evgechesnokov

Categories:

Яуза индустриальная. Часть 1

1 декабря 2019 года

Фотопроект «Город на память». 526А. Яуза индустриальная

Самые крупные промышленные предприятия на берегах Яузы располагались на Преображенской набережной - возведённый в 1896 году ансамбль Товарищества шёлковой мануфактуры и Московский электрозавод, занявший готическое дореволюционное здание Товарищества «Проводник». А возле Матросского моста сохранилась и куда более древняя индустриальная постройка - фабрика парусины, основанная ещё Петром I.

Полотняная фабрика, занимавшаяся производством плотной и прочной ткани для парусов, была построена в 1696 году на Хамовном дворе возле корабельной верфи и лесопильной мельницы. Спустя четверть века на ткацкой мануфактуре трудилось уже свыше 1000 рабочих, производя не только парусину, но и другие виды тканей. «Завод мне зело нравный» - радовался Пётр Великий.

В середине XVIII века случилась оптимизация производства и фабрику перевели из Москвы в Новгород, корпуса бывшего Хамовного двора сначала приспособили под матросский богаделенный дом для ветеранов флота, а в 1785 году в них открылась Екатерининская богадельня. Идея создания благотворительного заведения принадлежала императрице Екатерине II, она же и пожаловала богадельне этот участок земли. На картах петровского времени здание отмечалось в виде скобы, а замкнутое каре с часовней во внутреннем дворе появилось в ходе реконструкции уже после размещения здесь богадельни. В перестройке приняли участие такие замечательные зодчие, как Матвей Казаков и Осип Бове, но приметы петровской эпохи оказались утрачены.

Екатерининский богадельный дом. 1913 год: https://pastvu.com/p/2382

Екатерининская богадельня. 1914 год: https://pastvu.com/p/284037 И в 1812 году, и во время Первой Мировой войны в богадельне устраивали госпиталь для раненых воинов.

Комната в общежитии МГУ на Стромынке. 1951 год: https://pastvu.com/p/167023

После Октябрьской революции учреждение перешло в ведение Московского отдела социального обеспечения с переименованием в Дом инвалидов имени Радищева (Дом хроников имени Радищева). В 1929-1930-х годах вместо инвалидов сюда заселили студентов МГУ и позднее это место стало известно под названием Стромынский студгородок - студенческое общежитие нескольких вузов. Затем в старинных корпусах обосновался Всесоюзный заочный машиностроительный институт, не раз менявший названия - Московский институт приборостроения, Московская государственная академия приборостроения и информатики, Московский технологический университет.

Стромынка, 20 - Российский технологический университет (кампус МГУПИ)

Современный вид здание приобрело после реконструкций советского периода, когда студенческое общежитие надстроили двумя этажами, а затем снесли угловую часть для расширения улицы Стромынка при постройке нового Матросского моста.

Стромынка, 20с4 - погреба для хранения продуктов. В 1790 году в середине двора возвели Воскресенскую церковь, позднее перемещённую на северо-западный угол каре (церковные купола видны на старых фотографиях). В первые годы советской власти церковь снесли, а во дворе осталось загадочное строение. Возможно, после переноса церкви на её месте обустроили часовню, но позднее здание стали использовать для хозяйственных нужд.

По соседству с богадельней в бывшей матросской слободе открылись ещё два социально значимых учреждения - «Дом, лишённых ума» (старейшая в Москве больница для лечения душевнобольных) и «Смирительный дом для предерзостных» (Московская исправительная тюрьма, СИЗО № 1 «Матросская тишина»). 

В течение нескольких веков места эти были несуетными и нешумными, пока в 1912 году матросскую тишину не нарушил лязг вагонных колёс и трели трамвайных звонков - на Яузе открылся Ново-Сокольнический парк городских железных дорог.

Трамвайное депо имени Русакова. 1930-1935 гг.: https://pastvu.com/p/54983

Ново-Сокольнический парк городских железных дорог. Вагонный сарай. 1913 год: https://pastvu.com/p/13129

Ново-Сокольнический парк городских железных дорог. Жилой дом. 1913-1914 гг.: https://pastvu.com/p/17580

Движение конки из Сокольников в Богородское и из Сокольников до Преображенской заставы открылось ещё в конце XIX века. Затем гужевой транспорт был заменён электрическим трамваем и в 1905 году открылся Сокольнический парк для отстоя вагонов. А так как трамваям требовался ремонт, городские власти перевели парк на берег Яузы, а в старых корпусах открыли ремонтный завод.

Архитектурный ансамбль нового парка состоял из вагонного сарая на 20 смотровых канав, административного здания и жилого дома для служащих. После революции трамвайному депо было присвоено имя Ивана Русакова, жителя Сокольников, врача-педиатра, участника революционного движения. Несмотря на то, что изначально депо было рассчитано на обслуживание 160 вагонов, к началу Великой Отечественной войны оно стало самым большим трамвайным предприятием СССР, в котором эксплуатировалось 430 вагонов, перевозящих пассажиров на 20 маршрутах.

Русаковская набережная, 1 - трамвайное депо № 5 имени И.В.Русакова

Раньше трамваи сворачивали в депо со Стромынки по Русаковской набережной, а с 1957 года в связи со строительством нового Матросского моста схему движения пришлось изменить и трамваи заезжают с улицы Матросская Тишина. 

Трамвайные пути пролегают мимо дореволюционного здания с котельной (Стромынка, 20А), примечательного мозаичным панно «Связь СССР».

Большой Матросский переулок, 1 - жилой дом (1956, архитекторы А.Алексеев, Н.Преображенская, Н.Соловьёва) - единственное здание этого переулка. Вероятно, квартиры в этом доме получали сотрудники пенитенциарной системы, ведь со стороны двора его окна выходят прямо на тюрьму (следственный изолятор).

На противоположном берегу Яузы в петровские времена была основана Преображенская солдатская слобода да и сам Пётр I в 1690 году переселился сюда в Ново-Преображенский дворец, который называли Нагорным.

Электрозаводская улица, 33с5 - бизнес-центр «АВС» (2008). На этом холме эффектно смотрелся бы Ново-Преображенский дворец Петра I, но нет, судя по старым планам Москвы, дворец находился примерно посередине между Матросским мостом и устьем реки Хапиловки, то есть на территории нынешнего Электрозавода. 

Электрозаводская улица. 1980-1982 гг.: https://pastvu.com/p/101820 Улица образована в 1929 году объединением Генеральной и Лаврентьевской улиц.

Электрозаводская улица — это полтора километра старой пролетарской окраины. Хотя назначение заводских зданий в наши дни поменялось, внешний вид улицы напоминает о советской Москве 1950-х годов.

Электрозаводская улица, 37 - мастерские бумаго-ткацкой мануфактуры и городская усадьба купца Луки Беляева (1900)

Электрозаводская улица, 35с1 — промышленное здание (1900)

Электрозаводская улица, 33с4 — административное здание (1933)

Электрозаводская улица, 52 - под керамогранитом скрывается кирпичный фасад индустриальных зданий, с 1936 года занимаемых заводом чертёжных принадлежностей «Готовальня» (сейчас здесь бизнес-центр «Колибрис»).

Электрозаводская улица, 46с1 - заброшенное промышленное здание (1897)

Электрозаводская улица, 29с2 — административно-офисное здание (1997)

Электрозаводская улица, 27 — Товарищество шёлковой мануфактуры Мусси, Шёлковый комбинат имени Щербакова, теперь — бизнес-центр «Лефорт». Товарищество шёлковой мануфактуры было основано в 1881 году в результате слияния нескольких фабрик, его учредителями выступили известные московские купцы Юлий Гужон и Пётр Мусси. Архитектурный ансамбль на берегу Яузы сложился в 1896-1914 годах, когда по проекту Василия Залесского и Ивана Кондакова были построены цеха полного цикла шёлкоткацкого производства: шелкокрутильня, красильня, подготовительное отделение, ткацкие и механические мастерские, аппретурная мастерская.

На фабрике выпускали бархат, плюш, атлас, парчу и другие виды тканей, а также ленты и мебельную обивку. Продукция Товарищества шёлковой мануфактуры неоднократно отмечалась высокими наградами всероссийских и международных выставок, в том числе высшей наградой на престижной Международной выставке в Париже в 1900 году.

После революции советская власть национализировала предприятие, которое с 1926 года носило название Московский шёлковый комбинат имени П.П.Щербакова. Пётр Щербаков был потомственных ткачом, принимал активное участие в октябрьских революционных событиях и погиб во время боёв в Лефортово.

Гости Фестиваля молодёжи и студентов на Комбинате имени Щербакова. 1957 год: https://pastvu.com/p/563839

Мемориал памяти работников Московского шёлкового комбината, погибших на фронтах Великой Отечественной войны (1983)

В постсоветское время комбинат был вынужден выключить станки, цеха стали использоваться арендаторами как складские помещения, а в наши дни территорию занимает деловой квартал «ЛеФорт». В ходе реконструкции были сохранены исторические корпуса и основные здания советской постройки. Часть производственных строений была снесена в ходе благоустройства территории, сохранились лишь небольшие кирпичные постройки, которые используются как электроподстанция и хранилище дворницкого инвентаря.

Мосгоргеотрест был создан в 1944 году решением Исполкома Моссовета как трест геолого-геодезических и картографических работ. Организация существует под тем же названием до сих пор и осуществляет инженерно-конструкторскую экспертизу строительства зданий в Москве.

Продолжение следует...

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.