evgechesnokov

Categories:

Театр Маяковского и ГИТИС

3 июня 2020 года

Фотопроект «Город на память». 587Б. Театр Маяковского и ГИТИС

Если от Театра Маяковского пройти ровно 250 метров по Малому Кисловскому переулку в сторону Арбата, окажемся у дверей особняка с богатой историей, в котором размещается ГИТИС, - кузница театральных талантов, крупнейший театральный вуз Европы.

Малый Кисловский переулок. 1925 год: https://pastvu.com/p/529273

Музыкально-драматическое училище. 1902 год: https://pastvu.com/p/335275

Малый Кисловский переулок, 6с1 - Российский институт театрального искусства (ГИТИС)

История этого старинного дома началась в XVIII веке, когда генерал-аншеф князь Михаил Волконский распорядился обустроить на Большой Никитской городскую усадьбу. В основе здания использован дворец 1720-х годов с остатками палат XVII века. Особняк менял владельцев, во времена одного из новых хозяев, купца Фридриха Ланга здесь размещались различные образовательные учреждения - Московская губернская гимназия, учебное заведение для молодых дворян, коммерческий клуб для чтения, занятия фехтованием, танцам и обучению навыкам стрелка.

После 1826 года в доходной жилой части дома снимали квартиры состоятельные господа, среди них известный польский поэт Адам Мицкевич и француз Амедей Декамп, преподававший литературу в Московском университете. Другие этажи занимала глазная больница и типография Августа Семена, в которой печатались почти все сочинения Пушкина, произведения Жуковского, Грибоедова, Баратынского.

В 1902 году, когда усадьбой владел представитель видной купеческой фамилии В.Солдатенков, здание арендовало Московское императорское филармоническое общество для своего Музыкально-драматического училища. Интересно, что в этих стенах в начале ХХ века впервые в России играли джаз. После Октябрьской революции училище было передано в ведение Наркомпроса и переименовано в Музыкально-драматический институт, Государственный институт музыкальной драмы, а с 1922 года - в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС). В честь одного из знаменитых выпускников училища - оперного певца Леонида Собинова - Малый Кисловский переулок в 1937 году стал называться Собиновским.

ГИТИС готовил музыкантов, композиторов, драматургов, оперных певцов, драматических актёров и режиссёров, на некоторое время превратившись в учебно-театральный комбинат («Теавуз»), объединяющий вуз, аспирантуру, техникум и рабфак. В 1937-1939 годах определились три основных факультета: актёрский, режиссёрский и театроведческий. Совет ГИТИСа тогда представлял собой созвездие самых известных мастеров сцены, в него входили Владимир Немирович-Данченко, Иван Москвин, Василий Качалов, Леонид Леонидов, Михаил Тарханов, Николай Хмелев, Александра Яблочкина, Борис Захава, Михаил Астангов, Ольга Пыжова, Соломон Михоэлс. В годы Великой Отечественной войны студенты и преподаватели ГИТИСа создали фронтовой театр для выступлений в воинских частях и госпиталях.

Сейчас в историческом главном здании базируются актёрский, режиссёрский, театроведческий и продюсерский факультеты, а балетмейстерский и факультеты эстрады, музыкального театра, сценографии работают в корпусах на Пушечной улице и на Земляном Валу. В Большом Гнездниковском переулке,10, в подвалах первого московского «тучереза», на основной сцене Учебного театра ГИТИС играются студенческие спектакли. Издательство «ГИТИС» выпускает учебники, учебные пособия, монографии, сборники статей по театральному искусству, а также ежеквартальный альманах «Театр. Живопись. Кино. Музыка».

Ректор ГИТИСа Григорий Заславский: «Выход студента на сцену перед зрителями — это тоже часть учебного процесса. И, кстати, ребята смогут зарабатывать не на стороне, продавая цветы в гриме Чарли Чаплина, как один из студентов, а получать гонорары за свой актёрский труд непосредственно на сцене. Мы и в кино отпускаем сниматься, потому что съёмка, например, в фильме Хабенского, это хорошая школа, главное, чтобы студенты не забывали про занятия в ГИТИСе».

Декан режиссёрского факультета ГИТИСа Владимир Байчер: «Студенты ГИТИСа ставят очень хорошие спектакли, но их невозможно долго сохранять в этих стенах, потому что идёт новый поток, сметающий созданное предшественниками, но лучшие постановки можно прокатывать на театральных площадках. Это плодотворная практика, когда возникает активная молодёжная движуха, полезная для театральной атмосферы».

Художественный руководитель мастерской ГИТИСа Александр Галибин

Студентка ГИТИСа и актриса в Театре Маяковского Ольга Пипченко

Новости ГИТИСа на официальном сайте: https://www.gitis.net


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.