evgechesnokov

Category:

Московский трамвай. История. Часть 2

12 января 2020 года

Фотопроект «Город на память». 542Б. Московский трамвай. История

В тридцатые годы Москва переживала градостроительный бум и для расширения старых улиц значительные участки линий были демонтированы, на смену трамваям в центр города пришли автобусы и троллейбусы. Зато трамвайное сообщение оказалось востребовано на окраинах, куда ещё не дотянулось метро. Рекордная протяжённость линий московского трамвая составила 560 километров в 1940-е годы. Такая тенденция сохранилась и после Великой Отечественной войны - трамвайные маршруты сокращались в центре, но прокладывались новые линии в Измайлово, Новые Черёмушки, Новогиреево, Медведково, Чертаново, Тушино, Хорошёво-Мневники.

Трамваи на Ленинградском проспекте. 1972 год: https://pastvu.com/p/33293

Трамваи РВЗ-6 и МТВ-82 на улицах Москвы

В 1960-е годы в Москве внедрялись новые технологии прокладки путей с использованием железобетонных шпал, для ухода за рельсами появились трамваи-снегоочистители и рельсошлифовальные вагоны, в городе заработала система централизации и блокировки, отвечающая за светофоры, автоматический перевод и блокировку стрелок.

Тогда же начались массовые закупки в Чехословакии красно-жёлтых вагонов «Татра», которые на несколько десятилетий стали символом столичного трамвая и продолжают эксплуатироваться до сих пор на некоторых маршрутах, но уже с современной начинкой после капитального ремонта.

Сцепка-челнок из двух пятидверных вагонов Татра МТТА-2 используется на маршрутах, где нет разворотного круга. На конечной остановке водитель переходит в кабину второго вагона.

Кондукторов, которые ещё со времён конки «обилечивали» пассажиров, заменили кассы-копилки, компостеры, валидаторы.

Трамвай ЛМ-2000 Петербургского трамвайно-механического завода на Шаболовке.

Последний московский трамвайный маршрут был открыт в 1982 году в Строгино и вскоре наступили тяжёлые времена для всего общественного транспорта, перестал обновляться троллейбусный парк, резко замедлилось строительство новых линий метрополитена. В девяностые годы трамвайные маршруты закрывались один за другим, отдавая дорожные полосы автомобилям, но лужковская война с трамваями не спасла город от пробок.

Трамвай ЛМ-99 в Дмитровском проезде

Трамвай Татра KT3R в Останкино

Трамвай 71-619 Усть-Катавского вагоностроительного завода на Нижней Красносельской улице

Трамвай 71-623 на Измайловской улице

Ремонт трамвайных путей на Каланчёвской улице

В наши дни можно с осторожным оптимизмом смотреть на будущее старейшего общественного транспорта, городские власти уже предприняли несколько шагов для возрождения былой популярности трамвая. Во-первых, некоторые ликвидированные прежде линии восстановлены, например, возобновлено движение трамваев до Белорусского вокзала. Во-вторых, проводится масштабный ремонт путей с использованием шумопоглощающих технологий, чтобы снизить уровень вибрации от движения трамваев. В-третьих, подвижной состав быстро обновляется современными трёхсекционными вагонами 71-931М «Витязь-М» с передачей старых трамваев в другие города. По состоянию на начало 2020 года по московским маршрутам курсируют около 800 трамваев, из них 312 «Витязей».

Низкопольный «Витязь-М» длиннее и вместительнее своих предшественников, в шестидверном вагоне длиной 27,5 метра могут разместиться 260 пассажиров (60 мест для сидения). Трамвай оснащён системой климат-контроля, спутниковой навигацией и камерами видеонаблюдения. Вагон отличается запатентованной конструкцией трамвайной тележки, которая, благодаря своей эластичности, является менее требовательной к состоянию рельсового пути, что повышает плавность хода, снижает шумность при движении трамвая и улучшает комфорт в салоне. «Витязь-М» производится Тверским вагоностроительным заводом преимущественно из отечественных компонентов.

Салон первого опытного трамвая 71-931 «Витязь»

Салон прицепного трамвайного вагона типа «Н» («Нюрнбергский»)

Салон трамвая РВЗ-6

Салон двухдверного трамвая Татра Т3

Салон трёхдверного трамвая Татра Т3 после модернизации

Рабочее место водителя в разные эпохи (для сравнения кабины трамваев МТВ-82, Татра Т2, «Витязь-М»)

Другие российские производители также хотели бы сделать быстрый, комфортный, безопасный трамвай и проникнуть на московский рынок. Пожалуй, самый необычный проект представили ОКБ «Атом» и «Уралтрансмаш», входящий в состав корпорации «Уралвагонзавод». Как известно, специалисты корпорации занимаются созданием вооружения, наверное, поэтому у них получился трамвай, внешне напоминающий бронепоезд. Футуристический дизайн отсылает к голливудским блокбастерам, в которых показан транспорт будущего. Но R1 (Россия 1) не декорация, а рабочий прототип, на основе которого уже в ближайшее время можно запустить серийное производство. Создатели готовы представить линейку модификаций R1 от трамвая бизнес-класса для крупных городов до класса эконом с разницей в материалах отделки салона и частей корпуса. Цена вопроса - примерно один миллион евро.

При многочисленных достоинствах трамвая у этого вида общественного транспорта есть существенный недостаток - он привязан не только к контактной сети, но и к рельсам. В случае форс-мажора - дорожно-транспортного происшествия на пути трамвая, обрыва провода, поломки самого трамвая - образуется пробка из десятков вагонов.

Автобусам приходится подменять вставшие в пробке трамваи.

Проследить эволюцию московского трамвая от конки до «Витязя» можно по экспонатам Музея пассажирского транспорта, созданного Мосгортрансом. Музейная коллекция составляет свыше 100 единиц техники - трамваев, автобусов, троллейбусов, служебных и пожарных автомобилей, которые пока невозможно собрать вместе и представить на одной выставочной площадке. Все эти транспортные средства разбросаны по городу на закрытых служебных территориях, поэтому редкие выезды экспонатов за ворота депо становятся для горожан праздником.

По устоявшейся традиции колонна ретровагонов совершает пробег от трамвайного депо имени Апакова на Шаболовке до Чистых прудов, где и проходит выставка старинного подвижного состава. В параде участвуют трамвай типа «Ф» (фонарный), «БФ» (бесфонарный), «КМ» (Коломенский моторный), МТВ-82 (Московский трамвайный вагон), РВЗ-6, Татра T2SU и другие раритеты.

К сожалению, московские транспортники прежде не заботились о сохранении для истории хотя бы одного вагона каждого типа и всё старинное, что представлено на выставке, восстановлено в наши дни из ржавых остовов буксиров и бытовок, случайно уцелевших на задворках депо. Некоторые экземпляры в таком же «убитом» состоянии привезены из других городов.

Трамвай М-38 в Измайлово. 1959 год: https://pastvu.com/p/22431

А какие-то типы вагонов утрачены безвозвратно, например, М-38 (Моторный 1938 года) Мытищинского завода. В Москве эксплуатировались 60 вагонов М-38, которые запомнились москвичам голубым цветом корпуса. Они курсировали по 11 и 19 маршрутам из центра города до только что открывшейся ВСХВ. Позднее вагоны перекрасили в традиционный для столицы красно-жёлтый цвет и в этой окраске их можно было увидеть на городских улицах до 1971 года.

В этом сюжете использованы фотографии экспонатов выставки «Как поехала Москва» в Музее Москвы (2015).


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.