evgechesnokov

Category:

МХАТ имени Горького

1 мая 2020 года

Фотопроект «Город на память». 574. МХАТ имени Горького

Основанный Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко в далёком 1898 году, Московский Художественный академический театр в период развитого социализма стал одним из главных культурных учреждений СССР, ставил много хороших и разных спектаклей, в его афише шедевры русской и мировой классики благополучно уживалась с идеологически правильной драматургией соцреализма. Тем неожиданней оказался раскол, приключившийся в 1987 году в труппе обласканного властями театра.

Станиславский и Немирович-Данченко в Камергерском переулке

Мхатовские легенды

Считается, что главной причиной конфликта стали экономические перестроечные нововведения, когда переход на хозрасчёт сулил более высокую зарплату за счёт большего количества сыгранных спектаклей.

Художественный руководитель МХАТ Олег Ефремов рискнул разворошить «террариум единомышленников» и предложил распределить труппу по двум сценическим площадкам. Бурные прения на собраниях коллектива завершились разделом МХАТ на два самостоятельных театра - Олег Ефремов со своими сторонниками остался в Камергерском переулке, а консервативная часть труппы, возглавляемая Татьяной Дорониной, обосновалась на Тверском бульваре. В среде театралов возникли прозвища - «мужской МХАТ» и «женский МХАТ». А официально ефремовский театр стал называться МХАТ имени Чехова, а доронинский - МХАТ имени Горького.

Случившаяся история печальна, но не трагична, в конце концов зрители получили сразу два театра - каждый со своим стилем и репертуаром, один - новаторский, а другой - классический. Вот жаль, что антагонистами стали два талантливых человека - Ефремов и Доронина, столь органично смотревшиеся когда-то в главных ролях мелодрамы «Три тополя на Плющихе».

МХАТ имени Горького считает себя правопреемником Московского Художественного театра, свой путь после раздела определяет как «возвращение к Станиславскому», хотя и не отрекается от традиций, сложившихся в советскую эпоху. Формально театр открылся в 1987 году пьесой «На дне». В его репертуаре представлены спектакли разнообразных жанров, от комедий до драматических постановок по произведениям классиков мировой и русской литературы — Уильяма Шекспира, Бернарда Шоу, Александра Островского, Антона Чехова, Максима Горького, Михаила Булгакова, современных драматургов.

А что было на месте нынешнего модернистского здания на Тверском бульваре во времена Станиславского и Немировича-Данченко?

Тверской бульвар зимой. 1904-1905 гг.: https://pastvu.com/p/27015

Панорама Тверского бульвара с крыши «тучереза» Нирнзее. 1915-1917 гг.: https://pastvu.com/p/16388  

Чётная сторона бульвара представляла собой вереницу особняков и городских усадеб, среди которых двухэтажный дом генерала от кавалерии Андрея Кологривова выделялся совершенством пропорций и нарядным фасадом. Не исключено, что построил здание в 1823 году известный архитектор Доменико Жилярди. Есть предположение, что именно здесь Александр Пушкин во время бала, что давал танцмейстер Пётр Йогель, с первого взгляда влюбился в юную Наталью Гончарову. 

Но уже в 1830 году музыка стихла, потому что особняк был выкуплен городской думой под канцелярию московского обер-полицмейстера, который и сам проживал здесь во время пребывания на этой должности. За несколько десятилетий обер-полицмейстеров сменилось немало.

Дом градоначальника на Тверском бульваре. 1913-1914 гг.: https://pastvu.com/p/5913  В подписи нет противоречия с вышесказанным: с 1905 года после упразднения должности обер-полицмейстера его обязанности перешли к градоначальнику, а заодно и особняк.

В первые годы советской власти в нём размещались различные городские службы и губернский суд, а в 1935 году особняк был снесён, чтобы на этом месте выстроить здание для музыкального театра Владимира Немировича-Данченко с залом на 1500 мест. Вероятно, строительство прервала война, а после проект был пересмотрен, поэтому руины сценической коробки оказались заброшены на десятилетия. Переделывать этот долгострой посчитали нецелесообразным и разрушили несколькими взрывами.

Тверской бульвар. 1961 год: https://pastvu.com/p/61865 Фотографа в первую очередь заинтересовали игроки в шашки, а на заднем плане оказалось недостроенное театральное здание.

МХАТ. 1973-1975 гг.: https://pastvu.com/p/578816 Внешне театральное здание выглядит чуждым и архитектурно не связанным с окружающей застройкой Тверского бульвара.

Тверской бульвар, 22 - театральное здание было построено в 1972 году по проекту архитектора Владимира Кубасова, который предусмотрел зал на 1345 мест, просторные фойе, небольшие залы для занятий, уютные уголки для отдыха посетителей. Над проектом также работали архитекторы А.Моргулис, В.Ульяшов, инженеры А.Цикунов и Ю.Маневич, скульпторы А.Васнецов и Ю.Тургенев.

Атмосфера торжественности возникает в интерьерах, отделанных деревом, камнем, бронзой. Здесь всё выдержано в тонах, характерных для старого здания МХАТ. Деревом облицованы не только стены фойе, но и весь зрительный зал, колонны и даже лифтовые двери. За минувшие десятилетия интерьеры залов и фойе принципиально не менялись — сохранилась мебель и малые архитектурные формы, изготовленные специально для МХАТ.

Зрительный зал МХАТ. 1974 год: https://pastvu.com/p/111538

В декабре 2018 года в МХАТ имени Горького произошли кадровые перестановки — на место художественного руководителя театра вместо Татьяны Дорониной был назначен режиссёр и педагог Эдуард Бояков. У нового руководства большие планы, театр уже выпустил несколько премьер: «Леди Гамильтон», «Последний срок», «Последний герой», «Снежная королева», «Парикмахерша», восстановлена «Синяя птица» в версии Станиславского, поставлены 12 поэтических спектаклей. В ближайшем будущем Эдуард Бояков планирует сделать ставку на спектакли по произведениям современных драматургов, в том числе молодых и пока не слишком известных.

Больше 100 лет на сцене МХАТ идёт спектакль «Синяя птица». С 1908 года придуманные Морисом Метерлинком дети Тильтиль и Митиль отправляются в путешествие за приносящей счастье птицей цвета ультрамарин. Менялись поколения актёров и зрителей, менялись костюмы и декорации да и акценты в спектакле сейчас расставлены иначе, чем было задумано создателями спектакля — Константином Станиславским, Леопольдом Сулержицким и Владимиром Егоровым.

На фото: рабочие моменты репетиции обновлённой версии «Синей птицы»

В феврале 2020 года состоялась премьера восстановленного спектакля «Три сестры» по пьесе Антона Чехова в постановке Владимира Немировича-Данченко 1940 года. Театроведы называют «Три сестры» лучшим спектаклем советского МХАТ, оказавшим огромное влияние на все последующее поколение режиссеров. Это особая страница в истории советского театра.

Накануне премьеры актрисы вживались в образ, музицировали в квартире Немировича-Данченко в Глинищевском переулке и варили варенье по чеховским рецептам.

Ещё одна премьера високосно-карантинного года - детский кино-мюзикл «Золото» в постановке Антона Адасинского. Главные герои постановки – ноты, запертые злым учителем в тесной бочке, которые вынуждены издавать какофонию вместо мелодичных звуков. Единственный выход – бежать и во что бы то ни стало вернуть золотой век гармонии!

На фото: Антон Адасинский на репетиции с юными актёрами


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.