evgechesnokov

Category:

Яуза. Сокольники - Богородское. Часть 1

23 ноября 2019 года

Фотопроект «Город на память». 524А. Яуза. Сокольники - Богородское

За Московско-Ярославской железной дорогой Яуза неспешно течёт в сторону села Богородское по своему самому зелёному участку: на левом берегу расположена южная окраина Национального парка «Лосиный остров» - Яузский лесопарк, а правобережье издавна славилось живописными сокольническими пейзажами, привлекая на отдых царей и дачников.

Яуза в Сокольниках. 1900-1910 гг.: https://pastvu.com/p/2071

Путяевский пруд. 1904 год: https://pastvu.com/p/107151

В XIX веке дачные Сокольники украсил живописный каскад из шести богатых рыбой прудов в пойме Путяевского ручья. В современной нумерации первым считается самый большой - Верхний пруд, который расположен вблизи железнодорожной платформы Маленковская. Но по факту первым самообразовался нижний пруд в Путяевском овраге и лишь потом овраг запрудили для создания других водоёмов.

Для прогулок дачников были проложены аллеи, украшенные беседками и декоративными посадками, а в лесном массиве между прудами и железной дорогой создан лабиринт из пяти кольцевых дорожек. Лабиринт отмечался на всех картах советского периода да и на современных яндекс-картах можно разглядеть три сохранившихся кольца.

Издание Суворина. 1915 год: http://www.retromap.ru/

В XIX веке Яуза служила здесь границей Москвы. Село Богородское находилось за городской чертой, но не случайно на эту окраину дотянулась линия конно-железной дороги: Богородское играло важную роль в индустриализации, вдоль Яузы располагались сначала восковой и кирпичный заводы, суконная и ситцевые фабрики, а затем фабрика Товарищества Резиновой Мануфактуры («Богатырь», «Красный богатырь»).

В Сокольниках конка, а затем трамвай проходил через зелёную зону, изрезанную переулками и проездами. Всё это - дачная местность, застроенная до революции десятками частных деревянных домов. После национализации самые большие дачи стали использоваться под детские учреждения, школы, санатории, причём некоторые строения в этом качестве сохранились до наших дней. Увы, посмотреть их не удастся, так как вновь открывшиеся детские и сады и гимназии - частные и скрыты за высокими заборами.

Пожалуй, самая известная такая дача-школа принадлежала изначально купеческой семье Ляминых. Глава семьи Иван Лямин владел мануфактурой в Яхроме, которая приносила хороший доход благодаря эффективной организации производства. Фабрикант построил дома и больницу для рабочих, школу да и в Москве оставил о себе добрую память: занимая пост городского головы, он заботился о развитии образования и культуры, жертвовал крупные суммы на благотворительность. В 1850-е годы Лямин приобрёл земельный участок в Сокольниках для обустройства усадьбы.

Дача Ляминых. 1890-1910 гг.: https://pastvu.com/p/13001

После революции ляминская дача была национализирована и Надежда Крупская организовала в ней санаторий для больных детей - опытно-показательную Лесную школу. Владимир Ленин навещал здесь супругу и привозил подарки воспитанникам. Эти визиты были описаны в лениниане писателя Владимира Бонч-Бруевича и в новогоднем рассказе Александра Кононова «Ёлка в Сокольниках». К тому же в 1919 году по дороге на дачу Ленин был ограблен бандой Якова Кошелькова и ленинские биографы не преминули растиражировать эту историю.

Лесная школа. 1940 год: https://pastvu.com/p/108783

С первых лет советской власти государство заботилось о всестороннем образовании школьников, в частности, оказывало поддержку движению юных натуралистов. Маленькие любители природы ещё в 1918 году получили в своё распоряжение национализированную купеческую дачу для изучения там флоры и фауны.

Биологическая станция юных натуралистов имени К.А.Тимирязева. 1920-1930 гг.: https://pastvu.com/p/317976

Ещё одна дача (на 6-м Лучевом просеке) стала школой-колонией при биологической станции. Инициатором создания биостанции - первого в СССР детского внешкольного учреждения - стал врач-педиатр, председатель исполкома Сокольнического района Москвы Иван Русаков, а занимались с ребятами замечательные биологи Борис Всесвятский, Пётр Смолин, Николай Дергунов.

Для занятий была оборудована серьёзная база с лабораторией, оранжереей, опытным огородным участком, плодовым садом, пасекой, звероводческим питомником, террариумом. Юные натуралисты (юннаты) под руководством специалистов биостанции проводили исследования и, несмотря на свою молодость, нередко получали результаты, имевшие вполне реальную научную и практическую ценность. При биостанции открылся детский сад, воспитанники которого приобщались к изучению природы и уходу за животными и растениями. В 1923 году московские школьники впервые отметили День леса, привлекая внимание к проблемы охраны и возрождения лесов, а в весенний День птиц развешивали тысячи скворечников, сколоченных за зиму.

Центральная станция юных натуралистов. 1970-1972 гг.: https://pastvu.com/p/194962

В 1934 году биостанция получила всероссийский статус и новое название - Центральная станция юннатов, спустя двадцать лет был построен новый корпус, сохранившийся до наших дней. К этому времени владения станции юннатов занимали почти 18 гектаров вдоль берега Яузы. Юннатское движение выдержало проверку временем. Борьба за охрану природы, экологическое образование детей, учебные естественнонаучные и агрономические исследования – всё это имеет свои истоки в когда-то маленькой районной станции юннатов, правопреемником которой стал Федеральный детский эколого-биологический центр.

Путяевский ручей впадает в Яузу вблизи единственного кирпичного здания в этой дачной местности.

Ростокинский проезд, 13Ас1 - учебный корпус построен в 1934 году, Институт философии, литературы и истории имени Н.Чернышевского (1936-1941), Московский институт востоковедения (1945-1955), Заочный институт иностранных языков (1970-е), Институт иностранных языков имени Мориса Тореза при МГЛУ. 

Институт востоковедения. 1951 год: https://pastvu.com/p/600461 Институт востоковедения в окружении дачной застройки.

Кажется довольно странным открывать учебное заведение на окраине города в сокольнической глуши, куда непросто было добраться на общественном транспорте. А не планировалось ли это здание под Исполком Коминтерна, занимавшийся экспортом революций и обосновавшийся в итоге в Ростокино, или под какое-то другое секретное учреждение? Позднее городские власти не слишком интересовались судьбой размещавшихся здесь вузов, здание отапливалось углём местной котельной и в морозные зимы студенты занимались в промёрзших аудиториях. Лишь в XXI веке в ходе капитального ремонта Институт иностранных языков подключили к централизованному отоплению.

Ростокинский проезд, 13Ас9 - дача иркутского купца Александра Второва, одного из самых богатых людей в Сибири конца XIX века. В советские годы в доме проживали преподаватели вуза. К сожалению, уже много лет никто не берётся за реставрацию разрушающегося исторического строения.

Ростокинский проезд, 15с13 - деревянный дом с печным отоплением (1928). Возможно, этот дом относился к станции юннатов, говорят, что здесь работали над селекцией растений.

Участок Яузы вдоль заболоченной старицы завершается Богатырским прудом (он же - Первый, Егерский, Заморный, Пятачок). Говорят, что у пруда был ещё один вариант названия - Швейцарка, так как дачную местность возле Богородского в рекламных целях преподносили как Московскую Швейцарию.

Мост через Яузу. 1900-1912 гг.: https://pastvu.com/p/238220  Каменный Богатырский мост сооружён в 1912 году взамен деревянного моста. 

Последние фрагменты советского декора на перилах моста демонтированы весной 2019 года.

От Богатырского моста вдоль берегов Яузы проходят две крупные автомобильные магистрали в сторону Преображенки. По правому берегу от Московской Окружной железной дороги пролегала грузовая ветка по территории «Красного Богатыря» и дальше через промзону до НИИ дальней радиосвязи, но после закрытия заводов железнодорожные рельсы демонтировали и образовался Проектируемый проезд № 1889, переименованный в 2016 году в проспект Ветеранов. Название связано с размещением в Сокольниках нескольких крупных военных госпиталей, в которых лечились ветераны Великой Отечественной войны.

Проспект Ветеранов. Интересно, что по проспекту не числится ни одного домовладения. Если не ошибаюсь, по одному из недавних градостроительных планов именно по этой трассе собирались прорубить магистраль от Преображенки мимо Сокольников, по улице Космонавтов и улице Академика Королёва до Дмитровского шоссе.

А на левом берегу параллельно Яузе проходила Большая Богородская улица - главная улица села Богородское, которая с 1965 года носит название Краснобогатырская. О бывшем селе напоминает нумерация домов по нечётной стороне, после дома № 31 сразу идёт дом № 75: утраченные номера - это снесённые деревянные сельские домики.

Впервые это село на берегу Яузы упоминается в писцовой книге Московского уезда в 1550 году под названием Алымово. Оно принадлежало одному из воевод Ивана Грозного и насчитывало всего несколько крестьянских дворов. На протяжении двух столетий Алымово принадлежало то князьям, то государству, то Чудову монастырю, крестьяне зарабатывали себе на жизнь земледелием, льнопрядением и ткачеством по холсту, платили хозяевам барщину и оброк. Переименование Алымово в Богородское произошло в конце XVII века, когда на местном погосте возвели деревянную часовню в честь праздника Успения Богородицы.

Первую попытку индустриализации Богородского предпринял в 1704 году немец Иоганн Барфус, который по указу царя Петра I открыл бумажную фабрику, просуществовавшую около ста лет. После отмены крепостного права крестьяне незамедлительно выкупили земли, вырубили часть леса и стали сдавать участки в аренду дачникам, впрочем рантье из них получились неудачливые — деньги либо пропивались в кабаках, либо вкладывались небольшие предприятия, просуществовавшие недолго и разорившиеся. Места эти пользовались популярностью по причине низкой стоимости дачных участков, среди отдыхавших в Богородском было немало людей искусства, здесь жили Иван Шишкин, Пётр Чайковский, Александр Бородин, Милий Балакирев, Антон Рубинштейн.

В конце XIX века в окрестностях села Богородское стали появляться промышленные предприятия, прежде всего строились текстильные и красильные фабрики. А в 1887 году на месте небольшой чулочной фабрики Гучесона был возведён Завод Московского товарищества резиновой мануфактуры. Спустя год предприятие приступило к выпуску шлангов, пожарных рукавов, детских игрушек, ремней, галантерейных изделий, медицинских принадлежностей, а с 1890 года включило в ассортимент своей продукции резиновую обувь. Наибольшим спросом среди горожан пользовались галоши, предохраняющие обувь от воды, снега и грязи.

Главный корпус завода «Красный Богатырь». 1920-1922 гг.: https://pastvu.com/p/88186

В ходе реорганизации предприятия в 1910 году было основано русско-французское Общество резинового производства и торговли «Богатырь». После революции советская власть национализировала завод и в 1923 году название изменилось на «Красный Богатырь». За более чем столетнюю историю предприятия на его территории появилось около 90 производственных и складских построек, а главный корпус, построенный в 1911 году архитектором Г.Гельрихом, признан исторически ценным градоформирующим объектом. Именно это здание планируется сохранить в ходе редевелопмента промышленной зоны, а остальные строения пойдут под снос.

Территория бывшего Московского экспериментально-учебного кожевенно-обувного комбината уже зачищена и ведётся подготовка к строительству жилого комплекса на берегу Яузы.

Первая тяговая подстанция московского метрополитена построена в стиле конструктивизма и сдана в эксплуатацию в начале 1935 года. В годы Великой Отечественной войны пилоты немецких бомбардировщиков получали карты с указанными на них приоритетными заданиями и в Богородском важной целью была Umspannwerk - трансформаторная подстанция.

Краснобогатырская улица, 10 - Дом культуры имени Ильича открыт в 1922 году по инициативе рабочих и при поддержке профсоюза завода «Красный Богатырь» в здании бывшей красильной фабрики Генке (постройка 1910-х годов).

Краснобогатырская улица, 17 — храм Преображения Господня в Богородском построен из отборного леса и освящён в 1888 году. В советские годы богослужения не прекращались, но беда здесь всё-таки случилась - в 1954 году здание сильно пострадало от пожара.

Для обеспечения пожарной безопасности «Красного Богатыря» в 1927 году по проекту архитектора А.Куровского было построено пожарное депо (Краснобогатырская улица, 22).

Краснобогатырская улица, 38 — административное здание Москожкомбината (1933)

Краснобогатырская улица, 72с11 — санаторий № 55 (1937), с шестидесятых годов - ясли-сад.

Продолжение следует...

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.