evgechesnokov

Categories:

Люблино сталинское. Часть 2

15 июня 2019 года

Фотопроект «Город на память». 480Б. Люблино сталинское

Чётная сторона Люблинской улицы прилегает к железной дороге и промышленной зоне, в основном, здесь расположены профильные учебные заведения, мастерские, склады. Центром промзоны стал Люблинский литейно-механический завод.

Люблинская улица, 56 - комплекс зданий железнодорожного техникума (1949) и общежитие (1953), сейчас - Московский колледж профессиональных технологий.

Первый московский универсам. 1971 год: https://pastvu.com/p/277874

В 1971 году традиционные торговые точки, работавшие «через прилавок», стали перестраиваться на новый лад. Первый в Москве продуктовый универсальный магазин самообслуживания открылся по адресу: Люблинская улица, 60. Горожане прозвали магазины самообслуживания «самбери».

Торговый зал универсама. 1974 год: https://pastvu.com/p/482051

Торговый зал универсама. 1974 год: https://pastvu.com/p/482050

Люблинская улица, 60 - в бывшем «самбери» позже размещались супермаркет, торговый центр, автомотоцентр, а сейчас здание реконструировано под фитнес-клуб.

Люблинская улица, 62 - рынок «Люблино»

Люблинская улица, 68 - автомобильные мастерские в здании бывшей базы Моспромторга

Люблинская улица, 127 - жилой дом (1932), в этом доме до войны жил слесарь механического цеха Люблинского литейно-механического завода Александр Авдеев, ставший лётчиком и погибший в бою в 1942 году.

Люблинская улица, 129 - жилой дом (1940)

Люблинская улица, 131 - школьное здание (1940), в котором размещались женская школа № 1 и школа № 14 города Люблино, с 1960 года - средняя школа № 75, затем - учебно-производственный комбинат № 9, сейчас здесь Колледж сферы услуг № 29.

Люблинская улица, 133 - жилой дом (1940), «Дом работников Люблинских полей орошения»

Люблинская улица, 149 - Дворец культуры (архитектор Константин Бартошевич) открылся в 1962 году и принадлежал Люблинскому комбинату треста «Мосочиствод». Строительство затянулось в связи с пересмотром проекта здания, лишившегося колоннады, характерной для подобных типовых учреждений 1950-х годов. В 1983 году Дворцу культуры присвоено имя Героя Советского Союза лётчика Ивана Астахова, погибшего в 1944 году при таране вражеского самолёта.

Проезд Кирова, 6с2 - Дом культуры «Звезда» (1946 или 1953) Люблинского литейно-механического завода был построен немецкими военнопленными и входил в состав заводского посёлка, на месте которого уже давно возвышаются многоэтажки. Дом культуры уцелел во время сносов, так как был одним из немногих очагов культуры в районе, здесь показывали кино, проводились концерты. В начале 1990-х здание было приватизировано и в нём устроили ночной клуб. В 2003 году бывший Дом культуры выставили на торги и его приобрела религиозная организация Приход Святой Ольги Римско-Католической церкви. Вероятно, это единственный в мире католический храм, построенный в стиле сталинского ампира.

После реконструкции в зале установлены атрибуты католического храма - алтарь, дарохранительница, амвон, с которого читают Слово Божие. На оконных витражах изображён библейский сюжет - Тайная вечеря, последняя трапеза Христа с учениками.

Икона Пресвятой Девы Марии «Звезда Пресветлая». Подлинник этой иконы, датированный 1675 годом, хранится в музее в Муроме.

По традиции в католических храмах звучит органная музыка.

С советских времён частично сохранились лепные украшения в главном зале и одна картина, висевшая прежде в кабинете директора ДК. Изначально на полотне был изображён Владимир Ленин, но в 1991 году один из художников местного изобразительного кружка загрунтовал полотно и написал пейзаж под названием «Дорога в храм».

Совхозная улица, 2с1 - бывшее СПТУ № 166, полиграфический техникум, сейчас - Московский многопрофильный техникум имени Л.Красина

Посёлок строителей на Совхозной улице. 1949 год: https://pastvu.com/p/543950

На Совхозной улице в тени деревьев прячется незаметный для прохожих памятник Максиму Горького. Казалось бы, какое отношение имеет пролетарский писатель к району Люблино? Оказывается, на окрестных землях располагался большой совхоз имени Горького (позднее - тепличный комбинат «Горьковец»). В наши дни вместо теплиц построили три жилых микрорайона, а памятник литератору и название Совхозной улицы сохранились.

В первые годы советской власти посёлок Люблино получил статус города (который вскоре поглотил и окрестные сёла Перерва, Печатники и Кухмистерский посёлок) а в 1931 году по заданию советского правительства на территории опытных железнодорожных мастерских развернулось строительство завода «Можерез» с кузнечным, чугунолитейным и сталелитейным цехами. Возведение заводских корпусов велось ударными темпами - железной дороге срочно требовались детали для локомотивов и вагонов. Группа специалистов была командирована в Германию для закупки оборудования и готовых строительных конструкций. Ходом работ интересовались Иосиф Сталин и Серго Орджоникидзе, и строители не подвели - уже в 1933 году «Можерез» дал стране первую продукцию. Позднее предприятие получило название Люблинский литейно-механический завод (ЛЛМЗ), в его цехах трудились 10 200 рабочих и служащих.

Для предприятия, вскоре переименованного в Люблинский литейно-механический завод, были построены столовая, поликлиника и клуб, рабочие переселялись из дореволюционных бараков в новые жилые дома, по соседству открывались детские сады и школы. Практически все упомянутые в этом сюжете сталинки на Люблинской (прежде она называлась Московской) улице возведены для сотрудников завода.

В первые месяцы Великой Отечественной войны сотни заводчан записались добровольцами и ушли на фронт, а цеха ЛЛМЗ стали выполнять заказы для армии, здесь ремонтировались бронепоезда, изготавливались детали для снарядов. Люблинцы помнят имена Героев Советского Союза лётчика-истребителя Александра Авдеева и танкиста Михаила Судакова - в память о не вернувшихся с войны рабочих названы улицы и скверы.

Сквер имени Александра Авдеева появился на Ставропольской улице в 1965 году.

Сквер имени Михаила Судакова обустроен в 1958 году стараниями люблинских комсомольцев. До войны на этом месте располагался склад ОКСа (объектов капитального строительства) Люблинского литейно-механического завода. Сюда подходила ветка со стороны Московско-Курской железной дороги, маневровый паровоз подавал вагоны с лесоматериалами для дальнейшей переработки. А в больших ямах на территории склада гасили известь.

В советские годы литейно-механический завод производил запасные части для железнодорожного транспорта - колёсные вагонные пары, буксы, зубчатые колёса, гильзы и поршни тепловозных дизелей. Но времена изменились и в 2014 году согласно постановлению Правительства Москвы ЛЛМЗ прекратил своё существование, производственное оборудование демонтировано, а на месте заводских корпусов растут жилые кварталы.

Здание 1926 года постройки использовалось как заводское общежитие.

Ограда конца 1940-х годов

Водонапорную башню пока решено не сносить, объявлен архитектурный конкурс на её дальнейшее применение.

Ретроавтомобиль ГАЗ-53 на Люблинской улице


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.