evgechesnokov

Categories:

Неглинная улица, 29 и «Школа современной пьесы». Погорельцы

30 января 2019 года

Фотопроект «Город на память». 431А. Неглинная улица, 29 и «Школа современной пьесы»

Точная дата постройки здания на Неглинной, 29 в анналах истории не сохранилась, известно, что ему около двухсот лет, тогда это был жилой дом в комплексе доходных домов на углу Трубной площади и Неглинной улицы. Имя архитектора тоже неизвестно. Гурманы приходили обедать в трактир «Крым», один из залов которого назывался «Ад» (это для специфической публики с самого дна, но с деньгами), в ресторан «Эрмитаж» месье Оливье - кулинара, придумавшего ставший чрезвычайно популярным салат.

Москва - город контрастов. Окрестности вокруг вполне респектабельных заведений назывались Грачёвкой, в этой слободе на Трубной издавна селились ремесленники, а позднее трущобы превратились в воровские «малины». У Гиляровского можно прочитать, что выражение «концы в воду» появилось именно здесь: преступники избавлялись от трупов жертв, сбрасывая тела в канализационные люки и они уплывали по водам убранной в коллектор речки Неглинки. Собирались в этих местах не только уголовники, политические тоже скрывались в трущобах, строя планы будущих революций.

Ресторан «Эрмитаж». 1899-1900 гг.: https://pastvu.com/p/526978 Башня на крыше задумывалась как остеклённый световой колпак над залом.

Рынок на Трубной. 1900-1901 гг.: https://pastvu.com/p/57457

Здесь находилась и специфическая гостиница с табличкой «Приезжих не обслуживаем», нумера сдавались не для проживания, а для любовных утех на час. Купец Пегов открыл в заведении так называемые «Торговые бани» с мужскими и женскими купальнями и именно Яков Пегов подружился с Люсьеном Оливье и образовал совместное предприятие «Товарищество гостиницы «Эрмитаж-Оливье».

Ресторан «Эрмитаж» располагал тремя залами, в Большом зале была предусмотрена сценическая площадка для выступлений знаменитых исполнителей. Это уже был не трактир, а солидное заведение на уровне «пяти звёзд», в котором устраивала банкеты московская богема, творческая интеллигенция.

Дом Крестьянина. 1936 год: https://pastvu.com/p/502 Ну а потом наступил 1917 год и новая власть перепрофилировала особняк под культурно-образовательный проект - Дом колхозников с кинотеатром и библиотекой.

Трубная площадь. 1970-1979 гг.: https://pastvu.com/p/849536

В советский период в здании располагалось издательство «Высшая школа» и в большом зале оборудовали клетушки-кабинеты для сотрудников. В конце восьмидесятых годов на Неглинную, 29 постепенно проникла «Школа современной пьесы» http://neglinka29.ru — сначала здесь репетировали, но играли на других площадках, а затем студия стала государственным театром и вытеснила издательство. Как и в былые времена, на Неглинку стали приходить знаменитые люди искусства. Отмечавший юбилей Булат Окуджава вышел с гитарой на балкон и пел для собравшихся на площади поклонников, положив начало традиции проведения в День Победы фестивалей бардовской песни.

Историческая планировка ресторана не предусматривала устройство большого закулисного пространства, был только один небольшой карман слева от сцены. Вместо кабинетов «Высшей школы» появились ряды зрительских кресел, расположенных амфитеатром с небольшим подъёмом.

Особняк на Неглинной окружён таким количеством легенд и увлекательных историй, что Иосиф Райхельгауз планирует приглашать сюда не только театралов, но и организовать экскурсии для любителей старой Москвы. Неглинная, 29 - это не только «преданья старины глубокой», но и история современной культуры, ведь на эту сцену выходили Алексей Петренко, Людмила Гурченко, Любовь Полищук, Альберт Филозов, Михаил Глузский, Лев Дуров, здесь читали свои стихи Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, свои авторские вечера проводил Булат Окуджава.

Возгорание в театре случилось 3 ноября 2013 года. Как писал тогда «Русский блоггер», «Пожар начался в воскресенье в 11:42 по московскому времени. МЧС сообщило, что в здании горели деревянные перекрытия между вторым этажом и чердачным помещением. Около 13:00 произошло частичное обрушение перекрытий в здании театра, а к трем часам дня пожар был потушен. Официальной причиной возгорания театра «Школа современной пьесы» стала неисправность проводки».

Сразу же после пожара был созван совет в Мосгордуме для решения оперативных вопросов, очень важно было перекрыть крышу и сохранить историческую часть, уцелевшую в огне. Деньги были выделены, но полное восстановление затянулось, немало времени ушло на подготовку и согласование проекта.

На пять лет «Школа современной пьесы» стала кочевым театром - в первые месяцы своей сценой делился Театр Маяковского, затем ШСП получила временную прописку в бывшем Доме культуры имени Серафимовича, но его снесли под жилую застройку, и «блуждающие звёзды» Иосифа Райхельгауза отправились обживать Дом культуры «Кросна».

Дом культуры имени Серафимовича (Средний Тишинский переулок, 5). Здесь уместно отвлечься от основной темы и вспомнить историю здания, которое уже снесено.

Согласно архивным данным, его основу составляет каменный фабричный корпус бывшей бумаго-красительной фабрики купца Н.Шустова, построенный в 1888 году по проекту московского архитектора К.Терского, автора нескольких театральных зданий (в том числе здания Театра имени Моссовета), доходных домов, ансамбля усадьбы Покровское и других.

Интересно, что пристройка (Средний Тишинский переулок, д.5 строение 2) выполнена из кирпичей с клеймом «ИФ». Можно предположить, что и облицовка основного здания ДК выполнена кирпичами завода Ивана Фецкина. Подобные клейма можно также обнаружить на кирпичах Хамовнических казарм, домов на Болотной площади, Мясницкой улице и в Кривоколенном переулке.

В 1930 году здание было реконструировано под размещение рабочего клуба, надстроен третий этаж, появились мраморные маршевые лестницы. В то время это был клуб оборонного завода Авиаприбор. Вскоре предприятие разделилось с выводом основного производства на новую площадку, а в Грузинах остался Тизприбор (завод 230), выпускающий теплоизмерительную аппаратуру.

В центральной части здания (в объеме постройки 1888 года) располагались входной вестибюль и зрительный зал. В пристроенном по периметру объёме – две широкие лестницы, фойе и клубные комнаты. Входы были организованы на западном и восточном фасадах в непосредственной близости к лестницам. Фасады получили лаконичное оформление: рустованная штукатурка первого этажа с окнами трапециевидной формы, сплошная оштукатуренная плоскость стен в уровне второго и третьего этажей на главном и западном фасадах.

В издании «Строительство Москвы. Номер 4, 1935 год» сообщается, что реконструкция Клуба завода «Авиаприбор» выполнена по проекту известного архитектора-конструктивиста Б.Штивеля. В конце 1940-х — начале 1950-х годов потребовались дополнительные служебные площади и здание ДК имени А.С.Серафимовича было частично надстроено четвёртым этажом. В восьмидесятые незначительная реставрация была произведена под руководством архитектора Юрия Гнедовского.

В доме купца Шустова поселился литератор Леонид Андреев, которого считают родоначальником русского экспрессионизма. У Андреева останавливался и ещё один известный литератор — Александр Серафимович (Попов), который во время Первой мировой войны был военным корреспондентом «Русских ведомостей», а в Гражданскую ездил по фронтам, сотрудничая с партийной газетой «Правда». В 1924 году по горячим следам Серафимович написал свою главную повесть — «Железный поток» — о реальных событиях Гражданской войны, походе Таманской армии. Его творчество в тот период оказалось настолько актуально и важно, что в 1933 году автор был награждён орденом Ленина, в его честь при жизни названа улица в районе Якиманки и новый рабочий клуб в Среднем Тишинском переулке.

В этом клубе в 1930-е годы работали разнообразные кружки для детей и взрослых, базировался Первый Московский Рабочий Театр, выступали артисты Московского Театра танца Веры Майя. Участники танцевально-хоровой группы завода ТИЗПРИБОР (руководитель И.Скворцов) с большим успехом исполняли хоры из опер «Садко» и «Снегурочки» Римского-Корсакова, «Мейстерзингеры» Вагнера и других.

В 1961 году Е.Свешникова создала в ДК имени Серафимовича детскую хоровую студию «Веснянка», а в 1970 году был основан детский танцевальный коллектив «Калинка» имени А.Н.Филиппова. Оба коллектива существуют и в настоящее время. В доме культуры неоднократно проводился московский фестиваль самодеятельного хорового искусства «Хоровая весна», работал киноклуб, где показывались старые ленты и шедевры мирового кино. Здесь прошли премьерные показы фильмов «Асса» Говорухина, «Маленькая Вера» Пичула с участием создателей фильмов. В этом зале в разные годы состоялись творческие встречи с Любовью Орловой, Фаиной Раневской, Владимиром Высоцким, Василием Лановым, Арменом Джигарханяном и другими легендарными артистами.

В июне 2017 года в Среднем Тишинском переулке начался снос Дома культуры имени Серафимовича, в котором разместился театр «Школа современной пьесы». Застройщик внезапно выселил артистов и подогнал строительную технику. Местные жители и активисты-градозащитники смогли привлечь внимание к ситуации и уже на следующий день работы по разрушению исторического здания были временно приостановлены. Несмотря на протесты, здание всё-таки было снесено, на месте Дома культуры и прилегающей малоэтажной застройки компания «Дон-строй» планирует возвести шестнадцатиэтажный жилой комплекс класса «премиум» с магазинами и физкультурно-оздоровительным комплексом.

Последними премьерами «Школы современной пьесы» на сцене ДК Серафимовича стали спектакли «Шинель/Пальто» - непредсказуемая интерпретация бессмертного произведения Гоголя с участием Владимира Качана, Анжелики Волчковой, Татьяны Цирениной, Николая Голубева и других актёров и «Рок-н-ролл на закате» - лирическая комедия с Татьяной Веденеевой и Александром Овчинниковым в главных ролях.

Взамен театру было предложено другое помещение по адресу: Пресненский Вал, 29. Это Дом культуры «Кросна», в недавнем прошлом - Дом культуры «Красный Октябрь» Московского электромашиностроительного завода Памяти революции 1905 года. О нём известно немного, клуб открылся в 1937 году для организации культурного досуга заводских рабочих, а само здание построено в 1917 году.

В дни празднования Хануки на сцене ДК «Кросна» состоялась премьера постановки «Умер-Шмумер, лишь бы был здоров!». На этот раз Иосиф Райхельгауз предложил актёрам сыграть сборник еврейских анекдотов. Труппа «Школы современной пьесы» настолько талантлива, что могла сыграть бы и телефонный справочник, однако оставалось дождаться финальной реакции зрителей. И оказалось, что люди, заполнившие зрительный зал, шли вроде бы посмеяться над анекдотами, а выходили со слезами на глазах.

Труппа «Школы современной пьесы» несколько раз посетила историческую родину на Трубной - во время празднования 25-летия театра и на сборах перед началом сезона.

Продолжение следует...

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.