evgechesnokov

Category:

Московский троллейбус. История. Часть 2

17 января 2020 года

Фотопроект «Город на память». 544Б. Московский троллейбус. История

Шестидесятые-восьмидесятые годы стали бенефисом Завода имени Урицкого, наладившего в 1959 году производство ЗиУ-5, а в 1972 году запустившего в серию ЗиУ-9. Всего в Энгельсе было изготовлено свыше 16 000 троллейбусов ЗиУ-5, которые продолжительное время эксплуатировались во многих городах СССР, на улицах Москвы экземпляры-долгожители можно было увидеть и в 1987 году.

Параллельно с выпуском этой модели инженеры работали над прототипом ЗиУ-7, но дальше небольшой опытной серии дело не продвинулось.

ЗиУ-7 на территории 2-го троллейбусного парка. 1963-1964 гг.: https://pastvu.com/p/22448

И вот появился ЗиУ-9, который отличался от предшественников более вместительным сварным стальным кузовом, пневморессорной подвеской, мощным двигателем и другими техническими новшествами. Помимо стильного дизайна салона, пассажиры оценили просторную заднюю площадку с возможностью провоза детских колясок и крупногабаритных вещей, а главным преимуществом стали три двери, ускоряющие процесс входа-выхода на остановках.

ЗиУ-682 в Филёвском автобусно-троллейбусном парке. 1994 год: https://pastvu.com/p/35713

Всего машиностроители из Энгельса поставили в столицу несколько тысяч троллейбусов, а ЗиУ-9 вообще стал рекордсменом СССР - в разных городах эксплуатировались 42 000 различных модификаций этой серии, также известной по новой классификации как ЗиУ-682. Компоновка салона и технические особенности оказались настолько удачными, что модернизированные версии ЗиУ-9 продолжали выпускаться до 2015 года, а на ремонтных заводах Минска, Уфы, Волгограда, Барнаула создавались «клоны» - переделанные версии.

Оказывается, грузовые троллейбусы в прежние годы были весьма востребованы в столице, для их эксплуатации даже построили 7-й троллейбусный парк в Нагатино. Грузовые троллейбусы серии ТГ собирались на шасси МАЗ-200 с двигателем от ГАЗ-51 и электрооборудованием МТБ-82Д. Фургоны или бортовые платформы были рассчитаны на перевозку 5 тонн груза. По мнению историков, пик грузоперевозок пришёлся на 1971 год, когда в городе работали сразу 423 машины производства ЗиУ, СВАРЗ и Киевского завода электротранспорта имени Дзержинского.

Троллейвоз возле магазина «Детский мир». 1986 год: https://pastvu.com/p/34346

В 1950-е годы троллейбус перевозил 21% всех пассажиров городского транспорта Москвы, достигнув максимума по этому показателю, в 1970 году московская троллейбусная сеть составляла 1253 километра и являлась самой протяжённой в мире. Казалось, можно и дальше развивать экологичный, вполне комфортный и любимый москвичами вид транспорта.

Однако с развитием метрополитена троллейбус превратился в нелюбимого пасынка столичных властей, последний новый маршрут № 85 открылся в 1990 году от Севастопольского проспекта в Ясенево, позже старые линии упразднялись, парк почти не обновлялся и сокращался. За это время Москвой руководили три градоначальника, мэры Гавриил Попов, Юрий Лужков и Сергей Собянин, но ни один не увидел перспектив троллейбуса.

Некоторая надежда на возрождение появилась в связи с поставками современных низкопольных троллейбусов Тролза-5265 «Мегаполис» из всё того же города Энгельса, АКСМ-321, производимых в Минске на «Белкоммунмаше», новых моделей СВАРЗ и вологодской «Транс-Альфы». Однако в 2016 году под предлогом реконструкции улиц было прекращено движение троллейбусов в центре города, затем та же участь постигла многие маршруты. Планируется демонтировать даже совершенно новые участки контактной сети, установленные после реконструкции по программе «Моя улица».

По мнению чиновников транспортного департамента, ликвидация троллейбусного движения объясняется увеличением количества автотранспорта на дорогах, а маломанёвренный троллейбус склонен попадать в заторы и создавать пробки. Однако такие крупные города, как Берлин, Прага или Шанхай от «рогатых» не отказываются и эксплуатируют современные машины с аккумуляторами, которые подзаряжаются на ходу и могут двигаться не только по проводам, но и автономно. Почти как электробус - только дешевле.

По мере закрытия московских троллейбусных маршрутов на них выводят автобусы и электробусы, а бывшие троллпарки переоборудуются под отстой и ремонт электробусов. Практически новые троллейбусы передаются в Кемерово, Рязань, Вологду, Саратов и другие российские города, которые не могут позволить себе роскошь электробусов. Слова из песни Булата Окуджавы оказываются пророческими: «Последний троллейбус плывет по Москве...»

Уйдут в прошлое и ставшие традиционными парады ретротроллейбусов.

P.S.

Московские власти на протяжении нескольких лет шаг за шагом продвигались к полному отказу от троллейбуса — сначала были прекращены закупки нового подвижного состава, затем на троллейбусные маршруты вывели автобусы, начался поэтапный демонтаж контактной сети, а старые машины передали в другие регионы (в России троллейбус востребован в 80 городах). К августу 2020 года в Москве троллейбусы работали лишь на семи маршрутах м4, 20, 28, 59, 60, 64 и 72, но настал и их черёд уступить место автобусам или электробусам.

24 августа на последних шести троллейбусных маршрутах «рогатые» совершили последние рейсы. Один из традиционных для Москвы видов транспорта уходит тихо и незаметно без официальных церемоний и слов прощания от городских властей, просто завтра пассажиры на остановке увидят автобус, следующий по привычному троллейбусному маршруту. Троллейбус уехал в историю.

Фотографии сделаны в последний день работы московского троллейбуса.

После замены всех троллейбусов автобусами в Москве в канун Дня города всё-таки открылся один кольцевой троллейбусный маршрут. Он пролегает по окрестностям Казанского вокзала и считается музейным.

С 4 сентября по маршруту Т курсирует единственная машина, произведённая на заводе СВАРЗ. Предполагается, что после открытия на Новорязанской улице нового Музея московского транспорта на эту линию выйдут советские ретротроллейбусы марки ЗиУ. Маршрут Т короткий — на нём предусмотрено всего восемь остановок, время поездки составляет 15-20 минут, оплата производится обычным проездным билетом.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.