evgechesnokov

Category:

Яуза. Институт пути

15 ноября 2019 года

Фотопроект «Город на память». 519. Яуза. Институт пути

За последние несколько лет берега Яузы стали гораздо привлекательнее для прогулок: сейчас на участке Медведково - Свиблово с трудом можно найти хоть какие-то руины, напоминающие о животноводческом карантине ВДНХ или прибрежных гидролабораториях Института пути, а заброшенный железнодорожный мост Бескудниковской ветки переделан в пешеходный.

Смотрите старые фотографии: Яуза среди огородов и пастбищ. 1930-1960 гг.: https://pastvu.com/p/94219

Яуза среди сараев и гаражей. 1984 год: https://pastvu.com/p/109277 Обе эти фотографии сделаны примерно в одном и том же месте, но в разные годы. Вдали виднеется Медведково, а фотографы снимали с возвышенности, на которой располагается жилой городок Института пути. В ходе благоустройства берега стали общественным парком с пешеходными и велосипедными дорожками.

Река Чермянка - правый приток Яузы. Исток Чермянки расположен в Мытищинском районе Московской области, а десятикилометровый участок по столице река проходит то в открытом течении, то спрятавшись в подземный коллектор. Река сильно загрязнена хозяйственно-бытовыми сточными водами, нефтепродуктами и солями железа.

Впадение Чермянки в Яузу. 1963 год: https://pastvu.com/p/51292

Место впадения реки Чермянки в Яузу

Арт-объекты - «парящие» конструкции, оплетённые лозой, созданы в мастерской Николая Полисского в Никола-Ленивце. Местные жители не оценили креатив и сравнивают произведения ландшафтного дизайна с «червяками» или «какашками».

Сохранившаяся деревянная опора линии электропередачи в село Медведково.

Яузская плотина сооружена в 1960–1070-х годах для поддержания уровня воды в реке Яузе.

Большая территория по правому берегу находилась в ведении Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (Выставки достижений народного хозяйства) и использовалась в качестве карантина для сельскохозяйственных животных. Перед демонстрацией в павильонах выставки все коровы, лошади, овцы, домашняя птица и прочая живность проходили обязательный ветеринарный карантин и экспертизу породных качеств.

Карантин ВДНХ. 1957-1962 гг.: https://pastvu.com/p/366567 Снимок сделан со строящихся корпусов НИИ точных приборов, за коровниками течёт Яуза, а на горизонте - городок Института пути.

В постсоветский период ВДНХ трансформировалась в торговый центр ВВЦ и потерявшие актуальность карантинные строения оказались заброшены или снесены. Это место облюбовали бездомные, гастарбайтеры, наркоманы и другие маргинальные персонажи, здесь же водились стаи диких собак. В наши дни от строений бывшего карантинного участка ничего не сохранилось.

На левом берегу Яузы горожане любят отдыхать вокруг овального пруда, который называют по-разному: Кольский, Тенистый, «Холодок», «Рубль», а чаще просто - Пруд. Купаться в нём запрещено.

Пруд «Холодок». 1985 год: https://pastvu.com/p/39371

Пруд выкопан в 1962 году для испытательного комплекса гидролаборатории ЦНИИС - Научно-исследовательского института транспортного строительства (Научно-исследовательского института путей и строительства НКПС СССР), также известного под коротким названием Институт пути. Вокруг водоёма были смонтированы стенды для испытаний оборудования, в том числе земснаряд (устройство для перекачивания размягчённого грунта по трубопроводу) производительностью 600 кубометров в час.

С начала восьмидесятых годов оборудование с пруда стали демонтировать и вывозить, но ещё долго местные пацаны лазали по заброшенным тюбингам, коллекторам и вышкам, пока остатки конструкций не отправились на металлолом. О бывшей гидролаборатории напоминает кирпичной здание котельной и несколько бетонных плит в парке.

На месте испытательного полигона выросли кварталы многоэтажных домов, в зелёной зоне на берегу Яузы открылся стадион «Свиблово». Впрочем, стадион был здесь и раньше, он относился к Институту пути, а в 2007 году передан под физкультурно-оздоровительный комплекс РГСУ и огорожен забором.

Стадион ЦНИИС и строительство школы № 1138. 1962-1963 гг.: https://pastvu.com/p/649988

Пешеходный мост над Яузой - безымянный железнодорожный мост Бескудниковской ветки, построенный в 1900 году. С этим мостом связаны некоторые загадки: есть мнение, что изначально мост находился чуть севернее и в советское время с непонятной целью перенесён на нынешнее место. Исчезли следы и каменно-деревянной плотины на Яузе, возле которой на левом берегу стояло водоёмное здание, подававшее воду в тендеры паровозов. Иногда Бескудниковская ветка упоминается как БЛСВ - в аббревиатуре зашифрованы буквы названий конечных станций Бескудниково и Лосиноостровской.

Бескудниковская ветка изначально была частью железнодорожной линии от Москвы на Савёлово, которая строилась в конце XIX века по инициативе Саввы Мамонтова, акционера и директора общества Московско-Ярославской железной дороги и известного мецената. Движение открылось в 1900 году, причём поезда поначалу следовали от Ярославского вокзала и от станции Лосиноостровская и лишь спустя два года был сооружён Савёловский вокзал.

После того как Савёловский вокзал стал обслуживать основное направление, а в 1908 году была введена в эксплуатацию Московская Окружная железная дорога, ветка между станциями Лосиноостровская и Бескудниково оказалось мало востребованной. Её второе рождение состоялось в 1930-е годы, когда открылся Институт пути (ЦНИИС) и на ветке стали проводить испытания новых поездов. В частности, здесь обкатывали первые советские пригородные электрички, а мост через Яузу оборудовали датчиками предельной нагрузки. При Институте пути и Экспериментальном заводе ЦНИИ МПС были оборудованы депо и тупики с локомотивами, вагонами-лабораториями и путевыми машинами.

В годы Великой Отечественной войны на левом берегу Яузы базировалась 21-я батарея 176 зенитно-артиллерийского полка, оснащённая прожекторами и звукоулавливателями. Первый массированный налёт на Москву немцы предприняли в ночь с 21 на 22 июля 1941 года, когда 250 бомбардировщиков с разных сторон вторглись в воздушное пространство Московской зоны ПВО. В этом бою люфтваффе потеряло 22 самолёта, из них два на счету зенитчиков 176 полка. Прожекторы выхватывали цель в ночном небе, а артиллеристы открывали огонь из 76- и 85 миллиметровых зенитных орудий.

Работы возле моста Бескудниковской ветки. 1942 год: https://pastvu.com/p/715527

К 1955 году Бескудниковская ветка была электрифицирована на всех участках и началось регулярное пассажирское движение по маршруту Лосиноостровская - Дзержинская - Институт пути - Отрадное - Слободка - Бескудниково. По ветке курсировали четырёхвагонные, а иногда и шестивагонные электропоезда, а также перевозились грузы, в том числе по ответвлению в Ватутинскую промзону и по ответвлению в сторону ВСХВ (ВДНХ). Так как ветка была однопутной, на ней, как правило, в челночном режиме работал один поезд модификации ЭР-2.

Электропоезд ЭР2-523 у моста через Яузу. 1982 год: https://pastvu.com/p/13343

С развитием сети наземного общественного транспорта и строительством метрополитена отпала надобность в Бескудниковской железнодорожной ветке, которая пересекала городские улицы, создавая ненужные сложности на переездах. Первым закрытым участком оказался перегон Лосиноостровская-Дзержинская, по причине плохого состояния путей электрички стади двигаться очень медленно, а к 1987 году движение прекратилось по всему маршруту. На месте демонтированных путей выросли жилые кварталы и лишь мост через Яузу напоминает о железной дороге дореволюционной постройки. Историки собрали уникальный материал по Бескудниковской ветке, который доступен на сайте: http://www.noorderlingen.org/pages/history-03.htm#The Railway Map

Сохранившаяся опора подвески контактной сети на улице Декабристов стала частью краеведческого уголка, посвящённого Бескудниковской ветке. По мнению дотошных экспертов, фрагмент рельсов установлен не исторично, а поперёк реальной трассы, зато паровозик смотрит в правильном направлении.

После закрытия движения мост ещё в конце восьмидесятых приглянулся пацанам как место для разборок между районами, например, Свиблово vs.Отрадное. Вероятно, Евгений Кемеровский слышал про эти истории и снял здесь эпизод клипа «Братва, не стреляйте друг в друга». Остатки взорванного по сценарию клипа автомобиля ещё долго лежали на мосту. Городские власти не интересовались судьбой исторического моста, жители новостроек на свой страх и риск проходили над Яузой по ржавому металлу и сгнившим шпалам.

Мост Бескудниковской ветки с демонтированными рельсами. 2000 год: https://pastvu.com/p/109886

В 2006 году после долгожданного ремонта мост стал пешеходным.

Асфальт положен прямо на шпалы.

В левой части снимка - участок старого русла Яуза, не засыпанный при спрямлении.

Благоустройство прибрежной территории вдоль Тенистого проезда

Окрестности Института пути примечательны большим количеством хвойных деревьев.

С 1935 года Институт пути занимается проектированием мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей и гидротехнических сооружений. Среди недавних разработок ЦНИИС - Живописный мост в Крылатском, Парящий мост в парке Зарядье, стадион «Зенит-Арена» в Санкт-Петербурге и другие сложные объекты. В советские годы институт занимал обширную территорию в пойме Яузы, со стороны города Бабушкин к нему вела Институтская улица, от станции Лосиноостровская подходила железнодорожная ветка. Для сотрудников был построен городок, который так и назывался - Институт пути. 

Главный корпус Института пути и памятник Сталину. 1940-1960 гг.: https://pastvu.com/p/317463

Игарский проезд, 2 - Научно-исследовательский институт путей и строительства НКПС СССР, главный корпус (1934)

Ивовая улица, 2 - Лабораторный корпус ЦНИИС (1956)

Мост и тоннельная лаборатория. 1968-1975 гг.: https://pastvu.com/p/7808

Лаборатория контактной сети. 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/40989 По мосту проходит электричка.

Здесь проходила Бескудниковская ветка, а чуть дальше электрички останавливались на станции Институт пути.

На платформе станции Институт пути. 1978 год: https://pastvu.com/p/13345 Сейчас на месте платформы и железнодорожных путей стоят в два ряда гаражи возле дома № 13 в Игарском проезде.

Вересковая улица, 1. 1950 год: https://pastvu.com/p/333551 Первый кирпичный жилой дом в посёлке Институт пути построен в 1932 году. Снесён.

Несмотря на масштабные перемены и новую застройку района Свиблово, некоторые исторические корпуса и общественные здания 1930-1950-х годов сохранились до наших дней.

Ивовая улица, 1к1 - клуб (1934), здание сильно перестроено.

Вересковая улица, 6 - баня (1936), сейчас - сауна-бар «Гусарский дворик»

Ивовая улица, 5 - жилой дом (1955)

Вересковая улица, 12к2 - жилой дом (1953)

Вересковая улица, 4 - жилой дом (1950)

Вересковая улица, 5 - жилой дом (1936)

Тенистый проезд, 6 - жилой дом (1960). Жильцы ожидают переселения по программе реновации, стартовая новостройка запланирована во дворе этого дома. А всего в институтском городке 10 домов вошли в программу улучшения жилищных условий.

Продолжение следует...

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.