evgechesnokov

Categories:

Московский Кремль туристический. Часть 1

27 января 2020 года

Фотопроект «Город на память». 548А. Московский Кремль туристический

Пока императорская резиденция размещалась во дворцах Санкт-Петербурга, для прогулок простых горожан по Московскому Кремлю не было препятствий - в соборах совершались богослужения, москвичи могли гулять в Тайницком саду и посещать кремлёвские дворцы. В 1918 году, в связи с переносом столицы в Москву, Кремль стал местом работы Советского правительства и превратился в режимный объект с пропускной системой.

Оттепель наступила после смерти Сталина - в 1955 году решением ЦК КПСС был открыт доступ в Кремль для широкой публики. Комендатура подготовила прогулочный маршрут, пролегающий вдоль исторических зданий, но с ограничением доступа к действующим правительственным объектам. В наши дни таких закрытых объектов стало меньше и для прогулок доступна значительная территория, впрочем, необходимо соблюдать правила: посетителям предписано не сходить с тротуаров, на мостовые нанесена разметка пешеходных переходов. За соблюдением правил следят сотрудники Федеральной службы охраны.

Как и 65 лет назад, современный прогулочный маршрут проходит от Кутафьей башни через Троицкие ворота, а выход посетителей организован через проходы в Спасской и Боровицкой башнях.

Кутафья и Троицкая башни. 1967 год: https://pastvu.com/p/75727

Кутафья башня (Предмостная, Отводная, Борисоглебская) - единственная сохранившаяся башня-стрельница за пределами крепостных стен, составлявшая единый оборонительный комплекс с Троицкой башней и Троицким мостом. Год её постройки точно не установлен, существуют две версии датировки - 1495-1499 или 1516. Но известно, что руководил строительством Кутафьей башни миланский зодчий Алевиз Фрязин (Алоизио да Карезано), заменивший на посту главного московского архитектора своего соотечественника Пьетро Антонио Соларио.

В те времена вдоль крепостной стены протекала река Неглинная, причём уровень был поднят плотинами так, что вода окружала Кутафью башню со всех сторон и пройти в Кремль можно было лишь по подъёмному мосту. Со временем башня утратила оборонительное назначение и превратилась в «семейный царский и патриарший выезд». Кутафья башня неоднократно перестраивалась - вместо деревянной шатровой кровли появился красивый ажурный парапет, боковые проёмы заложили кирпичом, оставив один сквозной проезд. Эти боковые арочные проёмы были восстановлены при реставрации в 1976-1977 годах.

От Кутафьей к Троицкой башне проложен Троицкий мост.

Троицкая башня (Богоявленская, Ризоположенская, Знаменская, Куретная) - центральная проездная башня северо-западной стены Московского Кремля, построена в период с 1495 по 1499 год по проекту Алевиза Фрязина. До конца XVII века башня имела четырёхгранную форму и плоскую кровлю, а нынешний вид обрела в 1685 году после надстройки нижнего объёма шатровым верхом и добавления белокаменного декора.

Троицкая и Кутафья башня вместе составляли серьёзное фортификационное сооружение: если бы враг наступал со стороны Смоленского тракта, то, преодолевая рвы, ему пришлось бы совершать много поворотов в зоне обстрела. В 1585 году на башне установили часы-куранты с циферблатами «по аршину в длину и ширину» и тремя колоколами. Часы были уничтожены взрывом при отступлении наполеоновской армии, причём рухнувший главный колокол пробил четыре свода башни.

В 1870 году завершилась реконструкция Троицкой башни, которую разобрали до фундамента и восстановили заново для размещения в ней Архива Императорского двора. «Новодел» XIX века лишился многих оригинальных деталей оформления и были заложены бойницы. Советская власть принесла другие изменения в исторический облик башни - вместо царского орла на башне засияла пятиконечная рубиновая звезда весом 1300 килограмм и лампой в 5000 ватт, а в киот надвратной иконы Знамения Божией Матери вмонтированы часы.

В 1918 году для охраны Кремля была сформирована воинская часть, в которую входил и оркестр из 20 человек, выступавший на официальных церемониях, а также во время строевых занятий. Оркестр Управления коменданта Московского Кремля существует и сейчас под новым названием - Президентский оркестр Службы коменданта Московского Кремля. С 1938 года в Троицкой башне размещается репетиционная база военных музыкантов.

Внутри Кремля слева находится огромное замкнутое в каре здание, длинный фасад которого виден из Александровского сада. Это Арсенал (или Цейхгауз), заложенный в 1701 году Петром I и предназначавшийся для оружейного склада. Прежде на этом месте располагались Государев Житный двор, Сахарные палаты, две церкви, усадьбы Трубецких и Стрешневых. Проект Цейхгауза подготовила группа архитекторов во главе с Михаилом Чоглоковым, причём для лучшей освещённости помещений на этом участке пришлось уменьшить высоту Кремлёвской стены.

Пётр I не питал особых симпатий к Москве, предпочитая вкладывать средства в новую столицу на берегах Невы, так что строители Арсенала довольствовались скудным бюджетом. К тому же архитекторы промахнулись в расчётах и крыша недостроенного здания рухнула под тяжестью черепицы. Лишь в 1736 году уже после смерти императора и передачи Арсенала в ведение артиллерийской конторы Правительствующего сената архитектор Иоганн Шумахер завершил дело, украсив изначально мрачноватое функциональное здание фасадами с богатым декором.

Исторические кремлёвские здания не раз перестраивались из-за пожаров или в соответствии с запросами новых правителей. Подобная участь не миновала Арсенал, превратившийся в руины после пожара 1737 года, восстановленный под руководством Матвея Казакова, взорванный в 1812 году по приказу Наполеона и вновь отстроенный с изменением декоративного оформления. Нынешняя версия Арсенала создана в 1815-1828 годах по проекту архитекторов Алексея Бакарева, Ивана Мироновского, Ивана Таманского и Евграфа Тюрина. Тогда же здание было окрашено в распространённый во время позднего классицизма однотонный жёлтый цвет.

Парадные ворота Арсенала. 1920-1958 гг.: https://pastvu.com/p/759809

В 1702 году Петр I приказал свозить к стенам строящегося Цейхгауза захваченные у врагов артиллерийские орудия, чтобы «для памяти на вечную славу поставить». Трофейная коллекция значительно пополнилась после войны с Наполеоном, когда в 1819 году по распоряжению императора Александра I возле Арсенала сложили стопочками около 800 французских артиллерийских стволов в назидание потенциальным агрессорам.

Российские орудия XVI-XVII веков торжественно установлены на лафетах, у пушек есть собственные имена - «Аспид», «Василиск», «Гамаюн», «Единорог». 

Русские артиллерийские стволы выставлены и на Ивановской площади.

Территория, прилегающая к Арсеналу (в нём квартирует Президентский полк) и Сенатскому дворцу, недоступна для посещения туристами. Но на сайте старых фотографий https://pastvu.com/ сохранены изображения этих мест в прежние годы.

Здесь можно столкнуться с призраками прошлого. 1938 год: https://pastvu.com/p/377291 В первом ряду слева направо: Николай Ежов, Михаил Калинин, Иосиф Сталин, Вячеслав Молотов, Лазарь Каганович.

Сенатский дворец построен в 1776-1787 годах по проекту Матвея Казакова и предназначался для размещения департаментов Сената - высшего государственного органа законодательной, исполнительной и судебной власти Российской империи. Согласно задумке архитектора, здание должно было символизировать гражданские идеалы, законность и правосудие. Их воплощение Казаков находил в классических формах античности.

Сенатский дворец и Красная площадь. 1984 год: https://pastvu.com/p/285380

Совет Министров СССР. Парадный фасад, въезд во двор. 1967 год: https://pastvu.com/p/75603

В марте 1918 года в Сенатский дворец переехал Владимир Ленин, которому предоставили квартиру бывшего окружного прокурора на третьем этаже. По соседству с ним заседал Совет народных комиссаров. В 1955 году здесь устроили музей «Кабинет и квартира В.И.Ленина в Кремле» с 40 000 экспонатами. После распада СССР эту коллекцию перевезли в музей «Горки Ленинские».

Кабинет Ленина. 1981 год: https://pastvu.com/p/43478

Сенатский дворец стал главным местом работы Советского правительства, в бывшем Екатерининском зале проводились Пленумы ЦК КПСС и заседания Политбюро ЦК КПСС. Во время Великой Отечественной войны во дворце располагался Государственный Комитет Обороны - чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой власти.

Сенатский дворец (в первые годы Советской власти - здание Совнаркома, позднее - Совета Министров СССР). 1980-1985 гг.: https://pastvu.com/p/673026

Сенат. Главный судебный зал (Екатерининский, Свердловский). 1981 год: https://pastvu.com/p/43476 

В 1932 году пятикомнатную квартиру на первом этаже занял Иосиф Сталин, в 1953 году Никита Хрущёв устроил на третьем этаже дворца свой рабочий кабинет, в 1985 году во дворец переехал Михаил Горбачёв, для которого оборудовали новые апартаменты на третьем этаже. В наши дни во дворце располагается резиденция Президента РФ Владимира Путина с рабочим и представительским кабинетами, библиотекой, гостиной, столовой, каминным и банкетным залами.

В XIX веке в Кремле появились новые достопримечательности - Царь-пушка и Царь-колокол, возле которых любят делать селфи современные туристы. Ствол и лафет Царь-пушки изготовлены в разные века: бронзовый ствол, отлитый в 1586 году мастером Андреем Чоховым, весит 40 тонн и имеет диаметр 89 сантиметров - такого калибра история мировой артиллерии не знала. Ствол украшен рельефами с изображением царя Фёдора Ивановича, сидящего верхом на коне, и надписью: «Божиею милостию царь и великий князь Фёдор Иванович государь и самодержец всея великая Россия».

Царь-пушка. 1907-1912 гг.: https://pastvu.com/p/436293

Царь-пушка. 1929 год: https://pastvu.com/p/988678

Это не бомбарда (пушка, стреляющая ядрами), а картечница, поэтому её долгое время называли «дробовик российский»: в XVI веке в противостоянии с конницей крымского хана актуальнее было не попасть точно в цель, а накрыть огнём значительную площадь поля боя. Считается, что из пушки был произведён тестовый выстрел - на ней присутствует пороховой нагар, но в боевых действиях орудие не участвовало.

Лафет и ядра - это «сувенирная продукция» XIX века, когда и появилось название Царь-пушка. Лафет с орнаментом был создан по эскизу работы архитектора Александра Брюллова и инженера Павла де Витте, заказ выполнили в Санкт-Петербурге на заводе Берда. Орудие несколько раз передвигали, пушка стояла сначала у Лобного места, затем - во дворе Арсенала и на углу Старой Оружейной палаты.

Возможно, Царь-пушка хоть раз стреляла, а вот другой старинный кремлёвский артефакт - Царь-колокол - точно никогда не звонил. Колокол-гигант был отлит в 1737 году из 200 тонн уральской бронзы отцом и сыном Моториными по заказу императрицы Анны Иоанновны, чей портрет запечатлён на колоколе. Это был грандиозный металлургический проект - колокол отливали тут же в огромной подземной литейной форме, куда 90 печей закачивали бронзу.

Царь-колокол на фоне Чудова монастыря. 1908-1913 гг.: https://pastvu.com/p/911550

По технологии готовое изделие должно было остывать в земле 28 суток, но в Москве случились сильные пожары и во время тушения вода просочилась в отливку, превратив индустриальный шедевр в металлолом: резкий перепад температуры привёл к появлению трещин. Ещё сотню лет колокол находился в литейной форме, пока в 1836 году архитектор Огюст Монферран не поднял его из ямы, выставив диковину на всеобщее обозрение.

С модернистским зданием Дворца съездов соседствуют древние Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов, построенные в 1635-1656 годах русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым по заказу патриарха Никона. С начала XIV века в Кремле жили митрополиты, а затем и патриархи, для которых обустроили Патриарший двор. При Никоне эти старые постройки разобрали и возвели здание с роскошными интерьерами, поражавшими современников. На первом этаже здания располагались хозяйственные службы и патриаршие приказы, на втором - парадные палаты, мироваренная палата с печью, трапезная и церковь Двенадцати апостолов. По легенде, на верхнем надстроенном этаже в 1682 году во время стрелецкого бунта пряталась царица Наталья Кирилловна с сыном - будущим императором Петром Великим.

Собор Двенадцати апостолов и Патриаршие палаты. 1917 год: https://pastvu.com/p/846800 На стенах заметны следы вооружённого столкновения между красногвардейцами и юнкерами.

В настоящее время в Патриарших палатах располагается Музей прикладного искусства и быта России XVII века, представляющий художественные изделия, личные вещи патриархов и членов царской семьи, образцы шитья, книги, иконы, посуду, ювелирные изделия, часы.

Арка Патриарших палат выводит на Соборную площадь, вокруг которой расположены Успенский, Благовещенский, Архангельский и Верхоспасский соборы, колокольня Ивана Великого, церковь Ризоположения.

Продолжение следует...

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.