evgechesnokov

Category:

Московский автобус. История. Часть 2

15 января 2020 года

Фотопроект «Город на память». 543Б. Московский автобус. История

Следующей массовой моделью стал городской автобус ЗиЛ-158, первую пилотную партию из 180 автобусов заводчане изготовили специально к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов. Производство машины началось в Москве в 1957 году, но вскоре было передано в Ликино-Дулёво, так что на капотах вроде бы одинаковых машин можно увидеть эмблемы то ЗИЛа, то ЛиАЗа, а по документам автобус проходил как «ЗиЛ-158В производства Ликинского автобусного завода». По распоряжениям из министерства зиловцы передавали свои успешные и перспективные разработки в другие города, что в итоге стало одной из причин краха старейшего автозавода.

Недолгое время в Москве эксплуатировались и автопоезда, состоящие из автобуса ЗиЛ-158 с прицепом, который водители прозвали «племянником».

Автобус ЗИЛ-127 в павильоне «Машиностроение» на ВДНХ. 1958 год: https://pastvu.com/p/49851

Самой новаторской автобусной разработкой Завода имени Лихачёва стал междугородный автобус ЗиЛ-127, который по уровню дизайна кузова и салона, комфорта для пассажиров и динамических качеств соответствовал лучшим зарубежным аналогам. Машина пошла в серию и эксплуатировалась на дальних междугородных маршрутах из Москвы. Но неожиданно в автомобилестроение вмешалась политика: братские социалистические страны хотели свой кусок пирога на рынке Совета экономической взаимопомощи и производством больших автобусов для соцстран занялась Венгрия. Проект ЗиЛ-127 не получил дальнейшего развития.

Междугородный автобус Икарус-55 (1953-1961) - продукт интеграции экономики социалистических стран, он изготавливался в Венгрии, а сборка производилась в Германской Демократической Республике.

Первые партии четырёхдверных сочленённых Икарусов-180 прибыли в Москву в 1968 году, к тягачу автобусный прицеп присоединялся через шаровой шарнир, обе части автобуса соединены пылевлагонепроницаемым тамбуром, покрытым дерматином. Икарус-180 получил прозвище «гармошка», а за большую вместимость его называли «пылесосом».

Икарус-256 на 3-й Магистральной улице

Икарус-260 в Музее индустриальной культуры

Вместе с Икарусами нишу междугородных и туристических перевозок заполняли украинские автобусы ЛАЗ, производимые в городе Львов. ЛАЗ-695 был разработан в 1955 году и стал первым автобусом Львовского автозавода, который прежде специализировался на изготовлении фургонов, прицепов и автокранов.

Автобус ЛАЗ-695Е

Самым массовым городским автобусом стал ЛиАЗ-677 производства Ликинского автобусного завода - с 1967 по 2004 год было выпущено около 194 000 экземпляров. Они эксплуатировались почти во всех регионах бывшего СССР. ЛиАЗ-677 начали проектировать в 1960 году. Уже тогда расположение двигателя справа от водителя считалось архаичным, так как заднемоторная компоновка за счёт снижения трения и уменьшения веса при отказе от длинного карданного вала позволяла экономить до 25% топлива. Но именно такое расположение двигателя позволяло ремонтировать его в некоторых случаях не выходя из кабины.

ЛиАЗ-677 в 3-м автобусном парке. 1979 год: https://pastvu.com/p/20662

Долгое время стоимость оплаты проезда на всех видах наземного общественного транспорта, начиная с линейки и заканчивая троллейбусом, зависела от дальности поездки. На входе пассажир платил деньги кондуктору и получал билет. Получается, что профессия кондуктора существовала больше 100 лет, пока в конце 1950-х годов плата за проезд в автобусе и троллейбусе не стала фиксированной (в трамвае этот переход произошёл раньше, во время Великой Отечественной войны).

Кстати, контролёр - тоже одна из древнейших профессий на транспорте, контроль за «обилечиванием» пассажиров появился ещё в дореволюционных трамваях. В годы «развитого социализма» не платить за проезд было стыдно, после денежной реформы 1961 года поездка в московском автобусе стала стоить всего 5 копеек и этот тариф не повышался почти три десятилетия. Вряд ли ещё где-то в мире в эти годы был такой стабильно дешёвый проезд в общественном транспорте.

С 1978 года выпускалась модернизированная версия - ЛиАЗ-677М, отличающаяся отделкой салона и увеличенным числом мест для сидения. Автобус получил новый двигатель, работавший на «народном» бензине А-76 и заново спроектированную тормозную систему.

На базе ЛиАЗ-677М создавались и специальные модели, например, санитарно-эвакуационный автобус. Машина выкрашена в цвет хаки, в салоне вместо пассажирских сидений закреплены носилки для пострадавших.

КАвЗ-685 на шасси ГАЗ-53 Курганского автобусного завода

Москве требовались не только рейсовые, но и служебные автобусы. В гараже любого крупного завода или научно-исследовательского института стояли небольшие пассажирские автобусы для перевозки своих сотрудников. Наиболее востребованными моделями оказались капотный автобус ПАЗ-651 (1949-1973) на шасси грузовика ГАЗ-51 и его преемник вагонной компоновки ПАЗ-672 (1967-1989). Советским школьникам «пазик» наверняка запомнился как непременный атрибут летнего пионерского лагеря. Из ворот Павловского автобусного завода выходили также модернизации со специальными кузовами - санитарный фургон, телевизионная студия, штаб пожарной охраны, катафалк, фургон для доставки продуктов.

Курортный автобус-кабриолет КАвЗ-651 «Рица»

Автобус РАФ-251

Посадка в автобус ПАЗ-32053 на Пушкинской площади

Двухэтажные автобусы на улице Горького. 1959 год: https://pastvu.com/p/80740

С 1959 по 1963 год в Москве проводился эксперимент с двухэтажными автобусами, который был признан неудачным по причине тихоходности, малой манёвренности и плохой устойчивости тестируемых машин Do56 и DoS6 производства Германской Демократической Республики.

И всё-таки даблдекеры вернулись в Москву в качестве маршрутного автобуса для туристов, который курсирует по примечательным местам города - экскурсионный проект City Sightseeing стартовал в 2012 году при поддержке столичных департаментов. Машины китайского производства Higer Bus Company выкрашены в красный цвет - цвет знаменитых лондонских двухэтажных автобусов.

Большинство раритетов сохранились только на фотографиях, а наиболее массовые серийные машины можно увидеть в коллекции музея «Московский транспорт». В 1954-1955 годах на Рогожском Валу были построены корпуса Автокомбината № 4, который специализировался на грузовых контейнерных перевозках. В самом дальнем цеху размещался разворотный круг: устройство, типичное для паровозных депо, но редкое в автотранспортных предприятиях. Можно предположить, что въезжающий автомобиль направлялся диспетчером на один из пунктов диагностики вращением разворотного круга. Таким образом грузовой автомобиль было проще развернуть на небольшом пространстве и не загрязнять воздух его выхлопами. Позднее это инженерное устройство заложили и заасфальтировали, но прогуливаясь по цеху, можно ощутить вибрацию.

После закрытия автокомбината в здании разместился Музей ретроавтомобилей, в 2016 году поменявший название на «Московский транспорт». Он стал совмещать выставку зарубежных классических автомобилей и советского автопрома с обширной коллекцией Мосгортранса. Музей занимает пять цехов-нефов: в первых экспонируются раритетные легковые автомобили, а в следующих залах разместились автобусы, грузовые, пожарные и военные автомобили разных лет. Двери автобусов открыты, можно посидеть на сиденьях, осмотреть детали кабины и салона.

Увидеть ретромашины на ходу можно во время ставших традиционными парадов автобусов, которые стартуют от Филёвского автобусно-троллейбусного парка и завершаются на одной из площадей в центре города.

В 1946 году в Москве по 32 маршрутам курсировало около 600 автобусов, а сейчас в реестре автобусных маршрутов, проходящих через территорию Москвы и обслуживающихся Мосгортрансом и Мострансавто, насчитывается свыше 1000 маршрутов. Впрочем, в связи с невероятно интенсивным развитием Московского метрополитена и массовой закупкой электробусов роль автобусов во внутригородских перевозках перестаёт быть такой значительной. По сообщениям СМИ, Правительство Москвы планирует с 2021 года полностью отказаться от закупок новых дизельных автобусов в пользу электробусов.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.