evgechesnokov

Categories:

Дмитровское шоссе. Сталинки

8 июня 2020 года

Фотопроект «Город на память». 588. Дмитровское шоссе. Сталинки

«Дмитровское шоссе. Здесь начинается дорога на Большую Волгу, связывающая столицу с научными центрами Дубны, со старыми русскими городами Яхромой, Талдомом, Дмитровом», - писала в 1972 году газета «За доблестный труд». Дорога эта действительно важная и старая, известна с XIV века, в разные эпохи была известна сначала как Дмитровка, затем как Угличская дорога, а нынешнее название получила в XIX веке. В границах Москвы на Дмитровском шоссе архитектурных древностей не сохранилось, зато история жилищного строительства в СССР представлена в полном объёме.

Дмитровский проезд, 4 - жилой дом Наркомпищепрома

Новый жилой дом Наркомпищепрома. 1939 год: https://pastvu.com/p/1007179

Дмитровское шоссе, 1к1 - жилой дом (1932)

Любопытная бытовая подробность: в 1930-е годы советские инженеры только приступили к разработке домашних холодильников массового производства, кстати, первый в СССР научный институт по холодильной технике находится чуть дальше по Дмитровке. А пока для хранения скоропортящихся продуктов жители бараков по старинке пользовались погребами, но в новых многоквартирных домах на кухне под окном вместо отопительной батареи была предусмотрена холодная ниша с полками и деревянными дверцами. Вероятно, кирпичная кладка в этом месте была тоньше, а в некоторых случаях один из кирпичей был особенный - с прорезями, позволяющими циркулировать свежему воздуху с улицы. Естественно, эта конструкция помогала лишь в холодное время года.

Довоенный элитный квартал составили ещё три жилых здания 1936-1937 годов по нынешнему Дмитровскому проезду, эти ведомственные дома были заселены командным составом РККА, профессурой, инженерами и служащими, сотрудниками газеты «Правды» и Наркомпищепрома.

Дмитровский проезд, 4к4 - жилой дом (1937)

Дмитровский проезд, 4к3 - жилой дом (1936)

Дмитровский проезд, 4к2 - жилой дом (2017) на месте сгоревшей сталинки

Дмитровский проезд, 4А

Дмитровское шоссе. 1949-1952 гг.: https://pastvu.com/p/31596  На снимке Дмитровское шоссе ещё извилистое и узкое, а по Дмитровскому проезду ходит трамвай. 

История этой трамвайной линии началась с запуска не электрического, а парового трамвая: в 1886 году Бельгийское общество конно-железных дорог открыло движение составов на паровой тяге от Бутырской заставы до Петровской сельхозакадемии. Первый вагон-локомотив тянул от двух до шести небольших вагончиков, по размерам и вместимости напоминающих вагоны нынешнего монорельса. Проект был экспериментальный, решал локальную задачу перевозки дачников и студентов и дальнейшего развития не получил. Ещё одна линия связала Калужскую заставу и Воробьёвы горы, а в 1922 году «паровичок» был вытеснен электрическим трамваем.

Дмитровское шоссе, мост Московско-Виндавской железной дороги и «паровичок». 1900-1902 гг.: https://pastvu.com/p/584545

Диспетчерская конечной трамвайной станции «Дмитровская»

Строительство «ВНИИнефть». 1950 год: https://pastvu.com/p/761694

Дмитровский проезд, 10 - Всесоюзный нефтяной научно-исследовательский институт основан в 1943 году для проведения исследований в области промысловой геологии и разработки нефтяных пластов. Здание «ВНИИнефть» на Дмитровке было построено в 1952 году, а спустя год введён в эксплуатацию жилой дом для сотрудников института. В это же время в коллектив нефтяников влились специалисты по разработке газовых месторождений. Можно не сомневаться, что в основе нынешних успехов топливно-энергетического комплекса лежит фундамент, заложенный советскими учёными «ВНИИнефти».

Дмитровский проезд, 8 - жилой дом сотрудников «ВНИИнефть» (1953)

Дмитровское шоссе, 2 - здание ЦНИИ Управления, экономики и информации Минатома, построено в конце 1970-х годов. Сейчас здесь базируется «Атомстройэкспорт», находящийся в ведении Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Декоративная композиция изображает модель атома в разрезе и перфоленту, применявшуюся в вычислительных машинах до изобретения дискеты.

Вид с моста на промзону № 11 «Огородный проезд» и трансформаторную электроподстанцию 1928 года.

Огороды между Дмитровским шоссе и улицей Руставели. 1960-1962 гг.: https://pastvu.com/p/53082

До восьмидесятых годов большую территорию между Дмитровским шоссе и улицей Яблочкова занимали яблоневые и грушевые сады, огороды местных жителей. Со временем частные плодоовощные участки оказались заброшены и в 2017 году здесь был разбит парк.

А мимо пролетают поезда...

Электропоезд ЭР2-927 на участке Тимирязевская - Москва-Бутырская. 1989 год: https://pastvu.com/p/8608

На протяжении двух с половиной километров по чётной стороне Дмитровского шоссе нет домов - вдоль автомагистрали проходят пути Савёловского направления Московской железной дороги.

Дмитровское шоссе, 5. 1941-1950 гг.: https://pastvu.com/p/80707

Сейчас с этой стороны здание полностью скрыто за деревьями.

Дмитровское шоссе, 5к1 - жилой дом (1941)

Сквер у дома Дмитровское шоссе, 5к1

Сквер у дома Дмитровское шоссе, 5. 1963 год: https://pastvu.com/p/63095

Дмитровское шоссе, 3к1 - жилой дом (1959)

Дмитровское шоссе, 5А - школьное здание

Дмитровское шоссе, 7к2 - жилой дом (1941)

Дмитровское шоссе, 9 - Центральный научно-исследовательский и проектный институт жилых и общественных зданий основан в 1949 году и разрабатывал строительные нормы и правила проектирования жилых зданий, создавал типовые проекты крупнопанельного строительства и проекты комплексной застройки новых жилых районов. Проекты ЦНИИЭПжилища реализованы в разных городах России от Москвы до Владивостока, а также в Югославии, Иране, Монголии, Чили и Афганистане.

Улица Костякова, 10 - жилой дом (1939) с кинотеатром «Искра»

Трамвайная остановка на улице Костякова называлась «Научный городок» а в народе местность прозвали Пышкин огород: неподалёку располагались сельхозугодья промышленников Пышкиных, на планах Москвы этот занятный топоним не замечен, но сохранился в памяти москвичей и на некоторых документах.

Дмитровское шоссе, 11 - Всесоюзный научно-исследовательский институт зерна и продуктов его переработки (1933)

Институт зерна, ВНИИЗ. 1940-1953 гг.: https://pastvu.com/p/14967

Дмитровское шоссе, 11А - типовое школьное здание - ПТУ, колледж сферы услуг № 10

Улица Костякова, 12с2 - Всесоюзный научно-исследовательский институт холодильной промышленности (1935). Строительство здания и монтаж холодильного оборудования проводились под руководством главного инженера института Ш.Кобулашвили. В главном корпусе находились служебные и лабораторные помещения, тридцать холодильных камер и шкафов, работающих в диапазоне температур от 0 до минус 60°С. Второй корпус занимали машинные залы с компрессорами и испытательными стендами. По соседству построили котельную и опытный завод по производству сухого льда.

Продолжение следует...

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.