evgechesnokov

Category:

Дмитровское шоссе. Нижние Лихоборы

11 июня 2020 года

Фотопроект «Город на память». 590. Дмитровское шоссе. Нижние Лихоборы

Деревня Нижние Лихоборы, известная с конца XVIII века, располагалась по обеим сторонам Дмитровского шоссе. В 1927 году Нижние Лихоборы вошли в состав Москвы с установлением границы города по речке Лихоборке, в то время в деревне проживали 382 жителя в 64 дворах. Столица проглотила Лихоборы, но переварила не сразу - последние деревенские дома и церквушку снесли в начале шестидесятых годов в связи с реконструкцией Дмитровского шоссе и застройкой окрестностей новым жильём. А самый примечательный квартал сложился в 1927-1931 годах - в четырёх краснокирпичных корпусах-общежитиях до сих пор проживают студенты Тимирязевской академии.

Студенческий городок Московской сельскохозяйственной академии имени Тимирязева и Московского института механизации и электрификации сельского хозяйства имени Молотова расположен по нечётной стороне шоссе вблизи Дмитровского путепровода. Несколько зданий студгородка достаточно современные, построены в 1975-1977 и 1994-1999 годах, а вот четыре конструктивистских краснокирпичных П-образных корпуса общежитий Тимирязевской академии признаны объектами культурного наследия, общежития № 1, № 2, № 3 возведены в 1932 году, общежитие № 4 - спустя два года. Спроектировал эти здания архитектор Евгений Шервинский. Архитектурный ансамбль дополнили социальные объекты - баня, прачечная, клуб и столовая.

Единственное оштукатуренное здание - Общежитие № 4 - выходит фасадом на Дмитровское шоссе.

Общежития МСХА на Лиственничной аллее. 1965 год: https://pastvu.com/p/69812

Общежития МСХА на Лиственничной аллее. 1936-1937 гг.: https://pastvu.com/p/107557

Лиственничная аллея, 14Б - котельная и баня (1932)

Лиственничная аллея, 12с2 - прачечная (1930)

Лиственничная аллея, 12с3 - клуб Сельскохозяйственной академии имени Тимирязева (1930)

Лиственничная аллея, 12с4 - студенческая столовая (1930)

Лиственничная аллея, 16Ак3 - Общежитие № 5 МГАУ им. Горячкина (1994)

Дмитровское шоссе, 47к1 - Общежитие № 1 Московского государственного университета природообустройства (1975)

Путепровод на Дмитровском шоссе. 1965 год: https://pastvu.com/p/678636 Здесь располагалась деревня Нижние Лихоборы, на фото справа виден один из последних старых домов.

Застройка квартала № 93. 1960 год: https://pastvu.com/p/94888  За путепроводом застройка чётной стороны Дмитровского шоссе началась в 1957 году, это кирпичные дома серии I-410 (САКБ)

Здесь стояли дома деревни Нижние Лихоборы.

Линейный проезд, 9 - школа № 699 построена по типовому проекту (1953).

Во дворе за жилыми домами в 1981 году была создана уникальная конструкция, принадлежащая Научно-исследовательскому институту строительной физики. Это Гелиоклиматрон - светотехнический купол диаметром 17 метров, внутри которого проводилось моделирование освещённости зданий.

Светотехнический купол НИИСФ. 1981-1991 гг.: https://pastvu.com/p/105477

3-й Нижнелихоборский проезд возле пересечения с Дмитровским шоссе. 1963 год: https://pastvu.com/p/766923 Проезд застроен в 1957 году кирпичными домами серии I-410(САКБ). На фото на переднем плане вертикальное строение довоенной трансформаторной подстанции.

3-й Нижнелихоборский проезд, 11 - жилой дом серии I-410(САКБ) (1957)

Дмитровское шоссе, 49к1 - однозальный кинотеатр «Комсомолец» (1964) в постсоветское время то превращался в торговую площадку, то стоял заброшенный, то вновь открывался после реконструкции.

Кинотеатр «Комсомолец». 1964 год: https://pastvu.com/p/1018730

Памятник комсомольцам времён Гражданской войны изображает красноармейца в будёновке.

Дмитровское шоссе, 53к1 - типовая двухэтажка для предприятий торговли или службы быта (1963) превратилась в дворец для гурманов. Прежде первый этаж занимала кулинария, а на втором находился пивной бар.

Дмитровское шоссе, 54к1 - жилой дом (1937). Единственное во всей округе многоэтажное здание, как гора возвышалось над избами деревни Нижние Лихоборы.

Дмитровское шоссе, 56 - административное здание (1953)

Дмитровский тоннель построен к 2013 году с целью разгрузить шоссе. Автомобилисты не поняли задумку градостроителей, ведь закрытая длина тоннеля составляет всего 112 метров и проходит под одним-единственным перекрёстком, зато процесс строительства сопровождался масштабными пробками. На тот момент считалось, что Северо-Западная хорда пройдёт по 3-му Нижнелихоборскому проезду, но сейчас эстакада хорды возводится севернее, за путепроводом МОЖД.

Путепровод Московской Окружной железной дороги над Дмитровским шоссе был реконструирован в связи с запуском электропоездов по МЦК, прилегающие участки возле речки Жабенки освобождены от стихийного стойбища маргинальных граждан.

Окрестности Московской Окружной железной дороги по традиции представляют собой промышленные зоны. Дорога открылась в 1908 году как раз с целью упростить доставку грузов на заводы и фабрики. Тогда это была индустриальная окраина Москвы, а сейчас на месте закрывающихся промпредприятий растут многоэтажные жилые комплексы. Но в промзоне № 48 «Дегунино-Лихоборы» многие предприятия ещё действующие: Автокомбинат № 3 и 7-й автобусный парк, обслуживающие городские автобусные маршруты, электродепо «Лихоборы», вторая территория Московского машиностроительного завода «Знамя» - производителя агрегатов для авиационной техники, Владыкинский машиностроительный завод, который с 1932 года изготавливал варочные котлы, бойлеры, компрессоры для пищевой промышленности, а затем сменил профиль на производство радиотехники и квантовой электроники. Среди закрывшихся предприятий - специализированная станция автосервиса автомобилей «Москвич» и комбинат спортивной обуви, эти здания используются под бизнес-центры.

3-й Нижнелихоборский проезд, 1 - Автокомбинат № 3. Как сообщает сайт www.mos.ru, «в Тимирязевском районе Москвы на месте промышленной территории предприятия ООО «Автокомбинат № 3» появятся 64 тысячи квадратных метров жилья, центр образования (дошкольное и начальное среднее образование) на 275 мест, детский сад на 150 мест. Здесь также построят многофункциональный общественный центр (с гостиницей на 575 номеров, офисными и торговыми помещениями, кинотеатром, объектами общественного питания и бытового обслуживания), подземный паркинг на 1468 машино-мест и храм. Проект комплексной реорганизации промзоны одобрила Градостроительно-земельная комиссия Москвы».

На участке от Савёловской железной дороги до соединительной ветки МОЖД планируется создать природный заказник «Долина реки Лихоборки», но пока русло Лихоборки грязное, а берега замусорены. На другом берегу находилась ещё одна деревня - Верхние Лихоборы, поглощённая Москвой в 1960 году.

Заброшенная автозаправочная станция (1996)

Продолжение следует...

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.