evgechesnokov

Categories:

Волхонка и Пушкинский музей. Часть 2

23 октября 2019 года

Фотопроект «Город на память». 508Б. Волхонка и Пушкинский музей

История создания Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете началась в 1896 году с объявления архитектурного конкурса на лучший проект музейного здания. 

Волхонка, 12 - Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

Музей изящных искусств имени императора Александра III. 1912-1913 гг.: https://pastvu.com/p/701226

Исторически это центр местности Чертолье, а владело земельным участком дворцовое конюшенное ведомство. В московской топонимике с тех времён сохранились Лужники (где были дворцовые луга), Остоженка (куда свозили стога сена), а на память о слободе конюхов в Чертолье - Колымажный переулок (колымага - повозка, карета, экипаж). Помимо жилой слободы в окрестностях Чертольской улицы располагались конюшни и Колымажный двор с каретными сараями, складами, амбарами и манежем для выездки. В XIX веке конюхов сменили тюремщики - двор стал использоваться в качестве пересыльной тюрьмы, а позднее, после сноса тюремных строений, на Волхонке образовался пустырь - идеальная стройплощадка для возведения какого-нибудь основательного здания, например, музея.

Одним из инициаторов основания в Москве художественного общедоступного музея был профессор Московского университета Иван Цветаев, он же и разработал условия конкурса. А вердикт вынесло Правление университета, выбравшее из 18 представленных проектов работу архитектора Романа Клейна. Его проект представлял собой подобие античного храма на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду, со стеклянной крышей и внутренними дворами-атриумами. В сооружении здания Клейну стали помогать Иван Цветаев в качестве консультанта и инженер Иван Рерберг.

В 1898 году был создан Комитет по устройству Музея изящных искусств, освобождён участок под строительную площадку, 17 августа в присутствии членов императорской фамилии состоялась церемония закладки фундамента здания. Председателем Комитета стал великий князь Сергей Романов, который ходатайствовал о выделении на строительство из государственной казны 200 000 рублей. В финансировании проекта приняли участие промышленник Юрий Нечаев-Мальцов, внёсший 2 миллиона рублей, Степан Протопопов, Михаил Морозов, Николай Пастухов и ещё многие меценаты, неравнодушные к искусству.

Закладка здания Музея изящных искусств. 1898 год: https://pastvu.com/p/497793

Котлован под будущий Музей изящных искусств на Волхонке. 1898-1899 гг.: https://pastvu.com/p/8777

Постройка здания музея изящных искусств Имени Императора Александра III. 1901 год: https://pastvu.com/p/326585 На фото изображены Р.Клейн, Ю.Нечаев-Мальцов, И.Рерберг и И.Цветаев в окружении итальянских каменотёсов, нанятых для выполнения отделочных работ.

Церемония открытия музея изящных искусств императора Александра III. 1912 год: https://pastvu.com/p/345599 На заднем плане - дореволюционная Волхонка.

Музей изящных искусств имени Александра III открылся в торжественной обстановке 31 мая 1912 года в присутствии императора Николая II и вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Экспозиция вызвала большой интерес у столичной публики, в будни музей посещали 700-800 человек, а в воскресенья и праздники - до 2500 человек.

В 1937 году общественность отмечала печальную дату - 100-летие гибели Александра Пушкина на дуэли и под этот повод Музей изобразительных искусств получил имя великого русского поэта. Хотя Пушкин недурно рисовал, вряд ли это переименование можно назвать логичным и только создаёт путаницу - на Пречистенке есть ещё один пушкинский музей, посвящённый творческому наследию знаменитого литератора и его эпохе.

Выставка работ московских скульпторов под колоннадой музея. 1937 год: https://pastvu.com/p/391160

Великая Отечественная война оставила отметину на здании музея - в октябре 1941 года немецкая бомба упала по соседству и взрывная волна полностью разрушила стеклянную кровлю здания, на южном фасаде сохранён этот след от осколка бомбы.

Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

В наши дни ГМИИ имени Пушкина является одним из самых посещаемых московских художественных музеев с впечатляющей коллекцией и амбициозными планами по созданию музейного квартала на Волхонке, в который войдёт три десятка зданий, в частности, в ведение Пушкинского музея перешли строения усадьбы Голицыных.

Улица Волхонка, 14с5 - главный дом усадьбы Голицыных возведён в 1756-1761 годах по проекту архитектора Саввы Чевакинского, но позднее не раз перестраивался и в оригинальном виде сохранились лишь ворота, увенчанные княжеским гербом Голицыных.

Первые изменения случились в 1774 году, когда императрица Екатерина II, не желавшая останавливаться в Кремле, обратилась к Михаилу Голицыну с просьбой подыскать ей особняк в Москве и Голицын предложил царственной особе свой дом. Здание дворца было капитально перестроено под руководством Матвея Казакова, а за домом вырос деревянный корпус с тронным и бальным залами (на этом месте сейчас располагается бензоколонка).

В 1812 году усадьбу удалось спасти от огня, в ней квартировал наполеоновский генерал Арман Луи де Коленкур. Впоследствии стены этого дома повидали множество именитых людей, собиравшихся на роскошные голицынские балы. В парадных залах выставлялись шедевры из коллекции западной живописи, которую собирали несколько поколений семьи Голицыных.

В здании на Волхонке,14 в разные годы размещались образовательные и научные учреждения: Лесной институт, Народный университет имени А.Шанявского, Коммунистическая академия, Институт философии АН СССР. 

Коммунистическая академия. 1931 год: https://pastvu.com/p/950414

После революции главное здание усадьбы и служебные постройки оказались в запущенном состоянии и потребовали скорейшего капитального ремонта, а так как Коммунистическая академия стала всесоюзным центром исследований в области общественных наук и её многочисленные отделы не помещались в старом здании, то его ещё и надстроили двумя этажами. Для нужд Комакадемии была произведена внутренняя перепланировка, «квартирную систему» изменили на общественную - появились конференц-зал, библиотека, кабинеты для занятий. Здание было передано Комакадемии в 1925 году и вскоре руководство стало бомбардировать ЦИК просьбами о строительстве на участке новых зданий библиотеки, общежитий, но все проекты расширения на протяжении многих лет отклонялись.

Улица Волхонка, 14с6 - левый флигель усадьбы Голицыных входил в ансамбль Пречистенского дворца, временной резиденции Екатерины II. В 1890-1892 годах здание было перестроено архитектором Василием Загорским под меблированные комнаты «Княжий двор», в которых квартировали многие творческие личности: писатели Александр Островский и Борис Пастернак, художники Василий Суриков и Илья Репин, композитор Александр Скрябин, философ Борис Чичерин. В 1988-1994 годах особняк пережил ещё одну реконструкцию - под размещение Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков. Экспозиция объединяет произведения, входившие в собрания прославленных российских коллекционеров.

Улица Волхонка, 14с6. Здание «Автоэкспорта». 1972-1975 гг.: https://pastvu.com/p/75645

Колымажный переулок, 6с2 - перестроенная городская усадьба конца XVIII века с садом. После Октябрьской революции в здании размещались детские учреждения, в 1980-х годах ансамбль был реконструирован и сейчас здесь находится Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» ГМИИ имени Пушкина.

Антипьевский (Колымажный) переулок, 6с2. 1920-1940 гг.: https://pastvu.com/p/64711

Антипьевский (Колымажный) переулок, 4с1. 1914 год: https://pastvu.com/p/26348

Колымажный переулок, 4с1 - усадьба В.Глебовой (1826-1827, архитектор Ф.Шестаков), фондохранилище графики ГМИИ имени Пушкина. Старинная усадьба переходила из рук в руки, пока в 1896 году её не приобрёл купец Афанасий Бурышкин, завещавший организовать здесь городской музей. Первая Мировая война помешала этим планам и в здании разместился лазарет. А после революции здесь находились различные учреждения, детская библиотека, коммунальные квартиры. Сейчас рассмотреть фасад здания невозможно в связи со строительными работами в переулке.

С афишей и новостями Пушкинского музея можно ознакомиться на сайте: https://www.pushkinmuseum.art

Подробная история Волхонки в статьях Рустама Рахматуллина и Константина Михайлова на сайте Архнадзора: http://www.archnadzor.ru/2012/03/22/volhonka-i-chertol-e/

http://www.archnadzor.ru/2012/03/23/volhonka-chertolie-2/

http://www.archnadzor.ru/2012/03/28/volhonka-i-chertole-3/

http://www.archnadzor.ru/2012/04/05/volhonka-i-chertole-4/

http://www.archnadzor.ru/2012/04/09/volhonka-i-chertole-5/


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.