evgechesnokov

Category:

От метро «Свиблово» в Институт пути

5 мая 2020 года

Фотопроект «Город на память». 578. От метро «Свиблово» в Институт пути

До 1978 года станция метро «ВДНХ» была конечной на севере Калужско-Рижской линии. Единственный вход-выход с тремя эскалаторами не справлялся с пассажиропотоком в час пик, а на поверхности горожане штурмовали наземный транспорт, следующий в сторону спальных районов - Свиблово, Бабушкино, Медведково и в область. Открытие участка «ВДНХ» — «Медведково» значительно улучшило транспортную доступность северных районов, которые и в наши дни продолжают застраиваться уже не за счёт пустырей, а на месте закрывающихся промышленных предприятий.

Станция метро «Свиблово», построенная для жителей одноимённого московского района, расположена довольно далеко от исторического села на реке Яузе, которым владел боярин и воевода Фёдор Свибло. Там сохранилась усадьба начала XVIII века, признанная памятником архитектуры, и старинный Троицкий храм, переданный Русской Православной Церкви. Само село было немноголюдным да и окрестные земли оставались пустынными, пока в 1960 году Свиблово не стало частью Москвы.

2-й Ботанический проезд, 6 - трёхэтажный жилой дом серии I-447С-1 (1961)

Лазоревый проезд, 13 - трёхэтажный жилой дом серии I-447С-1 (1961)

2-й Ботанический проезд, 8с1 - последний в районе двухэтажный жилой дом после пожара 2011 года до сих пор пребывает в аварийном состоянии.

Строительство домов по улице Седова. 1964 год: https://pastvu.com/p/12326

Точечная малоэтажная застройка соседствует с кварталами, которые возводились комплексно, а кинорежиссёр Леонид Гайдай успел запечатлеть процесс строительства на плёнку. 23-й микрорайон Свиблово начал застраиваться в 1964-1965 годах и сразу стал кинематографической натурой - здесь снимались некоторые сцены новеллы «Напарник» из гайдаевской комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Причём в одном и том же экранном эпизоде смонтированы то Свиблово, то стройплощадка в Одессе, а интерьеры внутри зданий сняты в павильоне на «Мосфильме».

Строительство домов по улице Седова. 1964 год: https://pastvu.com/p/288215

«Силой своего воображения представьте себе, какой замечательный жилмассив будет здесь создан. Только в нём одном будет установлено 740 газовых плит - то есть ровно в 740 раз больше, чем было во всём нашем городе до 1913 года. Наше строительно-монтажное управление построило такое количество жилой площади, которое равно одному такому городу, как Чита, десяти таким городам, как Хвалынск, или тридцати двум Крыжоплям».

Улица Седова, 5к2 - жилой дом (1965), в возведении которого поучаствовали студент Шурик (Александр Демьяненко), верзила Федя (Алексей Смирнов) и прораб Павел Степанович (Михаил Пуговкин).

Улица Седова, 3 - кирпичная восьмиэтажка (1964) - отсюда с крыши верзила и прораб осматривали панораму строящегося Свиблово.

Улица Седова, 7к2 - жилой дом (1964)

1-й Ботанический проезд, 2 - средняя школа № 297 (1959) тоже увековечена на киноплёнке: на территории школы снимались эпизоды фантастического кинофильма «Москва - Кассиопея» и несколько выпусков детского юмористического журнала «Ералаш».

Судя по схеме маршрутов городского транспорта 1965 года, для удовлетворения своих транспортных потребностей местным жителям поначалу хватало трёх автобусных маршрутов, проходящих через Свиблово, - 61, 97 и 151. Но спустя десяток лет район оказался застроен настолько плотно, что без метро нельзя было обойтись.

Строительство станции метро «Свиблово». 1976-1977 гг.: https://pastvu.com/p/410552

Станция «Свиблово» (1978, архитектор Римидалв Погребной) строилась открытым способом, она находится на глубине всего восьми метров и на платформу ведут лестничные марши, а не эскалаторы. Это типовая станция-«сороконожка», своды которой поддерживаются двумя рядами колонн. Над лестницами размещены смальтовые панно - «Сказание о полку Игореве» и «Девушки в народных одеждах», а путевые стены украшают фризы с 48 мозаичными изображениями, посвящёнными старинным русским городам.

Поэт Игорь Иртеньев в метро «Свиблово»

Кольская улица, 4 - электродепо ТЧ-10 «Свиблово» (1978) Московского метрополитена, которое обслуживает 37 маршрутов Калужско-Рижской линии. В нефах устроены 28 отстойно-ремонтных пролётов, в депо есть ремонтные участки, моечно-продувочная камера, мотодепо, тягово-понизительная подстанция.

Кварцевание вагонов и влажная дезинфицирующая уборка в депо «Свиблово»

Строительство станции метро Свиблово и пути Бескудниковской соединительной ветки. 1976-1977 гг.: https://pastvu.com/p/410548  На снимке котлован метротрассы ведёт на север в сторону Медведково, а перпендикулярно ему ещё лежат рельсы ветки Бескудниково-Лосиноостровская.

Бескудниковская ветка изначально была частью железнодорожной линии от Москвы на Савёлово, которая строилась в конце XIX века по инициативе Саввы Мамонтова, акционера и директора общества Московско-Ярославской железной дороги и известного мецената. Движение по ней открылось в 1900 году, причём поезда поначалу следовали от Ярославского вокзала, сворачивали перед Лосиноостровской по соединительной ветке в Бескудниково, где выходили на Савёловское направление.

Спустя два года открылся Савёловский вокзал и стал обслуживать основное направление, а в 1908 году была введена в эксплуатацию Московская Окружная железная дорога, поэтому ветка между станциями Лосиноостровская и Бескудниково потеряла былое значение и оказалось маловостребованной. Её второе рождение состоялось в 1930-е годы, когда открылся Институт пути (ЦНИИС) и на ветке стали проводить испытания новых поездов. В частности, здесь обкатывали первые советские пригородные электрички, а мост через Яузу оборудовали датчиками предельной нагрузки.

К 1955 году Бескудниковская ветка была электрифицирована на всех участках и началось регулярное пассажирское движение по маршруту Лосиноостровская — Дзержинская — Институт пути — Отрадное — Слободка — Бескудниково. По ветке курсировали четырёхвагонные, а иногда и шестивагонные электропоезда, а также перевозились грузы, в том числе по ответвлению в Ватутинскую промзону и по ответвлению в сторону ВСХВ (ВДНХ). Так как ветка была однопутной, на ней, как правило, в челночном режиме работал один поезд.

С развитием сети наземного общественного транспорта и продлением Калужско-Рижского радиуса метрополитена отпала надобность в Бескудниковской железнодорожной ветке, которая пересекала городские улицы, создавая ненужные сложности на переездах. Первым закрытым участком оказался перегон Лосиноостровская-Дзержинская. По причине плохого состояния путей электрички стали двигаться очень медленно, а к 1987 году движение вовсе прекратилось по всему маршруту. На месте демонтированных путей выросли жилые кварталы и лишь мост через Яузу напоминает о железной дороге дореволюционной постройки.

Сохранившаяся опора подвески контактной сети на улице Декабристов стала частью краеведческого уголка, посвящённого Бескудниковской ветке.

Моторвагонная секция Ср-3 на Экспериментальном кольце в Щербинке - такие составы эксплуатировались на Бескудниковской ветке.

Головной вагон ЭР-22 на Экспериментальном кольце в Щербинке

Платформа Дзержинская. 1962 год: https://pastvu.com/p/30416

Платформа Дзержинская располагалась почти на пересечении с Енисейской улицей. К 2007 году от железнодорожной диковины не осталось и следа, но неподалёку появилась новая достопримечательность - сквер «Знаки зодиака» с двенадцатью зодиакальными фигурами работы московского скульптора Андрея Асерьянца. Долгое время на этом участке располагались дачи с фруктовыми садами, впоследствии снесённые для строительства многоэтажек.

Берингов проезд, 1к1 - храм-часовня священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого (2009), вдоль многоэтажки проходила Бескудниковская железнодорожная ветка.

Площадь возле метро «Свиблово» появилась на месте фруктового сада пятидесятых годов. 1992 год: https://pastvu.com/p/1001519

Кольская улица, 2 - Институт повышения квалификации руководящих работников Министерства химической промышленности СССР (1979), гостиница «Свиблово», позднее - Академия экономической безопасности МВД России. Фасад административного корпуса института украшен символическими рисунками, характерными для архитектуры советского модернизма 1970-1980-х годов. Обычно на них изображается советская символика и знаковые достижения советского народа. Панно института на Кольской улице не такое простое: по мнению блогеров Живого журнала, попытавшихся расшифровать замысел художников, на фасаде изображена цепная ядерная реакция, стихии Земли, Воды, Воздуха и Огня, животные с разных континентов. В целом, это некое «древо жизни или магическая руна вечной жизни». Когда здание оказалось в ведении МВД, правоохранители предпочли закрыть рисунок непонятного содержания баннером.

Кольская улица, 8с1 - производственное здание. Кольская улица проходит через промзону № 52а «Свиблово», некоторые заводские корпуса украшены мозаикой или декоративными элементами.

Кольская улица. 1956-1963 гг.: https://pastvu.com/p/1012656

Кольская улица, 12с1 - Управление механизации отделочных работ (1968)

Кольская улица, 12с2 - производственное здание (1960)

Кольская улица, 12с4 - производственное здание (1968)

Градообразующим предприятием в Свиблово стал основанный в 1935 году Научно-исследовательский институт путей и строительства НКПС СССР (Институт пути), специализирующийся на проектировании и испытании мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей и гидротехнических сооружений. Участок Бескудниковской железнодорожной ветки превратился в экспериментальный полигон, а близость к Яузе позволила обустроить испытательный комплекс гидролаборатории, для которой даже был выкопан большой водоём (ныне - Кольский пруд).

Научно-исследовательский институт транспортного строительства и в наши дни продолжает работать над проектированием различных сооружений. Среди недавних разработок ЦНИИС - Живописный мост в Крылатском, Парящий мост в парке Зарядье, стадион «Зенит-Арена» в Санкт-Петербурге и другие сложные объекты. Впрочем, территория института за последние десятилетия уменьшилась в несколько раз: на месте испытательного коплекса в Игарском проезде в девяностые вырос квартал жилых домов, по трассе Бескудниковской ветки построены гаражные кооперативы.

Строительство главного здания Института пути. 1929-1930 гг.: https://pastvu.com/p/40991

Игарский проезд, 2 - главный корпус ЦНИИС (1934)

Памятник Сталину на площади перед главным корпусом. 1940-1960 гг.: https://pastvu.com/p/317463

Ивовая улица, 2 - лабораторный корпус ЦНИИС (1956)

Ивовая улица, 1 - клуб Института пути (1934), внешний вид здания сильно изменился после реконструкции.

Игарский проезд, 9 - отделение путевого хозяйства (1934)

Кольская улица, 7с1 - лаборатория контактной сети

Прилегающий производственный участок уже снесён и расчищен под новую застройку.

Лаборатории и испытательный участок. 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/40989  Вдали виден железнодорожный мост через Яузу - единственное сохранившееся сооружение Бескудниковской ветки.

Игарский проезд возле моста застроен в 1997-2002 годах.

Считается, что во времена строительства Института пути трассу несколько изменили, мост передвинули, но сама ферма моста сохраняется с 1900 года, когда была построена соединительная ветка между Ярославским и Савёловским направлениями.

Электропоезд ЭР2 у моста через Яузу. 1982 год: https://pastvu.com/p/13343

Пришедший в аварийное состояние мост был реконструирован и теперь используется в качестве пешеходного.

Станция Институт пути. 1978 год: https://pastvu.com/p/13342

Производственные мощности концентрировались вдоль проезда Русанова и Игарского проезда, а ближе к Яузе вырос городок для сотрудников, который так и назвали - Институт пути. Рабочий посёлок представляет собой пример комплексной малоэтажной застройки 1930-1950-х годов с больницей, детским садом и школой. Через Институт пути проходят три улицы - Просвещения, Ивовая, Вересковая.

Школа № 121 в Институте пути. 1960 год: https://pastvu.com/p/67841  В школьном здании позднее размещались кожвендиспансер, приёмник для беспризорников, детская больница.

Ивовая улица, 3 - школьное здание (1950)

Тенистый проезд, 8с1 - школа № 1138 (1963)

Вересковая улица, 6 - бани (1936), сейчас - сауна-бар «Гусарский дворик»

Жилые дома Института пути на Вересковой улице


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.