evgechesnokov

Categories:

Из села Карачарово в село Перово. Часть 1

25 июня 2019 года

Фотопроект «Город на память». 482А. Из села Карачарово в село Перово

Село Карачарово впервые упоминается в летописи в 1571 году - тогда оно находилось во владении Спасо-Андроникова монастыря. Времена были неспокойные, да и места безлюдные: путники на старой Коломенской дороге запросто могли стать жертвами разбойников, прятавшихся в окрестных лесах. Из-за участившихся грабежей купцы стали сторониться старой дороги, предпочитая проложенную по открытой местности новую Коломенскую дорогу (в наши дни известную как Рязанский проспект).

В Смутное время Карачарово было разорено, но вскоре возродилось стараниями боярина Василия Стрешнева, который отстроил старое село и основал новую слободу на Рязанской дороге. Крестьяне выращивали на огородах картофель, а кустари вили верёвки и вязали сети, не забывая платить оброк Андроникову монастырю и отрабатывая барщину на монастырских землях. Соседство с оживлённой торговой дорогой, по которой купцы и крестьяне отовсюду везли в Москву сено, овёс, овощи, фрукты, рыбу, способствовало развитию Карачарово. Село стало напоминать большой постоялый двор с ямщицкими станциями, трактирами и ночлежками. К концу XIX века здесь проживало 260 человек.

К этому времени разбойников в округе уже не было, зато оставалась живописная природа, привлекающая в Карачарово московских дачников. Горожане имели возможность отдыхать с комфортом - к дачам были подведены водопровод и электричество, а поезда Рязанской и Нижегородской железных дорог быстро доставляли пассажиров из Москвы в Карачарово.

Октябрьская революция и Гражданская война изменили мирный уклад жизни в Карачарово, в годы разрухи жители разобрали дачи на дрова, а специальные «лесные дружины» вырубили окрестные леса для снабжения Москвы топливом. Вскоре карачаровцы узнали новые слова «коллективизация» и «индустриализация». В 1929 году в селе был основан колхоз «Красная Победа», но уже спустя два года колхозные угодья потребовались для строительства промышленных предприятий и складов. Местность прекрасно подходила для индустриального развития благодаря пересечению трёх железных дорог - Рязанской (Казанской), Нижегородской (Горьковской) и Московской Окружной.

Ещё в XIX веке в окрестностях Карачарово были построены сахарный завод и суконная фабрика, в 1901 году основаны «Перовские вагонные мастерские» («Московский локомотиворемонтный завод»), в годы первых пятилеток выросли корпуса заводов «Фрезер» и «Стальмост» («Станкоагрегат»), в 1938 году создана складская база «Карачарово» в системе «Главснаб», в 1948 году основаны механические мастерские («Карачаровский механический завод»). Эти крупные предприятия построили для рабочих жилые дома, клубы, школы и детские сады.

История старинного села завершилась в 1960 году, когда Карачарово вошло в состав Москвы, а вскоре главная сельская улица стала частью Рязанского проспекта. Исчезло с городских карт и название посёлка Кавказ - довольно большой территории, прилегающей к станциям Перово и Чухлинка, территория бывшего посёлка Кавказ относится к Деревообрабатывающему комбинату № 3. 

Промышленная зона до девяностых годов продолжала давать нужную народному хозяйству СССР продукцию, но переход от плановой экономики к рыночной произошёл с потерями, закрылся крупнейший здешний завод «Фрезер», часть площадей «Карачаровского механического завода» передана под жилую и офисную застройку, большинство объектов промзоны в наши дни используется не для производства, а в качестве складских помещений. На память о советской индустриальной Москве остались несколько памятников - Владимиру Ленину, Михаилу Калинину, заводским рабочим, вставшим на защиту столицы в 1941 году.

План 1952 года: http://retromap.ru В нижней части плана вдоль Рязанского шоссе выстроились деревянные избы и рабочие бараки исторического села Карачарово, которое в 1952 году ещё оставалось вне границ Москвы (граница города обозначена жирной красной линией). Про эти места «Город на память» уже рассказывал в сюжетах про Рязанский проспект: после войны вместо карачаровских избушек построены кварталы домов для рабочих, а на пустырях выросли заводские корпуса, которые в наши дни уступают место многоэтажной жилой застройке.

89-й квартал Карачарова примечателен коттеджным посёлком, построенным в 1948-1950-х годах.

Дом культуры «40 лет Октября» (1958) принадлежал машиностроительному заводу «Молния», в сквере установлен памятник «50-летию стахановского движения».

Рязанский проспект, 45к1 - жилой дом (1935)

Сейчас эти окрестности оживлённого Рязанского проспекта представляют собой обычный спальный район, сложившийся в 1950-1960-е годы, а вот к северу, за путями Горьковской железной дороги, расположена производственная зона № 24 «Карачарово» - место странное и малолюдное. Промзона специализировалась на машиностроении («Фрезер» и «Станкоагрегат») и деревообработке (ДОК № 3), значительную часть территории занимают склады различных организаций.

Железнодорожная ветка в промзону

Пространство ограничено со всех сторон железными дорогами, к заводам ведут подъездные пути, вероятно, в плане логистики это подходящее место для развития производства, но для проживания людей малоприспособленное. Промзона «Карачарово» похожа на «бермудский треугольник» - для автомобильного транспорта здесь только один въезд-выезд по 5-й Кабельной улице, которая ведёт к другой промзоне № 23 «Серп и Молот» и лишь оттуда по Авиамоторной можно выбраться к цивилизации.

Карачаровский ручей

Станция Перово. 1959-1960 гг.: https://pastvu.com/p/792662

Зато к услугам местных жителей сразу четыре железнодорожных платформы - Карачарово, Чухлинка, Перово, Фрезер плюс открывшаяся в 2016 году станция Андроновка Московского центрального кольца. По промзоне с небольшими интервалами курсируют рейсовые автобусы нескольких маршрутов. 

Платформа Чухлинка. 1900-1910 гг.: https://pastvu.com/p/1534

Платформа Чухлинка. 1999 год: https://pastvu.com/p/76880

Платформа Чухлинка

Станция МЦК Андроновка

Автобус на 5-й Кабельной улице

1-я Карачаровская улица. Клуб. 1955-1960 гг.: https://pastvu.com/p/69898

Сейчас из развлечений здесь доступен, пожалуй, только народный парк «Карачарово» на Перовском шоссе, в парке зимой заливают каток.

Фонарь в народном парке

Строительство завода «Фрезер». 1931 год: https://pastvu.com/p/7112

Московский завод режущих инструментов «Фрезер» имени Калинина был основан в 1932 году и стал одним из крупнейших предприятий инструментальной промышленности СССР. Завод специализировался на крупносерийном производстве стандартного и специального режущего инструмента, в том числе для часовой и приборостроительной промышленности. С 2004 года «Фрезер» закрыт, территория сдаётся арендаторам.

Московский завод режущих инструментов «Фрезер». 1975 год: https://pastvu.com/p/78909

1-я Фрезерная улица, 2к2 - заводоуправление «Фрезер» (1974)

Бюст Михаила Калинина

Мозаика на фасаде заводоуправления

Пуск завода «Фрезер». 1932 год: https://pastvu.com/p/630681

Пуск завода «Фрезер». 1932 год: https://pastvu.com/p/7176

Отдых рабочих завода «Фрезер» в обеденный перерыв. 1946 год: https://pastvu.com/p/922694

Деревообрабатывающий комбинат № 3 – крупнейшее столичное предприятие, специализирующееся на изготовлении деревянных оконных блоков со стеклопакетами и дверей. Возле проходной установлена скульптурная композиция «Владимир Ленин и рабочие».

Карачарово. Возле ДОК № 3. 1949-1953 гг.: https://pastvu.com/p/18107

Деревообрабатывающий комбинат № 3. 1950-1970 гг.: https://pastvu.com/p/90688

Мемориал работникам деревообрабатывающего комбината, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Памятник Ленину на Перовском шоссе

Завод «Стальмост». 1930-1940 гг.: https://pastvu.com/p/34176

Завод «Стальмост». Сборка десятитонных портальных кранов для строек коммунизма. 1951 год: https://pastvu.com/p/919818

2-я Карачаровская улица, 3 - АО «Полимербыт», производящее разнообразные бытовые пластмассовые изделия, создано на базе Карачаровского завода пластмасс, основанного в 1939 году.

2-я Карачаровская улица, 1 - универсам в здании ремонтных мастерских автокомбината № 10

Карачаровское шоссе, 13 - производственное здание (1955)

Карачарово. Жилые дома и бараки. 1961 год: https://pastvu.com/p/320427

Для рабочих производственной зоны строились общежития и жилые дома, здесь есть несколько школ и детских садов.

Строительство жилого дома для завода «Фрезер». 1931 год: https://pastvu.com/p/579089

Шоссе Фрезер, 5 - жилой дом (1932)

Перовское шоссе, 10к2 - жилой дом (1938), перестроенный в 1982 году

2-я Карачаровская улица, 10 - жилой дом (1950)

2-я Фрезерная улица, 6к2 - общежитие (1975)

1-я Карачаровская улица, 23 - общежитие (1957)

Перовское шоссе, 16 - жилой дом

Шоссе Фрезер, 10 - Московский инструментальный техникум (1979), филиал «Станкин»

Перовское шоссе, 8 - средняя общеобразовательная школа № 453 (1951)

Перовское шоссе. Школа № 453. 1955-1956 гг.: https://pastvu.com/p/588773

2-я Фрезерная улица. Возвращение из пионерского лагеря. 1950-1960 гг.: https://pastvu.com/p/147375

Граффити в Карачарово

Микроавтобус РАФ-977 на Карачаровском шоссе. Рижская автобусная фабрика выпускала эту серию с 1959 по 1976 год, её модификации использовались как маршрутное такси, автомобиль скорой помощи или грузовой фургон.

Железнодорожный переезд на Карачаровском шоссе. В советской индустриальной Москве таких переездов можно было насчитать десятки, если не сотни. В наши дни после закрытия заводов и фабрик подъездные пути к ним демонтированы.

Продолжение следует...

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.