evgechesnokov

Categories:

Московский трамвай. История. Часть 1

12 января 2020 года

Фотопроект «Город на память». 542А. Московский трамвай. История

До середины XIX века в Москве было раздолье ямщикам, у которых вообще не было конкурентов и частный извоз приносил неплохую прибыль. Но в 1840-х годах из Европы пришла мода на новый вид транспорта, который у нас назвали линейкой, - это была подрессоренная телега с сиденьями на 10 человек, неспешно влекомая лошадью по определённому маршруту. Линейка стала первым московским общественным транспортом. Электрический трамвай помчится по московским улицам спустя полвека.

Линейка трансформировалась в омнибус - уже не телегу, а вагончик на 15-20 пассажиров, но на всё той же гужевой тяге. Лошадям было тяжело тянуть вагон по московской брусчатке и омнибус эволюционировал в конку - поставленный на рельсы вагон со стальными колёсами - более шустрое и вместительное транспортное средство.

В 1872 году Москва готовилась отмечать 200-летие со дня рождения Петра I и к этой дате было приурочено проведение Политехнической выставки, демонстрирующей современные достижения науки и техники. Изюминкой праздника стал запуск временного движения конки от Смоленского (ныне Белорусского) вокзала до Александровского сада, где и проходила выставка. Это была одноколейная линия с разъездами, на которой использовалось 10 английских вагонов с империалом - открытым вторым этажом, на который по этическим соображениям не рекомендовалось взбираться дамам.

Конка на Серпуховской площади. 1892-1905 гг.: https://pastvu.com/p/846297

Конка на Рогожском валу. 1900-1905 гг.: https://pastvu.com/p/15897

Первая постоянная двухколейная линия конки - Петровская - появилась к 1874 году, она повторяла уже проверенный маршрут, но продлилась ещё дальше, до Петровского парка. К концу XIX века в Москве существовало 25 линий конки, владельцы московских конно-железных дорог располагали девятью депо, 2000 лошадьми и 400 вагонами. Но система не была совершенной, двух или четырёх лошадиных сил всё равно не хватало и на крутых подъёмах дежурили специально обученные люди, цепляющие к конке ещё пару лошадей.

Аттракцион: Почувствуй в себе лошадь!

Появление электродвигателя, трансформатора и прочей электротехники пришлось очень кстати, чтобы произвести революцию на транспорте - 25 марта 1899 года в Москве торжественно запустили первый трамвай. На следующий день электрические трамваи начали регулярно ходить от Бутырской заставы до Петровского парка, развивая скорость до 25 километров в час. Первые вагоны были иностранного производства - немецкие «Сименс», «Фанкельрид» и чешские «Рингхофер», располагавшие скамейками вдоль бортов на 20 человек и ещё несколько пассажиров могли разместиться на передних и задних площадках.

Бутырское трамвайное депо. Один из первых трамваев, закупленных в Германии у фирмы «Сименс и Гальске». 1899 год: https://pastvu.com/p/676989

Первое трамвайное депо для отстоя и ремонта трамваев было построено на Нижней Масловке по проекту инженера А.Бари и состояло из вагонного сарая на 30 трамваев, преобразовательной электроподстанции, двухэтажного жилого дома и нескольких служебных строений. В советское время Бутырское трамвайное депо стало специализироваться на грузоперевозках на специальных грузовых вагонах и платформах, с 1960 года трамваи уступили здесь место грузовым троллейбусам, рельсы были разобраны, а в наши дни бывший транспортный комплекс перешёл частному владельцу.

Бывшее Бутырское трамвайное депо

Прокладка новых трамвайных линий стимулировала реконструкцию уже существующих коночных депо, например, вблизи Тверской заставы вместо Миусского парка конно-железных дорог открылся Миусский парк московского городского электрического трамвая. В 1903-1910 годах архитекторы Н.Жуков, М.Глейнинг и инженер Н.Сытенко возвели новые здания вагонных сараев и мастерских, казармы и конторы, а на месте конюшен выросло административное здание. В 1955 году троллейбусы и на этой площадке потеснили трамваи, а в настоящее время в неплохо сохранившихся индустриальных зданиях открыт гастрономический центр «Депо Москва».

Миусский трамвайный парк. 1928 год: https://pastvu.com/p/46364

Увы, сохранение этих исторических зданий - исключение из правил. Уже снесены под жилую застройку Андреевский трамвайный парк на Долгоруковской улице, Ремизовский трамвайный парк на Коровьем валу, Уваровский трамвайный парк в Хамовниках, неясны перспективы сохранения корпусов Золоторожского, Пресненского и Рязанского парков.

Краснопресненское трамвайное депо. 1994 год: https://pastvu.com/p/342695

Замоскворецкий трамвайный парк (депо имени Апакова) на Шаболовке

Для восстановления трамвайных вагонов в 1905 году открылись Сокольнические ремонтно-трамвайные мастерские, на базе которых после революции был создан Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод (СВАРЗ) имени Лазаря Кагановича. Предприятие долгое время находилось в подчинении Мострамвайтреста, но выполняло самые разные заказы - в его цехах собирали первые московские троллейбусы «ЛК», экскурсионные троллейбусы ТБЭС для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, троллейбусы МТБЭС, первые в СССР сочленённые троллейбусы СВАРЗ-ТС1, грузовые троллейбусы ТГ-1 и ТГ-3, а также лифтовые лебёдки и кабины лифтов, фуникулёры для сочинских санаториев и будки постов ГАИ. В мастерских СВАРЗ ремонтировали не только трамваи, но и автобусы, а в наши дни СВАРЗ освоил ремонт электробусов.

В начале ХХ века, как ни странно, обширная сеть конно-железных дорог стала помехой для развития трамвайного движения. Дело в том, что мало поставить столбы и подвести электрическую сеть, для трамвая приходилось менять весь коночный рельсовый путь на новый с шириной колеи 1524 миллиметра. С 1901 года город начал выкупать у собственника - Первого Бельгийского акционерного общества - коночные линии, вагоны и депо, а для эксплуатации трамвая было создано Управление городских железных дорог, подчиняющееся непосредственно Московской городской управе. Переходный процесс затянулся на десять лет, в некоторых районах конка и трамвай эксплуатировались параллельно, а последнюю конку москвичи увидели на улицах в 1912 году.

Трамвай на Красной площади. 1909-1910 гг.: https://pastvu.com/p/814978

Модернизированный трамвай типа «Ф» в Театральном проезде. 1934 год: https://pastvu.com/p/7182 В образцовом вагоне были установлены мягкие сиденья для пассажиров и система автоматического открывания дверей.

Трамвай типа «Ф» (фонарный) - самый распространённый тип трамвайных вагонов в дореволюционной Москве. Под фонарём подразумевалась застеклённая конструкция на крыше для освещения салона.

Трамвай типа «БФ» (бесфонарный) - первый тип трамвайного вагона, изготовленный в СССР.

Первая Мировая война и революционные события притормозили развитие трамвая, который стал основным перевозчиком дров, продовольствия и других грузов, но пришло мирное время, стальные рельсы пронизали весь центр Москвы и дотянулись до окраин. В 1934 году был достигнут максимум перевозок пассажиров (в среднем трамваем пользовались 2 600 000 пассажиров ежедневно при населении города около 4 000 000 человек).

Вместе с трамваем родились новые профессии - вагоновожатый (водитель), кондуктор, контролёр.

Кондуктор. 1931 год: https://pastvu.com/p/8655

Конечная трамвайная остановка «Метро Университет». 1962 год: https://pastvu.com/p/1028539

На конечных станциях строились небольшие здания для диспетчеров, а на маршрутах были установлены павильоны для пассажиров, ожидающих прибытия трамвая.

Диспетчерская на Университете

Диспетчерская на Угрешской

Диспетчерская на ВСХВ (сейчас находится на территории ВДНХ)

Трамвайная станция «ВСХВ». 1939 год: https://pastvu.com/p/932662

Диспетчерская в Останкино

Павильон для пассажиров на Войковской

Павильон в Красностуденческом проезде

Трамвайная остановка в Останкино

Трамвайная остановка в Сокольниках

Трамвайная остановка на Покровском бульваре

В Москве работали и кольцевые трамвайные маршруты. Литерный трамвай «А» (буквенные, а не цифровые номера присваивались кольцевым маршрутам) проезжал практически по всему Бульварному кольцу, «Б» - по Садовому. Со временем троллейбус вытеснил рельсового конкурента с Садового кольца, а «Аннушка» становилась всё короче, пока в 1991 году также не исчезла. Популярный маршрут был восстановлен в 1997-м и сейчас трамвай «А» курсирует от Чистых прудов до Калужской площади.

Продолжение следует...

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.