evgechesnokov

Category:

Водоотводный канал и «Красный Октябрь»

15 июня 2020 года

Фотопроект «Город на память». 593. Водоотводный канал и «Красный Октябрь»

С 1937 года постоянный судоходный уровень воды в Москве-реке регулируется шлюзами Карамышевского гидроузла, сооружённого в рамках плана обводнения Москвы. А в старину река преподносила сюрпризы - летом пересыхала настолько, что её можно было перейти вброд, зато весной разливалась, затапливая центр города. Чтобы в половодье защитить дома и мосты, в 1783-1786 годах был прокопан четырёхкилометровый Водоотводный канал, забирающий излишки воды. На стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала в 1889 году началось строительство кондитерской фабрики Товарищества Эйнем (в советские годы - «Красный Октябрь»).

Поводом для прокладки Водоотводного канала стало наводнение 1783 года, повредившее опоры Всехсвятского Каменного моста, и для его ремонта потребовалось осушить участок. Впервые план устройства канала представили П.Кожин и Н.Легран в «Прожектированном плане» 1775 года, их масштабный проект на практике был реализован лишь частично. Русло канала проложено по старице Москвы-реки и начинается на болоте, осушенном в ходе строительных работ. Историческая местность с татарским названием Балчуг («балчык» - глина, грязь) превратилась в искусственный остров.

Бабьегородская плотина и Храм Христа Спасителя. 1890-1892 гг.: https://pastvu.com/p/7677  Собственно, плотина - это деревянные столбики вдали, а на переднем плане акватория яхт-клуба, огороженная плавучими заграждениями (бонами), вероятно, для того, чтобы лодки не подплывали к плотине.

Уровень воды регулировался Бабьегородской плотиной на Москве-реке (напротив нынешней фабрики «Красный Октябрь») и Краснохолмской плотиной со шлюзами в устье Водоотводного канала (возле Московского международного Дома музыки).

Водокачка у Бабьегородской плотины. 1925-1935 гг.: https://pastvu.com/p/325764

Стрелка в половодье. 1920-1928 гг.: https://pastvu.com/p/7956

Впрочем, гидротехническое сооружение не спасало от форс-мажорных обстоятельств: летом Водоотводный канал мог пересохнуть и тогда обнажалось зловонное дно с фабричными и фекальными отходами, а в апреле 1908 года произошло чудовищное пятидневное наводнение, затопившее пятую часть города.

В наши дни бывшая «канава» (как в старину, бывало, называли Водоотводный канал) превратилась в туристический объект с гранитными набережными, пешеходными мостами, плавающими фонтанами. В летний сезон по каналу ходят экскурсионные теплоходы, с борта которых открываются виды старой Москвы, стремительно исчезающей под натиском деловой застройки.

Памятник Петру I «В ознаменование 300-летия Российского флота» (1997, скульптор Зураб Церетели) - самая заметная достопримечательность на Водоотводном канале, высота сложного инженерного сооружения составляет 98 метров. Из московских памятников выше него только монумент Победы на Поклонной горе и монумент Покорителям космоса в Останкино. В техническом плане конструкция состоит из несущего каркаса, обвешанного бронзовыми деталями облицовки - этот пьедестал покоится на мощном железобетонном фундаменте. Корабль и фигура царя в готовом виде были водружены на постамент. На стадии проектирования макет памятника прошёл испытания в аэродинамической трубе.

Монтаж памятника Петру I. 1997 год: https://pastvu.com/p/945019

Композиционно монумент сильно напоминает другую работу Церетели - памятник Христофору Колумбу, созданный к юбилею открытия американского континента и предложенный скульптором для установки в США. Конспирологи даже видят костюм конкистадора на Петре и каравеллы на постаменте. Размеры Петра вкупе с неоднозначными художественными достоинствами вызвали протест горожан и после нескольких акций вандализма доступ к подножию памятника был перекрыт. Кстати, прежде в Москве памятников Петру не ставили: хотя царь здесь родился и провёл юношеские годы, он не забывал трагедию стрелецких бунтов, родной город недолюбливал и даже лишил столичного статуса.

Болотная набережная, 1с1 - Императорский Московский яхт-клуб любителей гребного и парусного спорта (1867), водный клуб ВЦСПС, гребная база «Стрелка». К 1911 году в яхт-клубе состояли 124 активных члена и насчитывалось около 40 гребных и парусных судов. Яхтсмены культивировали и другие виды спорта - плавание, стрельбу, фехтование, катание на буерах, лыжах и коньках. В ведение яхт-клуба также входили лесная станция с театральным фойе на Воробьевых горах, каток на Петровке, лыжная станция в Царицыно, мастерские по ремонту и изготовлению гребных судов.

Императорский Московский речной яхт-клуб. 1890-1910 гг.: https://pastvu.com/p/38495

Спортсменки на причале на фоне Водоотводного канала. 1920-1941 гг.: https://pastvu.com/p/289656

Гребцы на канале. 1938-1940 гг.: https://pastvu.com/p/886278

Гребной бассейн - тренажёр на «Стрелке». 1953 год: https://pastvu.com/p/523189

В советское время акватория Москвы-реки и Водоотводного канала во время навигации активно использовалась гребцами, а зимой можно было тренироваться в специальном гребном бассейне, который вместе с эллингами размещался в одноэтажном здании. В начале 1970-х годов в Крылатском построили современный Гребной канал и спортивная жизнь на «Стрелке» стала угасать. После закрытия гребной базы исторический особняк был отреставрирован и используется в коммерческих целях. Увидеть живую «Стрелку» можно в советском комедийном кинофильме про студентов-спортсменов «Королевская регата» (1966) с участием Валентина Смирнитского и Натальи Кустинской.

На стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала в XIX веке сложилась промышленная зона, в частности, в 1889 году товарищество «Эйнем» выкупило здесь первый участок под строительство крупной кондитерской фабрики. К тому времени основатель шоколадной империи уже ушёл из жизни, но его имя сохранялось в названии и стало популярным брендом.

Фабрика «Красный Октябрь», бывшая «Эйнем». 1993 год: https://pastvu.com/p/1010114

Немецкий предприниматель Фердинанд Теодор фон Эйнем начинал свою карьеру в Москве с производства пиленого сахара и открытия небольших кафе-кондитерских, а когда накопил капитал, решил основать серьёзное производство. Первую свою кондитерскую фабрику, поначалу небольшую, состоящую из одного трёхэтажного корпуса, Эйнем построил на Софийской набережной в 1867 году. Москвичи не были избалованы шоколадом, поэтому кондитерские изыски Эйнема, созданные из лучших сортов какао-бобов, пользовались большим спросом.

Дальнейшее развитие шоколадного бизнеса связано с именем Юлиуса Гейса, компаньона, выкупившего фабрику в 1875 году у Эйнема, который отошёл от дел по состоянию здоровья. Паевое «Товарищество паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений Эйнем» завоевало всероссийское и международное признание, получив право изображать на продукции Государственный герб Российское империи и завоевав награды на выставках в Антверпене и Париже. Фирменные магазины «Эйнем» торговали сладостями на Петровке, Маросейке и Арбате, на Мясницкой и Лубянке, на Театральной площади и в ГУМе.

Фабрика «Эйнем» во время наводнения. 1908 год: https://pastvu.com/p/250586  Вид со стороны Москвы-реки.

Фабрика «Эйнем» в засуху. 1910 год: https://pastvu.com/p/20786  Вид со стороны Водоотводного канала.

С началом Первой Мировой войны немцы-бизнесмены повели себя не слишком патриотично по отношению к своей исторической родине и поддержали Российскую империю, делая денежные пожертвования, открыв госпиталь для раненых и отправляя на фронт вагоны с печеньем. К тому времени производственный комплекс «Эйнем» состоял из 23 корпусов, оснащённых машинами новейшей конструкции, заменившими многие ручные процессы. На фабрике было занято 2800 человек, получавших самую высокую заработную плату в сравнении с другими московскими кондитерскими предприятиями. В кондитеры охотно шли крестьяне из подмосковных деревень, для них открылось общежитие на Берсеневке, а обедали трудящиеся в фабричной столовой.

В дореволюционном ассортименте значилось свыше 100 наименований сладкой продукции. Многие конфеты того времени стали классикой на все времена, к примеру, «Мишка косолапый» известен с 1896 года, а карамель «Дюшес» и «Барбарис» - с 1902 года. Кондитеры не забывали про стильную упаковку и рекламу: с товариществом «Эйнем» сотрудничали художники Бакст, Врубель, Билибин, Бенуа, композитор Карл Фельдман сочинял мелодии для рекламных кампаний, поэты писали стихи, прославляющие конфеты. В московское небо поднялся рекламный дирижабль «Эйнем». Гениальный маркетинговый ход был предпринят в 1914 году, когда в конфетные коробки стали вкладывать футуристические открытки из серии «Москва будущего». Несколько предыдущих серий посвящались истории и географии - войне с Наполеоном, 300-летию Дома Романовых, памятникам в России, картинам русских художников, истории бумаги, охоте в разных странах, экзотическим народам земного шара.

Фабрика «Красный Октябрь». 1973 год: https://pastvu.com/p/36116

После Октябрьской революции советская власть национализировала фабрику, переименовав в «Государственную кондитерскую фабрику № 1, бывшую Эйнем», а в 1922 году возникло привычное нескольким поколениям название «Красный Октябрь». С 2007 года носы горожан перестали обонять на стрелке приятный запах шоколада и ванили, потому что производство переместилось из центра на Красносельскую улицу, а исторические корпуса начали осваивать бизнес-центр и арт-кластер «Красный Октябрь».

Административно-производственные здания кондитерской фабрики «Эйнем» («Красный Октябрь») занимают всё пространство между Берсеневской набережной Москвы-реки -и Болотной набережной Водоотводного канала, это пять гектаров земли. Самые большие корпуса построены в 1905-1911 годах по проекту архитектора Александра Калмыкова.

Меланжер - агрегат, использовавшийся на фабрике для измельчения какао-бобов и орехов, изготовлен в 1960-х годах. Эта чугунная машина с жерновами из гранита весит две с половиной тонны.

Болотная набережная, 7с1 до и после реконструкции

В корпусах вдоль Болотной набережной располагались ночные клубы Roxy, GIPSY, RАЙ, Icon и Red.

Концерт Дианы Арбениной в клубе Red

Александр Кибовский на презентации проекта «Выход в город» в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».

Выставка-пристройство бездомных животных «Всем по котику» в Конфетном цехе. За один день новых ответственных хозяев обрели 103 усатых-полосатых обитателя приюта, котики разбирались со средней скоростью один пристроенный хвост за пять минут.

Певица Ёлка, попечитель фонда «Подарок судьбы»

Презентация сериала «Реальные пацаны» телекомпании ТНТ с участием актёров Николая Наумова, Зои Бербер, Марии Шекуновой.

Музыканты хардкор-группы «Zdob Si Zdub» Роман Ягупов и Михай Гынку готовили мамалыгу в молдавском ресторане «Ла Тайфас» на Берсеневской,4.

Центр фотографии имени братьев Люмьер

Фотовыставку «Власть и правда Александра Устинова» представила дочь фотографа Нинель Устинова.

Фотограф Игорь Стомахин после своей лекции «Хиппилэнд» в Центре фотографии имени братьев Люмьер.

Хозяйственные дворы фабрики украшены граффити.

Продолжение следует...

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.