evgechesnokov

Московский Кремль туристический. Часть 2

27 января 2020 года

Фотопроект «Город на память». 548Б. Московский Кремль туристический

История Успенского собора началась в XIV веке, когда Иван Калита пригласил в Москву митрополита Владимирского Петра, сыгравшего немалую роль в утверждении истинной веры и нравственности. Знаковым событием стал перенос кафедры из Владимира в Москву. По совету наставника Иван Калита начал строительство в Кремле Успенского собора, но митрополит Пётр не увидел этот храм завершённым - он ушёл из жизни и был похоронен в стене собора в каменном гробу. А его пророчества сбывались: близилось освобождение от татарского ига и становление Москвы значимым городом.

Успенский собор. 1900-1914 гг.: https://pastvu.com/p/896082

Новый Успенский собор был возведен в 1479 году по указу великого князя московского Ивана III специально приглашенным итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Впервые в отечественной архитектуре он использовал круглые несущие колонны, на которых держатся своды. Роспись создавала внутренний мир храма, на западной стене изображён Страшный суд с праведниками и грешниками, южная и северная стены представляют картины жития Богородицы от рождения до успения. Современным детям настенная роспись напоминает комиксы, а в старину неграмотным людям важно было постигать православие через эти картины. Кстати, собор был демократичным, Великий князь молился вместе с простолюдинами и лишь позднее для царей и патриархов отвели особое моленное место.

Иконостас Успенского собора. 1880-1890 гг.:https://pastvu.com/p/112344

Стена, которая отделяет алтарь от прихожан называется иконостасом. В Успенском соборе иконостас канонический, в пять рядов. Его самый верхний ряд занимают изображения библейских праотцов человечества, Адама, Ноя, Авраама. Второй ряд - пророческий - посвящён пророкам, предсказавшим появление Сына Божьего на планете, эти ряды называют ветхозаветными. Третий ряд - праздничный - заполнен маленькими иконами, посвящёнными двенадцати главным христианским праздникам. В самом важном ряду и иконы самые большие: в центре размещена икона «Спас В Силах», Господь держит руках книгу, открытую на странице «Не судите да не судимы будете», слева от него Богородица, справа - Иоанн Креститель, архангелы и апостолы просят Господа спасти человечество. А самый нижний ряд называется местным.

Моленное место царя Ивана Грозного (Мономахов трон). 1975 год: https://pastvu.com/p/155576

В центральной части расположены Царские врата, их открывают во время богослужений, но не для царя, правящего на земле, а для Царя Небесного. По обе стороны от врат размещены иконы Богородицы и Иисуса Христа, а следующая икона храмовая - она посвящена именно этой церкви, как визитная карточка. Иконы писали только на доске, но и на стенах храмов тоже изображались лики Святых. Такая роспись по сырой штукатурке получила название фреска (от итальянского слова «фреско» - свежая), есть и техника «секко» - по сухой штукатурке. В Успенском соборе на стене иконостаса сохранились даже фрески XV века, это небольшой участок, не смытый во время более поздней росписи. По нему можно предположить, что весь храм был выкрашен синей краской, хотя лазурная краска была очень дорогой, для её приготовления использовали ляпис, привозимый из Афганистана и Саудовской Аравии.

По традиции усопшие покоятся в земле, но если человек признаётся святым, его останки сохраняют в специальных ящиках - раках. В алтаре Успенского собора хранится рака с мощами митрополита Петра. В наши дни в соборе регулярно проводятся богослужения, на которые можно попасть по приглашениям Патриархии.

На этом участке здания расположены очень плотно, рядом с Успенским собором находятся Верхоспасский собор и церковь Ризоположения Пресвятой Богородицы (1484-1485), служившая молельней московских митрополитов, а позднее домовой церковью патриархов. Пожалуй, это здание чаще всего ремонтировали и восстанавливали, виной тому оккупация Кремля поляками, нашествие французов, обстрел красногвардейцами и, конечно, пожары.

Летом 1547 года Москва загорелась из-за длительной засухи, когда достаточно было искры, чтобы деревянный город превратился в пепел. И в июне случилось бедствие, названное современниками «великим пожаром», - возгорание началось с Китай-города, ветер перенёс огонь в Кремль и дальше по всем районам. «Вся Москва представила зрелище огромного пылающего костра под тучами густого дыма. Деревянные здания исчезли, каменные распались, железо рдело как в горнице, медь текла. Рёв бури, треск огня, и вопль людей от времени до времени был, заглушаем взрывами пороха, хранившегося в Кремле»,- так Николай Карамзин позже описывал эту трагедию в «Истории государства Российского». Всего погибло более 4000 человек и сгорела треть московских построек. Царь Иван IV Грозный покинул город и отсутствие государя вызвало ещё большее смятение народа.

Ещё один апокалиптический пожар случился в 1737 году на праздник Святой Троицы и вошёл в историю как Троицкий пожар. Считается, что возгорание произошло от церковной свечи («От копеечной свечки Москва сгорела») и огонь распространился по всему городу. В Кремле пострадали практически все здания, горели церкви, монастыри и дворцы, железо плавилось, со звонницы колокольни Ивана Великого упали колокола, были уничтожены ценнейшие архивы. Кстати, именно в этом пожаре треснул недавно отлитый Царь-колокол.

Третий великий московский пожар связан с оккупацией Москвы французской армией в 1812 году, которая продолжалась 34 дня. Город загорелся вскоре после вступления Наполеона Бонапарта в Кремль, император сначала наблюдал за пожаром с Боровицкого холма, но вскоре спешно покинул Москву. Поджигатели не были установлены: ими могли быть и французские солдаты, и русские казаки, сжигавшие за собой мосты, и люди градоначальника Фёдора Растопчина, распорядившегося сжечь оставленный город. Москва горела неделю, но трагедия Кремля на этом не закончилась - при отступлении французы заложили в зданиях взрывчатку.

Роспись стен церкви Ризоположения была выполнена в 1644 году по заказу патриарха Иосифа, но в ходе ремонтов пострадавшие фрески и иконы обновляли. После научных реставраций советского периода церкви был возвращён облик XVII века - убраны поздние наслоения в живописи и восстановлены древние формы иконостаса. С 1965 года церковь используется в качестве музея, в северной галерее представлена деревянная скульптура XV—XIX веков из Москвы, Новгорода, Ростова и монастырей Русского Севера, образцы церковного искусства: лики святых, иконы, кресты и другие рельефы.

Верхоспасский собор был построен в 1635-1636 годах над Золотой палатой Теремного дворца мастерами Баженом Огурцовым, Трефилом Шарутиным, Ларионом Ушаковым и Антипом Константиновым. Его название происходит от расположения на верхнем ярусе - «у государя на Верху». Собор является частью комплекса домовых церквей - святой Екатерины, Воскресения Словущего, церкви Распятия Христова, - над которыми возвышаются одиннадцать позолоченных глав. К Верхоспасскому собору относятся пять южных куполов.

Ансамбль колокольни «Иван Великий» (колокольни Ивана Великого) стал композиционным центром Кремля и самой заметной постройкой - колокольня высотой 81 метр долгое время оставалась самым высоким зданием не только в Москве, но и на Руси. Рекордную высоту архитекторы взяли не сразу: изначально Бон Фрязин построил 60-метровую колокольню, а в конце ХVI века Борис Годунов, мечтавший возвести в Кремле Вселенский храм по образу Иерусалимского, приказал увеличить размеры колокольни, надстроив её высоким барабаном с золочёной главой.

Колокольня «Иван Великий». 1985-1990 гг.: https://pastvu.com/p/458756

История места ещё более древняя и связана с именем московского князя Ивана Калиты, распорядившегося построить здесь церковь Иоанна Лествичника в честь византийского богослова VI-VII веков. По данным археологических раскопок, церковь была совсем небольшой - с внутренним пространством примерно 5х5 метров без учёта алтарных помещений. Здание простояло 170 лет и было разобрано для возведения куда более масштабного сооружения.

Архитектурный ансамбль создавался с 1505 по 1815 год и состоит из трёх объёмов: столпа колокольни «Иван Великий» (1505-1508, архитектор Бон Фрязин), Успенской звонницы (1532–1552, архитектор Петрок Малый) и Филаретовой пристройки (1624, архитектор Бажен Огурцов). Наполеоновские варвары до основания разрушили звонницу и Филаретову пристройку, но колокольня устояла при взрыве и весь комплекс в прежних объёмах был восстановлен к 1815 году архитектором Доменико Жилярди.

Необычайная стройность колокольни «Иван Великий» достигается композиционным построением объемов: каждый следующий ярус уменьшается в диаметре и по высоте и имеет слегка выраженную коническую форму. При этой кажущейся лёгкости толщина стен первого яруса достигает пяти метров. Конструкция установлена на ступенчатом белокаменном стилобате, который покоится на фундаменте диаметром 25 метров. 

В старину колокольня использовалась как главная дозорная башня Кремля, с которой открывался вид на город и окрестности - войска противника можно было увидеть на расстоянии 30 километров и набат извещал о приближении врагов. «Когда звонят во все колокола, то все близкое к звукам их приходит в такое сотрясение, что кажется, будто и земля дрожит»,- писал о звоне Ивановской колкольни сенатор Алексей Малиновский. Каждый из колоколов имел собственное имя: Успенский, Ревун, Великопостный, Медведь, Немчин, Глухой и так далее. Лучшие литейщики колоколов Андрей Чохов, Иван Моторин, Иван Алексеев украшали свои изделия орнаментом в стиле барокко, портретами членов императорской семьи, ангельскими ликами и рельефными иконами.

Сегодня на первом этаже Успенской звонницы размещается выставочный зал Музеев Московского Кремля, где экспонируются произведения искусства из кремлёвского собрания и из других российских и зарубежных музеев, а в уникальном памятнике древнерусской архитектуры — колокольне «Иван Великий» открылся музей, посвященный истории архитектурного ансамбля Московского Кремля.

Благовещенский собор возводился в 1484-1489 годах под руководством псковских мастеров Кривцова и Мышкина на месте одноимённого белокаменного храма, интерьеры которого украшали фрески Феофана Грека и Андрея Рублёва. От этой постройки сохранили подклет, использовавшийся для хранения княжеской казны, а новое здание выстроили из кирпича, окружив крытыми галереями - папертями.

Благовещенский собор. 1880-1903 гг.: https://pastvu.com/p/718485

Нынешний вид здание приобрело при Иване Грозном - собор стал девятиглавым, на углах галерей соорудили четыре небольшие придельные церкви, купола и кровлю покрыли медными позолоченными листами. Таким образом царь отметил знаковые события своего правления - завоевание Казани и взятие Полоцка. На протяжении столетий Благовещенский собор был домовой церковью русских правителей, входил в состав царского дворца, а настоятель Благовещенского собора традиционно становился духовником царя.

Иконостас Благовещенского собора. 1960-1971 гг.: https://pastvu.com/p/521782

После Октябрьской революции советская власть закрыла собор для богослужений и по инициативе Игоря Грабаря начались реставрационные работы, в ходе которых удалось найти уникальные иконы древнего белокаменного храма. В наши дни Благовещенский собор является частью музейного комплекса.

Архангельский собор построен в 1505–1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым на месте небольшого одноглавого храма, служившего усыпальницей великокняжеского рода. Старый храм к тому времени обветшал и был переполнен гробницами умерших. 

Архангельский собор. 1895-1900 гг.: https://pastvu.com/p/162992

Алевиз Новый построил традиционный крестово-купольный собор с элементами итальянского зодчества. С возведением Архангельского собора завершилась перестройка великокняжеской резиденции, задуманная и осуществлённая государем Иваном III. Погребальная традиция сохранилась и в новом здании: захоронения совершали в белокаменных саркофагах, которые опускали под пол в землю. Над ними устанавливали кирпичные надгробия с плитами, украшенными резными растительными орнаментами и эпитафиями. Первым в храме был похоронен Иван Калита, его гробница установлена у южной стены.

Иконостас Архангельского собора. 1916 год: https://pastvu.com/p/152193

Пожары причиняли зданию немалый ущерб, поэтому собор не раз ремонтировали, подновляли живопись и иконостас. При попытке начать строительство нового Кремлёвского дворца по проекту Баженова в южной стене собора появились трещины и её укрепили контрфорсами. Стройку остановили, но пришла новая беда - наполеоновское вторжение, разорившее и осквернившее Московский Кремль. В Архангельском соборе располагалась кухня Наполеона и винный погреб. При советской власти богослужения запретили, иконостас и фрески регулярно реставрировали, а в 1955 году собор стал музеем.

Парковая зона в южной части Кремля в XIX веке получила название Тайницкий сад. Его ещё называли «сад что под горою», так как прогулочный бульвар был проложен под холмом вдоль крепостных стен.

Тайницкий сад. 1955 год: https://pastvu.com/p/428681

Дворцовая (Царская) площадь, плац-парад. 1898-1900 гг.: https://pastvu.com/p/448109

В советский период парковая зона Кремля расширилась за счёт части Дворцовой площади, где располагался плац-парад, - место проведения военных смотров в царское время. Здесь разбит Большой Кремлёвский сквер как часть Тайницкого сада.

Гусарский полк на плацу в день коронации Николая II. 1896 год: https://pastvu.com/p/226711

Занятия военнослужащих на плацу. 1925-1927 гг.: https://pastvu.com/p/8621 На заднем плане видны ещё не снесённые Малый Николаевский дворец и Вознесенский монастырь.

Сейчас это обычный сквер без каких-либо старинных артефактов или памятников и посетители сада неспешно прогуливаются по аллеям, где в Средневековье находились дворы духовенства и церковнослужителей. В 2007 году археологи провели раскопки на территории Тайницкого сада, обнаружив предметы быта и остатки жилых построек XII—XVIII веков - подвальные помещения, ограды, водостоки, глинобитные печи, обломки крестов, целые и разбитые глиняные сосуды, домашнюю утварь и фрагменты воинского вооружения. Наиболее ценной находкой стала берестяная грамота, являющаяся самым длинным из найденных древнерусских текстов.

В Тайницком саду растут ели, туи, можжевельник, яблони, сирень, около 2000 видов многолетних растений, а также дуб, посаженный Юрием Гагариным после возвращения из космического полёта. Для охраны от воронов и голубей на территории Тайницкого сада оборудованы птичники с соколами, ястребами и филинами.

Памятник Александру II. 1898-1900 гг.: https://pastvu.com/p/149034

В 1898 году в Тайницком саду был открыт памятник Александру II, построенный «доброхотным иждивением русского народа» (то есть на народные средства) по проекту скульптора Александра Опекушина. Принятый после Октябрьской революции ленинский план монументальной пропаганды предусматривал снос памятников царского режима и мемориал Александру II стал одной из первых его жертв. Владимир Ленин предложил поставить на этом месте памятник Льву Толстому, но этого не случилось, и позднее в Тайницком саду задумчиво присел отлитый в бронзе сам основатель советского государства (1967, скульптор Вениамин Пинчук, архитектор Сергей Сперанский).

Памятник Ленину. 1989 год: https://pastvu.com/p/73957 После краха коммунистической идеологии памятник перевезли в подмосковную усадьбу Горки, где Ленин провёл последние годы жизни. 

Тайницкий сад с памятником Ленину. 1972 год: https://pastvu.com/p/974587

Кстати, 1 мая 1920 года в Тайницком саду проходил Всероссийский субботник, в котором участвовал Ленин. По воспоминаниям В.Бонч-Бруевича, Ильич присоединился к красноармейцам и помогал им переносить брёвна. Этот эпизод стал популярной темой в советском изобразительном искусстве, причём разные художники изображали вождя пролетариата то в рабочей куртке и в сапогах, то в интеллигентском жилете в белой рубашке с галстуком.

Церковь Константина и Елены. 1908 год: https://pastvu.com/p/505765

К концу 1920-х годов Советская власть прочно обосновалась в Кремле и пришло время для приспособления его территории под свои нужды. Про масштабные сносы монастырей и храмов можно почитать в предыдущем сюжете «Город на память», а началось разрушение исторических памятников с Тайницкого сада, где в 1928 году была разобрана старинная церковь Константина и Елены, построенная в XVII веке. На месте церкви сначала обустроили спортивный городок для занятий солдат-кремлёвцев, а в 2013 году здесь оборудована вертолётная площадка.

В начале ХХ века проход на территорию Московского Кремля был свободным для всех. Входить было принято через Спасские ворота, поклонившись иконе Спаса. Император с семьёй гостил в своей московской резиденции нечасто, поэтому, взяв бесплатный билет в дворцовой конторе, любой посетитель имел право пройтись по всем кремлёвским дворцам.

Строгий пропускной режим комендатура ввела в сталинское время, когда правительство работало в Кремле регулярно. Хрущёвская «оттепель» на некоторое время внесла коррективы в правила посещения древней крепости - вход стал свободным и бесплатным, лишь в музеи надо было покупать билеты. Тогда же возникла традиция проведения массовых новогодних праздников в Кремле.

Новогодние гуляния в Тайницком саду. 1961-1968 гг.: https://pastvu.com/p/700225  К Новому году в саду устраивали детский городок со снежными скульптурами, ледяными и деревянными горками для катания. На фотографии изображён говорящий Дед Мороз, с которым детвора общалась через белку-микрофон. Можно предположить, что на детские вопросы отвечал живой диктор, а возможно, что оператор включал автоответчик, выбирая заранее записанные фразы.

В 1991 году был создан Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», под эгидой которого проводятся выставки и экскурсии. На территории Кремля можно осмотреть исторический архитектурный ансамбль, посетить Оружейную палату, Архангельский, Благовещенский и Успенский соборы, ознакомиться с тематическими выставками в Патриарших палатах и колокольне «Иван Великий». Ознакомиться с условиями и стоимостью посещения можно на сайте «Музеи Московского Кремля» https://www.kreml.ru/


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.