evgechesnokov

Category:

Неглинка от Госбанка к Трубной площади

2 ноября 2019 года

Фотопроект «Город на память». 514. Неглинка от Госбанка к Трубной площади

К концу XIX века доставлявшая немало хлопот речка Неглинка оказалась заперта в каменный коллектор, маргинальная атмосфера этих мест ушла в прошлое и Неглинный проезд стал привлекателен для ведения коммерческой деятельности. Помимо доходных домов с магазинами и квартирами внаём здесь нашлось место и для главного финансового учреждения России - Московской конторы Государственного банка.

Неглинная улица, 12 - здание Московской конторы Государственного банка было возведено на Неглинной улице в 1890-1894 годах по проекту архитектора Константина Быковского, который в эти же годы строил клинический городок на Девичьем поле. Фасады здания выполнены в стиле ренессанс и богато отделаны лепными барельефами скульптора Александра Опекушина. 

Неглинный проезд, 12. Государственный банк. 1902-1904 гг.: https://pastvu.com/p/13284

В 1908 году архитектор Илларион Иванов-Шиц построил ещё два здания, а в 1927 году в связи с расширением функций Госбанка СССР Ивану Жолтовскому поручили провести реконструкцию всего банковского комплекса. Два шестиэтажных корпуса Жолтовского завершили архитектурный ансамбль.

Изначально в главном корпусе располагались кабинет управляющего, зал заседаний Правления, кассы текущих счетов и переводов, ссудное и фондовое отделения, вексельная, сберегательная, разменная и приходная кассы, отделы бухгалтерии. Два основных денежных хранилища и кладовые разменных монет были оборудованы железными шкафами на нескольких ярусах, окна защищены решётками, а своды укреплены стальными рельсами.

Внутри здание состоит из трёх нефов - просторных коридоров - с большими окнами и прозрачным потолком, так что служащие могли работать при естественном освещении. Операционный день тогда начинался в 10:00 и заканчивался в 15:00. В центральной части находились холл и парадная лестница, по сторонам от них - помещения для банковских служащих и посетителей. 

За прошедшие годы планировка несколько изменилась, в частности, пространство нефов теперь перегорожено стенами кабинетами, а от первоначального интерьера сохранились цветной витраж светового фонаря, балюстрада парадной лестницы, ограждения галереи, выполненные в виде грифонов, лепнина на стенах, светильники.

Кабинеты сотрудников были оснащены по последнему слову техники телефонами и телеграфом, курьера вызывали электрическим звонком. Кстати, это был один из немногих московских особняков, подъезды к которому были заасфальтированы. На территории располагались также дома с квартирами сотрудников банка, в подвалах работали домовые прачечные и столярные мастерские.

Портреты всех руководителей написаны в 2010 году по случаю юбилея Банка и первым в этой галерее размещён портрет барона Александра Штиглица, придворного банкира, наследника огромного состояния, крупного специалиста в банковских делах. 31 мая 1890 года именно этого человека император Александр II назначил управляющим вновь созданного Государственного банка. Управляющие и директора менялись довольно часто, в 1917 году комиссар Станислав Пестковский проработал рекордные три дня и был уволен лично Лениным за профнепригодность, а вот потомственный финансист Виктор Геращенко трижды возглавлял главный российский банк, занимая этот пост в сумме около восьми лет. В настоящее время Председателем Банка России является Эльвира Набиуллина.

Музей Банка России родился ещё в советские годы и состоял из небольших архивных выставок, в 1999 году была оформлена масштабная экспозиция, посвящённая различным аспектам банковского дела. К примеру, в музейных залах уместились практически десять веков истории национальной валюты. Первые монеты на Руси стали чеканить из золота и серебра при Владимире I в конце X века, до наших дней сохранилось лишь несколько подобных экземпляров, которые хранятся в Эрмитаже и в Киевской Лавре. Затем на протяжении трёх столетий в качестве денежных единиц стали использоваться кусочки серебра разного веса, назывались они южно-русская гривна и новгородская гривна. К примеру, в XII веке за кусочек серебра весом 200 грамм можно было купить княжеского коня, а за пару кусочков - имение. Интересно, что при всём богатстве российских недр первые рудники в нашей стране появились лишь в XVII веке (до этого весь металл привозили из-за границы), а регулярная добыча серебра и золота началась ещё позже - в XIX веке.

Монеты вернулись при Дмитрии Донском сначала в Московском княжестве, а затем на других русских землях, причём монеты каждого княжества отличались оформлением и весом. Тогда и появились привычные нам названия монет «копейка» и «рубль». Почему «рубль»? Возможно, потому что гривну рубили на части и вес денежной единицы неуклонно уменьшался с 200 грамм до 68 грамм, 28 грамм, 18 грамм. При Петре I в ходе денежной реформы в оборот вошли круглые монеты, созданные по европейским образцам. Внешний вид сторон монет - аверс и реверс - менялся со сменой правителя (при каждом новом императоре на монетах начинали изображать его портрет) и государственного строя, но с тех самых петровских времён рубль оставался и продолжает оставаться основной денежной единицей в России.

А первые бумажные ассигнации были выпущены в 1769 году, когда серебра стало не хватать и в ход пошли бумага и медь. Большие суммы оплачивались ассигнациями, а медными монетами пользовались люди достатком попроще. Вместе с бумажными деньгами появилась и инфляция - возникла ситуация обесценивания денег из-за чрезмерно активной работы печатных станков.

В 1870-х годах Россия стала добывать золото и это событие представлено в музее Банка России самородком весом 274 грамма. К этому времени мировые запасы самого ценного металла уменьшились и золотые монеты стали выводиться из оборота. Золото в слитках продолжало оставаться главной валютой в расчётах между государствами (в слитках хранится 19% золотовалютного резерва России), а население перешло на использование бумажных денег.

Неглинная улица, 15 - доходный дом Коломейцевых (1859, 1899, архитектор Константин Буров). Нынешнее оформление фасада примечательно гербом СССР, встроенным в дореволюционную лепнину.

Неглинная улица, 17с1 - доходный дом (1869, архитектор Н.Степанов, 1899, архитектор Л.Бетелев), в настоящее время - пятизвёздочная гостиница «Пётр I».

Неглинная улица, 19 - здание входит в ансамбль доходных домов «Товарищества Петровских торговых линий в Москве» с гостиницей «Россия» и рестораном «Ампир» (1876, архитектор Борис Фрейденберг, 1897, архитектор Карл Гиппиус). Артист Александр Вертинский выступал здесь в «Петровском театре миниатюр» с концертами, а после революции - Владимир Ленин с речами на собраниях профсоюзов. После переезда Советского правительства из Петрограда в Москву в этом здании находился «Второй дом Союзов».

Неглинная улица. Второй дом Союзов. 1930-1940 гг.: https://pastvu.com/p/102428

Неглинная улица, 21 - доходный дом «Товарищества Петровских торговых линий» с квартирами и магазинами (1876, архитектор Б.Фрейденберг, инженер К.Шестаков)

Неглинная улица, 23 - Дом Всекопромсовета (1934, архитектор Шнейдратус), Министерство автомобильного транспорта РСФСР, Министерство финансов РСФСР, в настоящее время - Федеральная налоговая служба России. Изначально здание было выполнено в стиле конструктивизма, стены облицованы розоватой и серой штукатуркой, а нынешний вид фасад приобрёл в ходе сравнительно недавней реконструкции здания.

Неглинная улица, 23. Здание Всекопромсовета. 1934-1935 гг.: https://pastvu.com/p/517

Бульвар на Неглинной улице. 1934-1935 гг.: https://pastvu.com/p/30687

Неглинная улица на выходе к Трубной площади завершается безымянным ныне бульваром, до революции носившим название Неглинный бульвар. С 1936 года и до послевоенных лет по нему ходили трамваи.

Бульвар на Неглинной улице. 1948-1953 гг.: https://pastvu.com/p/48711

Бульвар на Неглинной улице. 1985 год: https://pastvu.com/p/2931

Актёры театра «Школа современной пьесы» совершают променад по бульвару

Неглинная улица, 16 - жилые дома (1913)

Неглинная улица, 18 - комплекс доходных домов купцов Архангельских (1834, 1876, архитектор М.Быковский, 1889, О.Пиотрович)

Неглинная улица. Взрыв пороха в магазине «Охотник». 1923 год: https://pastvu.com/p/406686

Наводнение на Неглинке. 1965 год: https://pastvu.com/p/724651

Неглинная улица, 20 - торгово-офисный центр с жилым фондом и подземным паркингом (2007) со стилизованными под старину фасадами домов. Доходные дома были построены в XVIII-XIX веках и принадлежали купцам Ечкиным, владельцам крупного ямского хозяйства, которое предоставляло в прокат экипажи с кучером. Торговый центр на месте старого квартала открылся под вывеской «Неглинная Plaza», но затем название сменилось на более московское - «Неглинная Галерея».

Осенью 2019 года здесь прошла выставка «Неглинная, я люблю тебя», приуроченная к выходу в свет одноимённого фотоальбома.

Неглинная улица, 25 - доходный дом Московского городского общества взаимного от огня страхования (1915, архитектор Адольф Эрихсон), сейчас - Министерство здравоохранения РФ. В ходе реконструкции фасады кирпичного здания облицованы керамическими панелями.

Неглинная улица, 25. 1987 год: https://pastvu.com/p/96698

Неглинная улица, 27 - комплекс доходных домов Г.Лазарика (1876, архитектор Митрофан Арсеньев)

Неглинная улица, 29с5 - рестораны «Узбекистан» и «Белое солнце пустыни».

Ресторан «Узбекистан». 1955 год: https://pastvu.com/p/30297

 В конце XIX века на этом месте работал трактир, после революции открылась офицерская столовая, а ресторан «Узбекистан» появился в 1951 году при участии Министерства торговли Узбекской ССР. Среди местных жителей славилась его «Кулинария», торговавшая вкуснейшими чебуреками и лепёшками. Свидетельством престижности заведения косвенно могут служить воспоминания актрисы Людмилы Гурченко о том, что песня Владимира Высоцкого «Мы в очереди первые стояли, а те, кто сзади нас, уже едят» родилась в очереди в ресторан «Узбекистан».

В 1997 году ресторатор Аркадий Новиков стал новым владельцем «Узбекистана» и в бывшей банкетной части открыл ресторан «Белое солнце пустыни». Обновлённое оформление фасада и интерьеры зала передают восточный колорит одноимённого советского вестерна (истерна), снятого режиссёром Владимиром Мотылём.

Неглинная улица, 29 - комплекс зданий начала XIX века. Главный дом сначала был перестроен в 1864 году архитектором Дмитрием Чичаговым, а в 1905 году - по проекту Ивана Бони. Это место славилось гостиницей и рестораном «Эрмитаж» Люсьена Оливье, того самого кулинара, изобретателя рецепта любимого салата. Ресторанные постройки месье Оливье занимали значительную площадь: на месте нынешнего «Узбекистана» прежде располагались летние веранды «Эрмитажа».

Ресторан «Эрмитаж». 1899-1900 гг.: https://pastvu.com/p/526978

До революции это было злачное место, где буйно гуляло московское купечество. В Татьянин день здесь собирались студенты и профессора, напивавшиеся в свой праздник без меры. Пока студенты были трезвы, на шинелях писали свои адреса, чтобы извозчики по завершении гулянки смогли развести их по домам. Весёлые бесчинства по самым разным поводам происходили в ресторане регулярно.

После смерти Оливье ресторан продолжал работать и привлекал своими яствами и напитками многих известных деятелей культуры: здесь обедали Лев Толстой, Фёдор Достоевский, Чехов с Сувориным заключили контракт на первое издание собрания сочинений, а Чайковский сыграл жутчайшую для невесты свадьбу — он тут же укатил в Петербург со скрипачом, бросив молодую жену. В залах «Эрмитажа» Станиславский, Горький и все мхатовцы отметили премьеру своего знаменитого спектакля «На дне», в ложе большого зала бывало пели для друзей Шаляпин и Собинов. До революции это было модное богемное место. Ну а потом наступил 1917 год и новая власть перепрофилировала особняк под культурно-образовательный проект «Дом колхозников» с кинотеатром и библиотекой.

В советский период в здании располагалось издательство «Высшая школа» и в большом зале оборудовали клетушки-кабинеты для сотрудников. В конце восьмидесятых годов на Неглинную, 29 постепенно проникла «Школа современной пьесы» — сначала здесь репетировали, но играли на других площадках, а затем студия стала государственным театром и вытеснила издательство.

Открывали «Школу современной пьесы» Любовь Полищук, Алексей Петренко и Альберт Филозов, в спектаклях играли великие Михаил Глузский, Мария Миронова, Людмила Гурченко. На театральную сцену выходили читать стихи поэты Андрей Вознесенский и Белла Ахмадулина. Историческая планировка ресторана не предусматривала устройство большого закулисного пространства, был только один небольшой карман слева от сцены. Вместо кабинетов «Высшей школы» появились ряды зрительских кресел, расположенных амфитеатром с небольшим подъёмом.

Режиссёр и художественный руководитель театра Иосиф Райхельгауз

Вид на Неглинную улицу с Трубной площади. 1973 год: https://pastvu.com/p/147467


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.