evgechesnokov

Categories:

Московское такси. Часть 2

1 февраля 2020 года

Фотопроект «Город на память». 550Б. Московское такси

Одновременно с запуском производства ГАЗ-21 конструкторы начали размышлять над следующей моделью «Волги», но работы затянулись на десять лет и лишь в 1970 году легковой автомобиль ГАЗ-24 с принципиально новым дизайном кузова заменил предшественника на конвейере. Для работы в такси были созданы две модификации - седан ГАЗ-24-01 и пятидверный универсал ГАЗ-24-04. Москвичи теперь узнавали такси не по «красной шапочке», а по светло-салатовому цвету кузова.

Такси ГАЗ-24. 1978-1981 гг.: https://pastvu.com/p/85316

Такси ГАЗ-24-04 «Волга» с кузовом универсал. 1981-1985 гг.: https://pastvu.com/p/7369

К Олимпиаде-80 машины стали массово перекрашивать в жёлтый цвет, вероятно, ожидая наплыва американских туристов, привыкших к своему Yellow Cab. На самом деле, жёлтый не является каким-то общепринятым в мире цветом окраски таксомоторов, в разных странах такси может быть белым, кремовым, красным, синим или чёрным. А вот колпак с подсветкой на крыше - действительно обязательный атрибут такси в любой стране.

Основанная в 1968 году компания «Мосавтолегтранс» объединила все таксопарки и комбинаты легкового транспорта, централизованно осуществляя техобслуживание и ремонт машин, создавая стоянки, координируя работу диспетчерских. К восьмидесятым годам пассажиров обслуживали почти 19 000 автомобилей такси.

Таксомоторный парк № 1 в Графском переулке. 1948-1955 гг.: https://pastvu.com/p/391134

Таксомоторный парк № 3 на улице Вавилова

Таксомоторный парк № 5 на Краснохолмской набережной

Таксомоторный парк № 13 в переулке Добролюбова

Но с распадом СССР на рынке такси воцарился хаос, государственные автопарки вместе с машинами были распроданы и пассажиров стали перевозить частные компании и водители-«бомбилы». Сервис заказа такси по телефону работал неторопливо, стоимость проезда определялась по взаимной договорённости, а не по счётчику, машины были старые. Таксисты могли стать жертвами рэкетиров-вымогателей да и сами не гнушались участвовать в криминальном бизнесе.

В 2011 году Департамент транспорта Москвы приступил к созданию сектора легального такси, только за один этот год было выдано около 17 000 разрешений на осуществление таксомоторной деятельности, утверждён регламент по осуществлению контроля за перевозками. 2012 год оказался переломным по вытеснению с городских улиц таксистов-нелегалов, многие из которых предпочли выйти из тени и стать индивидуальными предпринимателями.

Мэр Москвы Сергей Собянин заявил: «Мы будем продолжать работать над тем, чтобы такси чувствовало себя всё более и более комфортно. Это означает — будем выделять стоянки для машин, наводить порядок возле железнодорожных и авиационных вокзалов, давать возможность проезда по выделенным полосам для общественного транспорта, способствовать покупке новых машин. Сегодня по количеству машин такси мы вышли на уровень Нью-Йорка. В целях поддержки легального предпринимательства упростилась процедура выдачи разрешений на таксомоторные перевозки, производятся выплаты субсидий на возмещение части затрат по оплате аренды машин, а для повышения уровня подготовки таксистов на базе учебного комбината ГУП «Мосгортранс» организованы учебные курсы».

По мнению аналитиков, в топ автомобилей московского такси входят преимущественно иностранные модели Ford Focus, Ford Mondeo, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, Kia Rio, Renault Logan, Skoda Octavia, Nissan Almera, Chevrolet Lacetti, а также отечественная Lada Granta. Как информирует Департамент транспорта, в таксомоторной отрасли в Москве заняты более 80 000 работников, 890 000 пассажиров в сутки пользуются услугами такси, средний чек составляет 464 рубля, среднее время ожидания подачи машины - 5 минут.

Согласно стандарту московского такси все автомобили имеют жёлтый цвет кузова, шашечный пояс, опознавательный фонарь, а у водителя есть официальное разрешение на работу, подтверждённое визитной карточкой с фотографией.

Маршрутное такси появилось в 1930-е годы и было призвано разгрузить наиболее востребованные направления, в первую очередь железнодорожные вокзалы. Перевозка пассажиров осуществлялась на бортовых грузовиках ГАЗ со скамейками в кузовах, а в центре города курсировали лимузины ЗиС-101. Во время Великой Отечественной войны сервис не работал, а после победы возродился - в качестве «маршруток» использовались всё те же грузовики-«полуторки» и расконсервированные ЗиСы.

Маршрутное такси. 1947 год: https://pastvu.com/p/99101

Маршрутное такси РАФ-977 на ночном маршруте. 1964 год: https://pastvu.com/p/83885

В 1959 году на Рижской автобусной фабрике развернулось серийное производство десятиместных микроавтобусов РАФ-977 «Латвия», которые поставлялись и в Москву. Проезд в маршрутном такси стоил 15-20 копеек, дороже, чем в автобусе, зато пассажиры ехали в комфортных условиях. В 1976 году появилась новая версия микроавтобуса - РАФ-2203. «Рафики» компенсировали нехватку рейсовых автобусов на загруженных маршрутах - курсировали по крупным городским магистралям, между большими универмагами и вокзалами. Особенностью «маршруток» была возможность остановки микроавтобуса для посадки и высадки пассажиров вне остановочных пунктов.

Маршрутное такси РАФ-2203. 1977 год: https://pastvu.com/p/11337

Служба маршрутного такси относительно спокойно совершила переход от плановой советской экономики к рыночным отношениям: частные предприниматели приватизировали гаражи и закупили микроавтобусы ГАЗ-3221 «ГАЗель», серийное производство которых началось в 1996 году. Машина была рассчитана на перевозку 13 пассажиров и оборудована широкой сдвижной дверью. В Москве лидирующие позиции заняла компания «Автолайн», начинавшая с советских «рафиков», а к 2006 году её парк состоял из 2000 собственных и 700 арендованных микроавтобусов, включая Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter и другие качественные иномарки.

В целом «маршрутки» были очень востребованы в столице, но вот уровень обслуживания оставлял желать лучшего - частные перевозчики в погоне за прибылью выпускали на линию разбитые «ГАЗели» с лихими восточными водителями. В 2015 году городские власти начали поэтапное реформирование службы, переводя коммерческих перевозчиков на государственные контракты. В ходе реформы компании прошли переаттестацию, кардинально обновили подвижной состав, который теперь выкрашен в синий цвет, - единый цвет всего наземного городского транспорта в Москве. В 2016 году работа старых маршруток по нерегулируемым тарифам оказалась вне закона - оплата проезда теперь осуществляется без участия водителя посредством валидации транспортных и социальных карт.

В 1946 году сошли с конвейера первые автомобили ГАЗ-51, которые в Москве стали эксплуатироваться в качестве грузовых такси. Спустя десять лет началось серийное производство моделей грузового такси ГАЗ-51Т и грузопассажирского такси ГАЗ-51Р, отличавшегося откидными скамейками в кузове, калиткой в заднем борту и лесенкой. Внешне это были обычные бортовые грузовики с брезентовым верхом, только на дверцы кабины наносились опознавательные шашечки. Услуги грузоперевозок оказались очень востребованы новосёлами, переезжавшими в новые квартиры в панельных пятиэтажках, и дачниками.

Грузовое такси Мострансагентства. 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/31288

Преемниками старого «газона» стали ГАЗ-52 и ГАЗ-53, производившиеся в Горьком с 1961 по 1993 год. Специально для службы грузового такси была создана модификация с просторным цельнометаллическим кузовом.

Таксисты вошли в историю массовой культуры, став персонажами кинофильмов и героями анекдотов. В мировом кинематографе баранку такси крутили Олег Ефремов, Аркадий Райкин, Анатолий Папанов, Роберт де Ниро, Брюс Уиллис, Сами Насэри, Вайнона Райдер, Мел Гибсон, Джеки Чан, Дуэйн Джонсон. 

На фото: клоун Дэвид Ларибле в роли пассажира такси в Большом Московском цирке.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.