.

Строительство моста в 2007 году

Строительные работы в 2020 году связаны с реконструкцией Болотной набережной и ГЭС-2.

Вид с храма Христа Спасителя в сторону Водоотводного канала. 1867 год: https://pastvu.com/p/29643  На острове располагаются Винный и Соляной дворы. Но цивилизация наступает на Москву и старинные склады скоро уступят место Центральной электрической станции трамваев.

Городская центральная электрическая станция. 1910-1911 гг.: https://pastvu.com/p/728

Болотная набережная, 15к1 - главное здание ГЭС-2 (первая очередь 1907, вторая очередь 1910, архитектор В.Башкиров, инженер М.Поливанов). Электростанция строилась для энергоснабжения трамвайных линий (первый маршрут московского трамвая был проложен в 1899 году от Бутырской заставы до Петровского парка и вскоре новый вид транспорта стал вытеснять конку по всему городу).

Фасады ГЭС-2 решены в формах модерна с элементами декора в древнерусском стиле, вход в служебное отделение был украшен высокой часовой башней, а над зданием возвышались четыре 64-метровые кирпичные трубы (во время Великой Отечественной войны трубы могли служить ориентиром для немецких бомбардировщиков и их демонтировали в 1941 году). Электростанция состояла из машинного зала с двумя паровыми турбогенераторами «Броун-Бовери» и котельного отделения с восемью паровыми котлами «Фицнер-Гампер». К торцам машинного отделения пристроены два симметричных ризалита с подстанцией и служебными помещениями, под всем зданием находился подвальный этаж, а ещё ниже располагалась подземная галерея с инженерными коммуникациями. Железобетонный забор с подпорной стеной защищал станцию от весенних разливов воды. Помимо главного здания на территории ГЭС-2 были построены механические мастерские с лабораторией и двухэтажный склад материалов.

Зал газовых паровых котлов электростанции. 1907-1917 гг.: https://pastvu.com/p/30383

Паротурбинный электрический генератор. 1907 год: https://pastvu.com/p/96984

С началом Первой Мировой войны электростанция была вынуждена частично перейти на уголь, для чего пришлось переделать топки котлов, построить бункер для хранения угля и транспортёр подачи угля. Сырьё подвозили грузовыми трамваями по специально проложенной на станцию трамвайной ветке. После Октябрьской революции ГЭС-2 вошла в состав Московского объединения государственных электрических станций (МОГЭС), в 1931 году был построен новый комплекс распределительного устройства (снесён), а в 1938 году начался постепенный перевод всех котлов на мазутное топливо, поступающее по трубопроводу с ТЭЦ № 1. С пятидесятых годов ГЭС-2 перешла на использование природного газа, обеспечивала теплом центральные районы столицы и покрывала частичный дефицит мощности в электрических сетях этих районов. 

С 2015 года ГЭС-2 не эксплуатируется, оборудование демонтировано, а историческое здание частично снесено в рамках реконструкции и приспособления под музейное арт-пространство с выставочными залами, аудиториями, библиотекой, книжным магазином и кафе.

На переднем плане - сносимое здание, Берсеневская набережная, 16с5 - склады водочного завода Смирнова (1869-1874), ВНИИЭ, вычислительный центр.

Болотная набережная, 15к5 - тяговая подстанция общественного транспорта № 4 (1957) питает троллейбусные линии.

Граффити на трансформаторной подстанции посвящены Чемпионату мира по футболу.

Болотная набережная, 15с10, 15с11 - электрическая подстанция «Берсеневская» (2016) возведена на месте зданий Мосэнерго, среди которых был и последний, сохранявшийся в надстроенном виде, корпус старинного Винно-Соляного двора.

Подстанция «Берсеневская» введена в эксплуатацию в сентябре 2016 года в качестве замены подстанции ГЭС-2, в реконструируемых корпусах которой в будущем откроется музей современного искусства. Ещё на стадии проектирования было принято решение вписать «Берсеневскую» в окружающий ландшафт и это удалось — фасад индустриального здания оформлен в эстетике конструктивизма и не выбивается из исторической застройки. Все кабели подведены под землёй через коллекторы, снаружи нет каких-либо технических конструкций, так что ничто не мешает туристам любоваться панорамами Москвы.

«Берсеневская» обеспечивает энергией многочисленные объекты в центре Москвы, в том числе совсем новые — парк «Зарядье» и строящиеся жилые комплексы. Установленное на подстанции высокотехнологичное оборудование четырёх классов напряжения позволило не только в несколько раз сократить производственные площади, но и создать запас мощности на будущее.

Трансформатор — сердце подстанции, если коротко, трансформатор принимает большое напряжение, понижает и раздаёт потребителям.

КРУЭ — комплектное распределительное элегазовое устройство, его можно сравнить с мозгом подстанции. Это совокупность измерительных аппаратов, предназначенных для коммутации электрической цепи, распределения и контроля электроэнергии.

Система управления: автоматика регулировки напряжения, релейная защита и другие устройства.

Автоматизированное рабочее место — подстанция «Берсеневская» управляется всего одним дежурным сотрудником.

С крыши открываются красивые панорамы центра столицы.

Продолжение следует...

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.