evgechesnokov

Categories:

Московское такси. Часть 1

1 февраля 2020 года

Фотопроект «Город на память». 550А. Московское такси

Днём рождения московского такси принято считать 4 октября 1907 года. На следующий день газета «Голос Москвы» опубликовала заметку: «Вчера в Москве появился первый извозчик на автомобиле. Какой-то шофёр привесил к своему небольшому «Ольдс-мобилю» плакат «Извозчик, такса по соглашению». Он разъезжал по улицам, останавливался на углах и, по-видимому, не мог пожаловаться на отсутствие седоков». Но это не точно. Первыми таксистами можно назвать и извозчиков, чьи брички и пролётки оснащались таксомерами (таксометрами), а пассажиры оплачивали свой проезд по показаниям этого прибора.

«Железный конь идёт на смену крестьянской лошадке», - сказал банальную вещь пассажир таксомотора «Антилопа-Гну» Остап Бендер: действие романа «Золотой телёнок» происходит в 1920-е годы, когда преимущество автомобильного транспорта перед гужевым стало очевидным. К примеру, ещё в 1924 году таксомоторный парк столицы пополнился 200 новыми машинами «Рено» и «Фиат». А вот в самом первом московском гараже на Старой Басманной улице, построенном «Товариществом автомобильного передвижения» в 1908 году, стояло всего четыре автомобиля. Но спрос на услуги такси был велик и предприниматели быстро заполняли эту нишу, открывая новые конторы и закупая автомобили.

Ещё до революции появилась диспетчерская служба заказа такси по телефону, вышли на линию моторные омнибусы - предшественники маршрутного такси, а также были определены правила «О легковом автомобильно-извозном промысле», сформулировавшие обязанности таксиста. Контроль за соблюдением правил был необходим, так как во все времена среди «моторных извозчиков» находились ловчилы, норовящие что-то подкрутить в счётчике-таксометре в свою пользу. Кстати, таксометры поначалу были двух типов - отсчитывающие расстояние или фиксирующие время в пути.

Во время Первой Мировой войны лучшие машины были мобилизованы в автомобильные роты, но служба такси худо-бедно продолжала работать до середины 1918 года. Советская власть национализировала землю, фабрики и заводы, а также частный автотранспорт, окончательно добив индустрию моторных перевозок. Извозчики воспряли духом, но ненадолго - жёсткая доктрина «военного коммунизма» в 1921 году сменилась Новой экономической политикой, призванной выманить припрятанные эксплуататорами денежные средства, вернуть частное предпринимательство и рыночные отношения. Рынок автопроката отреагировал сразу, но воспользоваться услугами такси могли лишь люди обеспеченные.

Автомобиль «Рено» с таксометром. 1934-1935 гг.: https://pastvu.com/p/4167

В 1924 году Моссовет обратил внимание на плачевное состояние общественного транспорта и стал развивать не только трамвай и автобус, но и службу такси. Спустя год из ворот гаража во 2-ом Дьяковском переулке выехали первые государственные таксомоторы «Рено» с кузовом чёрного цвета и жёлтой полосой на борту, составившие серьёзную конкуренцию частному извозу. Французские машины отличались скошенным капотом и получили прозвище «утюг».

Такси «Рено» и «Штойр». 1925-1930 гг.: https://pastvu.com/p/852733

В 1929 году столичный таксопарк обновился американскими седанами «Форд-А», которые со временем стали заменяться лицензионной версией «Форда» под нашим названием ГАЗ-А, собранной из заграничных комплектующих на новом автомобильном заводе в Нижнем Новгороде. Машины были выкрашены в синий цвет с бежевой крышей, оснащались таксометрами и флажками «Свободен-Занят».

Первое отечественное такси ГАЗ-А. 1934-1936 гг.: https://pastvu.com/p/24802

В многолюдных местах были оборудованы стоянки для ожидания, на которых выстраивались очереди горожан, желающих воспользоваться такси, но в 1930-е годы нехватка легковых автомобилей продолжала тормозить развитие извоза по тарифу. 

Перед войной самым массовым автомобилем в Москве стал ГАЗ-М1 «Эмка», в качестве таксомоторов стали использоваться и представительские семиместные машины ЗиС-101 с кузовами лимузин и фаэтон, причём тариф за проезд в комфортабельном ЗиСе был выше, чем в «Эмке». К концу тридцатых годов в городе насчитывалось 3500 таксомоторов и для удобства горожан ещё в 1934 году возобновил работу сервис заказа машины по телефону.

Во время Великой Отечественной войны «Эмки» массово отправлялись на фронт, а громоздкие и прожорливые ЗиСы остались на хранении в таксопарках или были вывезены в эвакуацию. Формально такси в Москве существовало, но немногочисленные оставшиеся машины использовались по заказам предприятий, например, в службе инкассации. Кстати, автомобили с шашечками и в последующие десятилетия привлекались для перевозки денег из магазинов в банки, а инкассаторские фургоны-броневики появились гораздо позднее.

Такси «Победа». 1948 год: https://pastvu.com/p/77841

Наступило мирное время и по московским улицам вновь зашуршали шинами сотни таксомоторов. Таксопарки укомплектовывались новенькими ГАЗ М-20 «Победа», вместительными лимузинами ЗиС-110 (Завод имени Сталина в Москве) и ЗиМ ГАЗ-12 (Завод имени Молотова в Горьком). Водители лимузинов привлекались также для обслуживания делегатов съездов КПСС и сессий Верховного Совета СССР, участников международных конференций и совещаний.

ЗиС-110

Такси ЗиС-110. 1953 год: https://pastvu.com/p/110887

Автомобиль ЗиМ

Помимо радикального обновления подвижного состава таксопарки приготовили пассажирам ещё несколько новшеств. Впервые на борта машин стал наноситься опознавательный знак - «шашечный пояс», который в 1958 году трансформировался в логотип на передней дверце - несколько шашечек и буква «Т» в круге. Тогда же на ветровом стекле зажёгся первый зелёный огонёк, показывающий, что такси свободно. По легенде, первым прикрепил зелёный фонарик кто-то из водителей, другие подхватили идею и вскоре фонарик стал неотъемлемым атрибутом таксомоторов. Основным отличительным цветом машин был серый, но и другие цвета и оттенки имели право на существование.

Стоянка на Комсомольской площади. 1950-1956 гг.: https://pastvu.com/p/947869

Стоянка на Комсомольской площади

Такси на Комсомольской площади. 1952 год: https://pastvu.com/p/891598

В пятидесятые годы сформировался специфический менталитет таксиста. Дело в том, что водитель работает с деньгами, должен давать план и привозить в парк определённую сумму выручки, и тут в ход шли разнообразные уловки, чтобы получить с пассажира больше денег и желательно получить «чаевые». Впрочем, некоторые пассажиры отвечали взаимностью и пытались обмануть таксиста, которому ещё приходилось «отстёгивать» и милиционерам-орудовцам, и механикам в гараже за срочный ремонт, и за место на прибыльной привокзальной стоянке. Кроме того, профессия стала опасной - к концу смены у таксистов на руках накапливались крупные суммы, привлекавшие грабителей.

Тем временем, МЗМА (Автозавод имени Ленинского комсомола) выпустил малолитражки второго поколения, которые пополнили столичные таксопарки. Для работы в такси предназначалась модификация «Москвич-403Т», укомплектованная необходимыми аксессуарами. Впрочем, «Москвичи» постоянно отставали от автомобильной моды и даже на момент начала выпуска выглядели консервативно. В 1956 году в СССР начался эксперимент по введению каршеринга и «Москвичи» предлагалось брать на прокат без водителя. Затея потерпела фиаско по причине несознательности советских людей, воровавших с машин запчасти и часто попадавших в аварии.

Такой «Москвич» стал одним из главных героев киноленты «Зелёный огонёк» (1964). По сюжету фильма машина перед списанием в последний день работы досталась молодому шофёру Сергею (актёр Алексей Кузнецов). А другие водители таксопарка уже давно пересели на «Волги» ГАЗ-21.

Вероятно, «Победа» была лучшим советским автомобилем, но технологии не стоят на месте, инженеры НАМИ и ГАЗа работали над рестайлингом успешной модели и в итоге под влиянием американской школы автомобилестроения создали ГАЗ-21. По советским меркам «Волга» смотрелась весьма свежо, смело, необычно и машины первой серии сразу пополнили московские таксопарки. Разработчики с самого начала пытались учесть пожелания водителей такси и именно таксисты стали одними из главных испытателей первых серийных «Волг»-такси в 1957 году.

Такси ГАЗ-21. 1957 год: https://pastvu.com/p/84293

Такси ГАЗ-21. 1961 год: https://pastvu.com/p/111811

На нынешних коллекционных ГАЗ-21 разных серий реставраторы совмещают накапотную фигурку оленя и брендирование кузова шашечками. Однако на самом деле в такси работало совсем немного машин «с оленем».

«Победы» были списаны из таксопарков в 1962 году, эксперимент с новыми «Москвичами-408» оказался неудачным и «Волга» ГАЗ-21 оказалась единственной моделью, работавшей в московском такси. Машины окрашивались преимущественно в серый или бежевый цвета, встречались и чёрные такси.

В конце шестидесятых годов автомобили с шашечками стали издалека заметны в транспортном потоке: кузов - белый, крыша - красная, за что новая фирменная окраска получила прозвище «Красная шапочка». После пробега 300 000 километров машины подвергались капитальному ремонту и продолжали эксплуатироваться в такси.

Продолжение следует...

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.