evgechesnokov

Categories:

Музей архитектуры. История

4 марта 2019 года

Фотопроект «Город на память». 435А. Музей архитектуры. История 

Первые предложения создать в Москве музей архитектуры высказывались ещё в XIX веке, но реализовать эту идею удалось только при Советской власти. Музей при Академии архитектуры разместился поначалу на территории Донского монастыря. По инициативе архитектора Алексея Щусева в 1945 году музею были предоставлены здания старинной усадьбы Талызина на Воздвиженке.

В 1917 году Комитет по делам искусств под руководством Максима Горького опубликовал «Воззвания о сохранении произведений искусства», а спустя год Комиссия по охране памятников искусства и старины предложила «создать новый тип музея, где люди учились бы понимать красоту архитектуры — создать проходные пассажи, галереи, целые улицы, где проходящий и гуляющий народ между делом и прогулкой невольно воспринимал бы в графических и художественных произведениях красоту рассыпающихся кругом архитектурных богатств...» В качестве площадки для размещения экспозиции рассматривался бывший Английский клуб, однако здание было передано Музею революции.

Организация музея шла неспешно, создавались комиссии с участием ведущих архитекторов, но лишь в 1934 году решением Президиума ЦИК СССР были созданы Академия архитектуры и подведомственный музей. В 1935 году его основная экспозиция разместилась в Большом соборе Донского монастыря, посетители могли осмотреть также другие монастырские сооружения, старинный некрополь, а вдоль стен были выставлены художественные фрагменты разрушенных при реконструкции старой Москвы памятников.

В 1945 году Вячеслав Молотов подписал Указ о создании в Москве Республиканского музея русской архитектуры, которому предоставлялась городская усадьба Талызиных на улице Коминтерна (так в то время называлась Воздвиженка). Возглавляемая Алексеем Щусевым архитектурно-проектная мастерская провела научную реставрацию здания - памятника русского классицизма XVIII, построенного Матвеем Казаковым. По замыслу Щусева сама усадьба стала музейным экспонатом, а филиалы музея планировалось открывать и в других ценных исторических зданиях Москвы. С 1949 года музей носит имя Алексея Щусева - его вдохновителя и первого директора.

Улица Калинина. Музей русской архитектуры имени Щусева. 1950-1955 гг.: https://pastvu.com/p/91162

Воздвиженка. Усадьба А.Талызина. 1933-1934 гг.: https://pastvu.com/p/56825

Во дворе усадьбы. 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/162161

Музей архитектуры имени Щусева. 1947 год: https://pastvu.com/p/109996

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени Алексея Щусева образован в 1964 году в результате слияния с музеем Академии архитектуры СССР в Донском монастыре (до возвращения монастыря Русской Православной Церкви в нём размещался филиал с постоянной экспозицией древнерусского зодчества). Сегодня Музей Архитектуры располагает тремя выставочными пространствами на Воздвиженке: это Анфилада главного дома усадьбы Талызиных-Устиновых XVIII-XIX веков, обновленный Флигель «Руина» и средневековое пространство Аптекарского приказа - трапезных палат XVII века. Во дворе представлены подлинные фрагменты Триумфальной арки Осипа Бове, решётки оград XIX-XX веков, садово-парковая скульптура XVIII-XIX веков. Филиалом является Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке - памятник архитектуры авангарда, возведенный в 1927-1929 годах. 

Хотя фонды насчитывают более 800000 единиц хранения, из-за нехватки пространства выставочная деятельность ограничена проведением тематических выставок. Постоянная экспозиция представлена моделью Большого Кремлёвского дворца Василия Баженова. Дефицит площади вызван ремонтными работами в здании, конструкции которого были деформированы ещё при прокладке Калининской (Филёвской) линии метро.

Ознакомиться с расписанием выставок и правилами посещения Музея архитектуры можно на сайте: http://muar.ru

Знакомство с экспозицией музея начинается во дворе, где выставлены скульптуры, барельефы и декоративные фрагменты Триумфальной арки. Арка была сооружена архитектором Осипом Бове в 1829-1834 годах по инициативе императора Николая I в честь победы в Отечественной войне. В создании арки также участвовали скульпторы И.Витали и И.Тимофеев. В 1936 году арка была разобрана, но часть оформления сохранено Музеем архитектуры на территории Донского монастыря.

В уличной экспозиции также представлены памятник Екатерине II (1830-е годы, скульптор В.Демут-Малиновский), скульптуры львов из усадьбы Хераскова на Тверской улице (XVIII век), итальянские садовые гермы XVIII века - Геракл в львиной шкуре и бог виноделия Дионис, садовые вазы с масками Диониса из подмосковной усадьбы Петровское-Алабино.

О флигеле «Руина» рассказывает директор Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева Елизавета Лихачёва:

«Этот флигель когда-то был каретным сараем усадьбы, несколько раз перестраивался, а в середине девяностых годов сгорел и лишился крыши. Почти пятнадцать лет это было холодное пространство без крыши и окон, с лопнувшими трубами отопления. Директор Музея архитектуры Давид Саркисян вместе с архитектором Александром Бродским создал музейно-выставочную площадку под названием флигель «Руина». Сейчас это пространство объективно одно из самых интересных мест в городе. Первый этаж был построен во второй половине XVIII века, позднее здание дважды надстраивалось. На втором этаже мы видим оборотную сторону полуциркульных сводов с подпружной аркой, которые образуют крестовый свод. Вместо чердака сейчас стропила».

А это современные интерьеры бывшей усадьбы Талызиных (вестибюль и выставочное пространство Анфилада Музея архитектуры).

Фрагменты макета Большого Кремлёвского дворца Василия Баженова. В конце XVIII века императрица Екатерина II и архитектор Баженов собрались преобразить ансамбль Московского Кремля, возведя гигантский дворец. В ходе строительства были разобраны несколько старинных построек, церквей, башен, часть кремлёвской стены, но реализация проекта вскоре застопорилась из-за эпидемии чумы в Москве. Восстание Пугачёва и война с Турцией отвлекли внимание императрицы от дорогостоящего архитектурного проекта и в 1775 году работы над дворцом были окончательно прекращены.

Чтобы представить императрице проект во всей красе, в 1768 году большой коллектив столяров, скульпторов, живописцев во главе с Василием Баженовым создали деревянный макет дворца. Модель в длину превышала 17 метров, а для её перевозки в Петербург потребовался обоз из 120 саней. По возвращении в Москву конструкция была собрана и выставлялась на всеобщее обозрение в Кремле, Румянцевском и Политехническом музеях. В советские годы сохранившиеся фрагменты были реставрированы и переданы в фонд Музея архитектуры.

Продолжение следует...


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.